Сервисы-помощники для граждан и бизнеса

О недавних улучшениях портала госуслуг и новых сервисах Налоговой службы, Росреестра, Роспатента и Банка России

Сервисы-помощники для граждан и бизнеса

Обновление портала госуслуг

Юрист Светлана Осипова:

Вход в личный кабинет по биометрии

У граждан появилась возможность использовать упрощенную биометрию для входа в аккаунт и защиты учетной записи на портале госуслуг. Чтобы такую биометрию зарегистрировать, нужно скачать приложение «Госуслуги Биометрия» и сфотографироваться (подробнее – в материале «Биометрия на Госуслугах»).

Для регистрации стандартной биометрии потребуется загранпаспорт нового образца и телефон с NFC.

Сервисы «Жизненные ситуации»

Они объединяют услуги, которые могут понадобиться гражданам и бизнесу. Уже работают 34 федеральных и 85 региональных сервисов. До конца 2025 года планируется запустить еще 340 региональных сервисов (подробнее – в материале «Дмитрий Григоренко: Запущены первые региональные сервисы “Жизненные ситуации”» и материале «Каталог жизненных ситуаций»).

Сервис для восстановления и замены документов. Помогает разобраться, когда и какие документы менять, как подать заявление. Например, бумажные СНИЛС и ИНН восстанавливать не нужно. Они доступны в равноценном электронном формате. Узнать номера документов можно в личном кабинете на портале (подробнее – в материале «Замена документов» и материале «Восстановление документов»).

Сервис для переезда в другой регион. Позволит спланировать переезд и узнать, какие документы и сведения нужно обновить. Например, придется прописаться по новому адресу, переоформить полис ОМС и прикрепиться к другой поликлинике (подробнее – в материале «Переезд в другой регион»).

Сервис для многодетных. Объединяет полезные услуги для родителей. Например, можно оформить электронное удостоверение многодетной семьи, чтобы подтверждать QR-кодом право на льготы. Правда, пока не все учреждения его принимают, но их становится больше (подробнее – в материале «Многодетная семья»).

Сервис для пенсионеров. Нужен, чтобы узнать размер будущей пенсии, получить выписку из лицевого счета и скорректировать ее для правильного расчета пенсии, подать заявления о назначении и доставке пенсии (подробнее – в материале «Выход на пенсию»).

Сервис «Сообщение о проблеме владельцу транспортного средства»

Сервис дает возможность предупредить автовладельца о проблеме. Например, о столкновении с его машиной во дворе или неудачной парковке (подробнее – в материале «Что такое сервис “Сообщение о проблеме владельцу транспортного средства”»).

Сервис электронных студенческих билетов

Сервис работает в тестовом режиме, но уже сейчас позволяет с помощью QR-кода подтвердить статус студента, получать скидки и льготы (подробнее – в материале Минцифры).

Сервис «Интеллектуальные права»

Пользователи портала госуслуг могут видеть в личных кабинетах в разделе «Документы» принадлежащие им объекты интеллектуальной собственности: название объекта, статус, тип, регистрационный номер (подробнее – в материале «Роспатент стимулирует правообладателей эффективно управлять интеллектуальной собственностью»).

К слову, 19 марта на XXVIII Московском международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед-2025» представители Роспатента рассказали о полезных возможностях сервисов ведомства.

На портале госуслуг доступны регистрация объектов интеллектуальной собственности и продление срока действия товарного знака.

Сервис для регистрации товарных знаков появился на платформе МСП.РФ.

Через сервис ГИС «Онлайн Роспатент» можно подавать заявки, следить за своими объектами интеллектуальной собственности и получать данные об объектах других правообладателей из открытых реестров.

Поисковая платформа Роспатента дает доступ к более чем 135 млн документов из 52 государств и патентных ведомств. Это крупнейший массив информации о товарных знаках, изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, программах, базах данных и топологиях интегральных микросхем. Позже можно будет получать сведения о географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров.

Самозапрет на получение кредитов и займов

Кредитные самозапреты нужны гражданам для защиты от мошенников. На оформленные ранее кредиты запрет не повлияет (подробнее – в материале «Запрет на получение кредитов и займов» и информации Минцифры «Самозапрет на кредиты – надежный способ защитить себя от мошенников»).

Участие в общих собраниях собственников квартир

Организовать собрание можно в ГИС ЖКХ или ее региональном аналоге (например, «Электронный дом» в Москве). Когда уведомление о собрании разместят в ГИС ЖКХ, сообщение о его проведении поступит собственникам через портал госуслуг.

Электронная справка об участии в СВО

Справка понадобится для получения льгот участнику СВО и членам его семьи. Подтверждает справку QR-код, который действителен 30 дней (подробнее – в материале «Как получить справку об участии в СВО»).

Регистрация каналов с более 10 000 подписчиков

После подачи заявки Роскомнадзор включит страницу соцсети в реестр. Владелец должен разместить на странице ссылку на запись в нем. По этой ссылке рекламодатели и пользователи будут проверять, действительно ли паблик находится в реестре. Если страницы там нет, то рекламодатели не вправе размещать на ней рекламу и другие каналы не должны репостить опубликованные на ней сообщения (подробнее – в материале Минцифры).

Платформа обратной связи для бизнеса

Предприниматели и инвесторы могут сообщить о проблемах при ведении бизнеса и получить помощь. Потребуется подтвержденная учетная запись организации или предпринимателя на портале госуслуг (подробнее – в материале «Платформа обратной связи для бизнеса»).

Заключение о качестве оказания некоммерческой организацией бесплатной юридической помощи

Заключение понадобится организации для признания ее исполнителем общественно полезных услуг и включения в реестр таких исполнителей, что даст право на приоритетное получение мер господдержки (подробнее – в материале Минюста России).

Уведомление предпринимателей о выдаче предостережений

Надзорный орган составляет электронный паспорт предостережения в ЕРКНМ. При его подписании формируется выписка с QR-кодом для перехода к электронному документу. Контролируемое лицо получает уведомление об этом через личный кабинет на портале госуслуг (Письмо Минэкономразвития России от 2 сентября 2024 г. № ОГ-Д24-6121).

Заявление о согласовании стандартов, содержащих требования пожарной безопасности

Заявление подается через портал госуслуг. А на сайте МЧС можно найти реестр согласованных стандартов (Приказ МЧС России от 15 ноября 2022 г. № 1161).

Обновление личного кабинета налогоплательщика

Юрист Светлана Осипова:

Подраздел «Сведения по социальным вычетам» в разделе «Вычеты»

В новом подразделе указаны сведения о социальных налоговых вычетах по расходам на лечение, обучение, фитнес и проч. (подробнее – в материале ФНС России).

Кстати, с 2025 года налоговые вычеты можно получить в упрощенном порядке (подробнее – в материале «Экономить на налогах стало проще»).

Раздел «Каталог обращений»

Раздел усовершенствовали. В частности, можно подать заявление о прекращении исчисления транспортного налога (подробнее – в материале ФНС России).

Новые сервисы Налоговой службы, Росреестра и Банка России

Адвокат Татьяна Саяпина:

Стопфейк

В рамках проекта «Перезвони сам» создан телеграм-бот. Он проверяет тексты, скриншоты и аудио на наличие признаков мошенничества. Например, бот умеет выявлять дипфейки.

Список компаний с признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке

Банк России раскрыл список нелегальных участников финансового рынка.

Для предоставления большинства финансовых услуг организациям нужны лицензии или они должны быть включены в реестр. Проверить это можно в Справочнике финансовых организаций. Если компании там нет, скорее она ведет незаконную деятельность.

Калькулятор для расчета пошлины

Сервис помогает рассчитать госпошлину за регистрационные действия: постановку и снятие с кадастрового учета, изменение основных характеристик объекта недвижимости и проч.

«Мои чеки онлайн»

Сервис используют продавцы для направления покупателям с их согласия электронных чеков. Так граждане видят свои чеки в одном месте, а бизнес сокращает расходы на кассовую ленту.

Доступен сервис на сайте ФНС и в мобильном приложении «Мои чеки» (есть в App Store и Google Play).

Подтверждение статуса налогового резидента РФ

Сервис нужен для получения сертификата, подтверждающего статус налогового резидента РФ. Любой человек может проверить сертификат по коду, который формируется при подготовке документа (подробнее – в материале «Я хочу подтвердить статус налогового резидента РФ»).

Создание документов в электронной форме в машиночитаемом виде

Сервис позволяет оформить электронные договоры, счета-фактуры, документы об отгрузке товаров и проч.

Мобильное приложение «Инспектор»

Приложение «Инспектор» пригодится предпринимателям, чтобы уведомлять об устранении нарушений, которые выявил контрольный орган. Подтверждение будет осуществляться дистанционно, без повторной проверки (подробнее – в материале Минэкономразвития «Приложение “Инспектор” поможет устранять нарушения без повторной проверки»).

Юрист Диана Мамниашвили:

Предоставление копий учредительных документов юрлица в форме электронного документа

С помощью сервиса можно бесплатно за пару минут получить копии учредительных документов организаций и узнать о внесенных в них изменениях. Так куда проще проверять контрагентов.

Полезную информацию удобно отслеживать в нашем телеграм-канале @agexpert и сообществе «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!


Фото: фотобанк Freepik

Читайте также: