«Секрет фирмы»: почему вам нужны режим коммерческой тайны и NDA

Введение режима коммерческой тайны и заключение с контрагентами соглашения о неразглашении (NDA) помогут защитить коммерчески значимые сведения. Главное – сделать это правильно, иначе предъявить претензии в случае раскрытия конфиденциальной информации не получится

«Секрет фирмы»: почему вам нужны режим коммерческой тайны и NDA

В digital-реалиях информация обладает колоссальной ценностью, а ее защита является обязанностью сотрудников компании, которые должны скрупулезно соблюдать duty of care. И все же коммерчески значимую информацию часто приходится раскрывать во время переговоров с контрагентами. О том, как ее защитить, и пойдет речь в статье.

Позаботьтесь о сохранении секретов заранее

Необходимость ознакомления контрагента с коммерчески значимой информацией и вероятность ее неправомерной передачи третьим лицам побудили законодателя в 2015 г. ввести в Гражданский кодекс РФ норму о преддоговорной ответственности. При этом акты международного частного права уже давно предусматривали обязанность конфиденциальности, например ст. 2.16 Принципов УНИДРУА. Но вернемся к отечественной действительности: согласно п. 4 ст. 434.1 ГК РФ при нарушении обязанности по нераскрытию и неиспользованию ненадлежащим образом конфиденциальной информации сторона обязана возместить другой стороне убытки, причиненные в результате раскрытия такой информации. Эта норма направлена на борьбу с нарушениями постфактум. А чтобы с подобными нарушениями бороться не пришлось, их нужно предупреждать – эффективность превентивных мер оправдана практикой.

Введение режима коммерческой тайны

Что такое коммерческая тайна?

Под коммерческой тайной следует понимать особый режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или увеличить иную коммерческую выгоду. То есть коммерческая тайна есть не информация, а особый режим ее защиты. А вот сведения (производственные, технические, о результатах интеллектуальной деятельности, способах осуществления профессиональной деятельности), обладающие действительной и потенциальной коммерческой ценностью, представляют собой информацию, составляющую коммерческую тайну. Ее конститутивными признаками являются отсутствие свободного доступа к ней у третьих лиц и введение в отношении нее режима коммерческой тайны (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон № 98-ФЗ)).

Как вводится режим коммерческой тайны?

Режим коммерческой тайны устанавливается путем принятия ряда мер (ст. 10 Закона № 98-ФЗ):

  • определение перечня информации, которая составляет коммерческую тайну;
  • установление порядка обращения с такой информацией и контроля за соблюдением этого порядка;
  • разработка системы учета лиц, которым был предоставлен доступ к такого рода сведениям;
  • договорное регулирование отношений по использованию информации;
  • использование грифа «коммерческая тайна».

Если перечисленные меры не были приняты, режим коммерческой тайны считается неустановленным, а информация не подлежит защите (исключение составляют особые правовые ситуации, указанные в ст. 67.2, 434.1, 727, 771 ГК РФ). Это нивелирует допустимость предъявления претензий со стороны компании в случае нарушения коммерческой тайны.

Аналогичную позицию занимает Конституционный Суд РФ. В Постановлении от 26 октября 2017 г. № 25-П Суд указал, что осмотрительность и разумность обладателя информации влияют на допустимость или, наоборот, недопустимость применения санкции к лицу, который разгласил сведения о компании. По мнению Суда, лишь действия, совершенные вопреки принятым обладателем информации разумным мерам, могут рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства об информации. Возникновение прав у обладателя информации связано с моментом установления режима коммерческой тайны, который обусловлен принятием мер по охране конфиденциальной информации. В качестве таких мер Конституционный Суд называет те, что обозначены нами выше: определение перечня конфиденциальных сведений, ограничение доступа к ним и др.

Режим коммерческой тайны устанавливается путем принятия локальных нормативных актов. Однако издания приказа или распоряжения руководителя недостаточно. Следует учесть, что работодатель обязан под расписку ознакомить работника, имеющего доступ к конфиденциальной информации, с ее перечнем, режимом коммерческой тайны и мерами ответственности за ее нарушение.

На какую информацию режим коммерческой тайны распространить не получится?

В ст. 5 Закона № 98-ФЗ названы виды информации, на которую режим коммерческой тайны не распространяется. В частности, сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда и об условиях труда режимом коммерческой тайны не защищаются.

Тем не менее иногда работодатели пытаются отнести к конфиденциальной информации данные о системе оплаты труда. К примеру, довольно тривиальными выглядят обстоятельства одного из дел, рассмотренных Санкт-Петербургским городским судом. Водитель автобуса, осуществлявший перевозки туристов, в беседе с коллегами из другой организации высказал недовольство трудовой обстановкой в компании, в том числе поделился с ними сведениями об оплате труда. После этого он был уволен в связи с разглашением охраняемой законом тайны. Суд такие действия работодателя растолковал как противозаконные и указал на недопустимость отнесения подобных сведений к информации, составляющую коммерческую тайну (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 июня 2017 г. № 33-13478/2017 по делу № 2-707/2017).

Заключение NDA

Non-disclosure agreement (NDA) – это соглашение о неразглашении.

Читайте также
Как придать юридическую силу соглашению о неразглашении конфиденциальной информации?
Такое соглашение не будет работать, если обладатель информации не установит режим коммерческой тайны
30 Ноября 2020 Советы

1. В NDA обязательно указываются стороны: лицо, владеющее конфиденциальной информацией, и лицо, которому она предоставляется.

2. Предметом NDA является обязанность по нераскрытию конфиденциальной информации. И тут самое время вспомнить популярное в Сети выражение «Нельзя просто так взять и…» Так вот, нельзя просто так взять и написать, что стороне запрещается раскрывать информацию, составляющую коммерческую тайну, и этим ограничиться. Почему?

Во-первых, вы как владелец информации сколько угодно можете убеждать контрагента, что в компании введен режим коммерческой тайны. Но пока вы не подтвердите это документально (например, Положением о режиме коммерческой тайны или ссылками на иные локальные нормативные акты с указанием их реквизитов), здравомыслящий контрагент не заключит с вами NDA. Ведь всегда есть вероятность, что владелец информации окажется недобросовестной стороной и «задним числом» издаст такого роды акты, включив туда слишком широкий перечень сведений.

Во-вторых, контрагенту должен быть предоставлен перечень сведений, на которые распространяется режим коммерческой тайны. И это в ваших интересах, так как в противном случае он сможет поставить под сомнение факт раскрытия конфиденциальной информации в связи с тем, что им сведения как конфиденциальные не рассматривались, вы его об этом не уведомили, а следовательно, и нарушения не произошло.

Причем просто напечатанный в Word список сведений без указания на его связь с ЛНА и NDA не будет иметь правовой силы. Контрагент может усомниться в утверждении его руководством компании. Сделайте перечень конфиденциальной информации приложением к NDA или его частью; укажите в NDA, что имеется локальный акт, которым этот перечень определен, и пропишите реквизиты акта.

3. Важно правильно определить сроки действия NDA. Не следует ограничивать их сроком ведения переговоров или сроком действия гражданско-правового договора. По окончании сотрудничества с контрагентом ваша конфиденциальная информация может все еще оставаться коммерчески значимой, и ее раскрытие может повлечь значительные убытки. Поэтому распространяйте действие NDA минимум на два года вперед после окончания сотрудничества.

4. При заключении NDA между юридическими лицами рекомендуем указывать список сотрудников обеих сторон, которые получат доступ к конфиденциальной информации.

5. Обязательно перечислите случаи, когда информация теряет статус конфиденциальной. Например, таким случаем может считаться ситуация, когда информация стала общедоступной.

6. Определите способы получения конфиденциальной информации, пропишите форму такого рода сведений. И помните, что информация будет охраняться коммерческой тайной лишь при правильном введении этого режима, о чем мы писали выше. Повторимся, что в числе прочего обязательно использование грифа «коммерческая тайна». Отсутствие на документах грифа будет поводом для контрагента усомниться в действии режима коммерческой тайны.

7. Не забывайте: лучше защитить коммерчески значимую информацию и предотвратить ее раскрытие, нежели пытаться получить компенсацию за ее передачу третьим лицам.

Читайте также: