Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Школьные конфликты: советы учителям и родителям

Мы, взрослые, делаем классы рассадниками ссор и травли. Но в наших силах помочь детям стать дружной командой вместо того, чтобы враждовать изо дня в день

Школьные конфликты: советы учителям и родителям

Буллинг в школе: виноваты не дети, виноваты взрослые

Ссоры и стычки в школе могут вспыхивать и гаснуть, а могут растянуться на долгие месяцы и стать нормой для коллектива. Вчера ребенок сложил ноги на парту соседа и дерзил учителям, сегодня залепил оплеуху однокласснику и выкинул в мусорное ведро его портфель, чтобы вызвать смех в классе, – такое поведение рождает статус. «Смельчака» уважают и боятся одновременно – подтверждение этому он находит в оторопевших взглядах школьников.

А взрослые молчат или лишь делают короткие замечания. Кто-то отчитает, даже вызовет в школу родителей, и потом о происшествии забывают до следующего раза. Но следующий раз долго ждать себя не заставит, ведь порицательные высказывания не работают, и это факт.

Привычные распри в классе наверняка породят буллинг – непрерывную травлю впавших в немилость учеников. Обычно в травмирующие события вовлечены агрессор, его группа поддержки и очередная жертва. Группа поддержки может быть и у жертвы, но немая.

Конфликты перерастают в буллинг всегда с легкой руки взрослого. Учителя и родители могут это отрицать, но, увы, такова практика.

Типичный пример. Мама сказала сыну в 3-м классе: «Не играй больше с Димой, не разговаривай с ним, даже не подходи». И вот в 5-м классе Дима уже агрессор, а учителя и родители не устают повторять: «Класс у нас хороший, только Дима дружить ни с кем не хочет, все ссоры из-за него».

Что произошло? Дети исключили Диму из коллектива по наставлениям родителей – сначала Петя, потом Маша и Марина. Дима почувствовал, что им пренебрегают, а почему – непонятно. Но напрямую же не спросишь, вот он и пытался по-всякому обратить на себя внимание. Потом заметил, что внимания больше, когда его боятся, и пустился во все тяжкие.

Еще один пример. Ученики поспорили на уроке. Один ударил другого по голове рюкзаком, но учитель не придал этому особого значения. А раз так, можно и повторить.

Возможно, сейчас вы подумали: «Да сколько им говорить? Дети такие пошли, ничего не понимают. Хамят, не боятся никого». Отвечу так: дети во все времена одинаковые. Психофизиологические процессы какими были 50 лет назад, такими и остались. Дело в обществе – в нас и в том, что мы, взрослые, транслируем.

Так что же делать с конфликтами? Предотвращать и уж точно не игнорировать, когда они приобрели видимые очертания. И тут важно не усугубить ситуацию. Дам несколько общих рекомендаций по профилактике конфликтов и работе с ними в школьной среде.

Совет № 1: взрослые, не подрывайте авторитет друг друга

Взрослые – трансляторы, дети – приемники. От взрослого зависит, как поведут себя дети. Он передает им ценности, и в его власти сделать класс дружным коллективом. Только, пожалуй, сделаю оговорку: этого взрослого школьники должны уважать.

Чтобы помочь детям мирно сосуществовать, объединитесь в команду «учитель – директор (школьная администрация) – родители», не допускайте противостояния. Когда родители дома ругают учителя, что бы он ни делал, ему будет трудно добиться уважительного отношения к себе в классе и при необходимости скорректировать поведение детей. Если ребенок перестанет прислушиваться и к родителям, педагоги им уже не помогут.

Помните, что подростки испытывают потребность в сепарации и принадлежности одновременно. Отсюда протестное, противоречивое поведение: с одной стороны, хочется выйти за рамки дозволенного, с другой – чувствовать небезразличие. Поэтому детям нужны ориентиры. Но чтобы их задать, взрослые должны прийти к согласию и действовать сообща.

Совет № 2: обсудите разногласия в классе

Поиск виноватых в перебранке или драке – пустая трата времени. Чтобы не затягивать конфликт, а прекратить, нужно уделить внимание каждому его участнику. Пригласите их обсудить не конкретный инцидент, а взаимоотношения в целом. Высказаться должны все, чтобы дети услышали, кто как видит ситуацию, и разобрались, откуда берутся разногласия.

Спросите: что произошло, почему дети повели себя именно так, какими оказались последствия, как еще можно было поступить, что они чувствуют и что для них важно, чего желают и как этого достичь.

Почти всегда дети говорят, что не хотят больше драться, но не могут обещать, что ссора не повторится. Это означает, что они просто не знают, как справляться с конфликтами, им нужна поддержка. Окажите ее, следуя первому совету.

Совет № 3: сделайте беседы о взаимоотношениях регулярными

Пусть классные часы на тему «Мой класс» станут традицией. Возможные вопросы для обсуждения: всем ли комфортно в школе? Если да, что помогает сохранить комфорт? Если нет, что не так? Что каждый может сделать для того, чтобы в школу хотелось возвращаться?

Классный руководитель должен быть активным участником беседы – он отвечает на вопросы вместе с детьми. На урок можно пригласить родителей, психолога или социального педагога. Гости тоже участвуют в обсуждении, но важно, чтобы они поддерживали детей и не были глухи к их просьбам.

Все садятся в круг и отвечают на вопросы по очереди, не перебивая друг друга. Этого правила должны придерживаться не только дети, но и взрослые. Я работаю с конфликтами в школьной среде с 2018 г. и каждый раз вижу демонстративные попытки взрослых обесценить говорящего. Они закатывают глаза или прерывают детей. При этом я ни разу не видела равнодушия школьников.

Совет № 4: говорите о различиях между людьми, а не о сходстве

Конфликты зарождаются там, где детей постоянно сравнивают и где быть одинаковыми важнее, чем проявлять уважение.

Идея о том, что люди похожи, школьникам будет непонятна. Потому лучше говорить о различиях и о том, что этим мы и интересны. Кто-то слушает рок, кто-то – рэп, и это не повод для вражды. Научите детей принимать непохожесть.

Как научить? Желательно начать с себя. Подумайте, что почувствуете, если вас осудят за то, что вы увлекаетесь мифами, а не историей. Наверняка будет неприятно. Поделитесь с детьми своими мыслями и предложите подумать об этом вместе.

Совет № 5: введите новые правила общения

Свод правил лучше составить на классном часе. Туда можно включить такие пункты: уважаем друг друга; не оскорбляем одноклассников и учителей; если раздражены, предлагаем обсудить ситуацию и рассказываем, что нас злит.

Правил должны придерживаться не только дети, но и взрослые. Если учителя и родители будут следовать этим предписаниям, школьники подтянутся и при поддержке взрослых перейдут на цивилизованное общение.

Скажете, это миф? К счастью, нет. Уже десятки классов справились со своими конфликтами, опираясь на правила, которые сами же придумали.


Фото: фотобанк Freepik/@brgfx

Читайте также: