Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Зачем рисковать бизнесом при выборе контрагентов?

Грамотная проверка партнеров поможет предпринимателю минимизировать налоговые и уголовные риски

Зачем рисковать бизнесом при выборе контрагентов?

Чем опасна неосторожность в отношениях с новыми контрагентами?

Сотрудники организаций, которые ведут бизнес-переговоры, не всегда понимают, насколько важна проверка потенциальных контрагентов. Руководителя они убеждают в том, что проверочные процедуры затягивают оформление договоров. И это понятно, когда вознаграждение сотрудников зависит от количества заключенных сделок. Однако подобная погоня за выгодами множит риски организации.

Сотрудничество с непроверенными контрагентами может закончиться применением налоговых санкций и возбуждением уголовного дела в отношении беспечного руководителя.

Налоговая ответственность при сотрудничестве с «техническими» контрагентами

До появления ст. 54.1 в Налоговом кодексе Федеральная налоговая служба применяла термины «подставное лицо», «фирма-однодневка» и «проблемный контрагент». Сейчас же используется термин «“технический” контрагент».

«Техническими» налоговая служба считает контрагентов, у которых нет сотрудников, имущества для осуществления сделок и которые не занимаются реальной предпринимательской деятельностью (Письмо ФНС России от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@). Участие в сделке такой организации может привести к взысканию недоимки по налогам, начислению пеней и штрафов, привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 122 НК РФ).

Привлечение к уголовной ответственности после взаимодействия с «техническими» контрагентами

Заключение договора с «техническим» контрагентом следственный орган может признать организацией фиктивной сделки. Тут же могут установить включение в бухгалтерскую отчетность и налоговую декларацию заведомо ложных сведений, увеличение размера налоговых вычетов с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

Наказания за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрены ст. 198–199.4 УК РФ. Чаще возбуждаются уголовные дела по ч. 1 ст. 199 УК РФ – по факту уклонения от уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Финансовые потери из-за ловушек мошенников

Предприниматель может стать жертвой мошенников: перевел деньги, а товар не получил. А все потому, что не провел проверку. Посчитал, что достаточно получить от нового контрагента выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Расскажу о реальном случае: компания производит товары народного потребления. На ее электронную почту пришло коммерческое предложение о заключении договора поставки комплектующих материалов. После телефонных переговоров компания опять же по почте получила скан договора, счет и осуществила оплату.

Прошло время, но товар так и не поступил. После обращения в полицию и суд выяснилось, что коммерческое предложение выслали мошенники. Они использовали данные сторонней организации – она не занимается поставкой комплектующих и не открывала расчетный счет, на который компания перевела деньги.

Из материалов дела следует, что неизвестные лица завладели паспортными данными директора организации, подделали ее устав и подали заявку в банк на открытие счета. Реальный директор организации не знал ни об этом счете, ни о коммерческом предложении.

Как проверить контрагента?

При обсуждении с потенциальным контрагентом предстоящей сделки необходимо запросить цветные скан-копии документов.

1. Если ваш контрагент – юридическое лицо, попросите предоставить:

  • карточку с действующими реквизитами, заверенную подписью уполномоченного лица и печатью организации (при наличии); в карточке обязательно должны быть указаны фактический и юридический адреса организации, адрес сайта, электронная почта и телефоны, Ф.И.О. руководителя;
  • решение о создании организации;
  • устав организации (титульная страница, страницы с видами деятельности и со штампом налогового органа); если в устав вносились изменения, просите предоставить его последнюю редакцию;
  • лист записи ЕГРЮЛ или свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера;
  • доверенность, если организацию представляет не руководитель, а доверенное лицо;
  • приказы и доверенности на право подписи накладных, счетов-фактур от организации;
  • копии второй и третьей страниц паспорта руководителя организации или копию образца подписи руководителя, заверенную нотариусом или банком;
  • СНИЛС.

2. Если ваш контрагент – индивидуальный предприниматель, попросите предоставить:

  • карточку с действующими реквизитами, заверенную подписью и печатью ИП (при наличии); в карточке обязательно должны быть указаны фактический и юридический адреса ИП, адрес сайта, электронная почта и телефоны;
  • лист записи ЕГРИП или свидетельство о государственной регистрации ИП;
  • уведомление или свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя;
  • налоговую декларацию по НДС или УСН за последний налоговый период с квитанцией ФНС об электронной сдаче отчетности – для подтверждения применяемой контрагентом системы налогообложения;
  • копию паспорта;
  • СНИЛС.

Этот перечень документов не является исчерпывающим и зависит от планируемой сделки.

Чтобы быть уверенным в бизнес-партнерах, используйте сервисы проверки контрагентов. Одним из основных можно считать государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности: https://bo.nalog.ru/about.

Как законно запросить и использовать полученные от контрагента данные?

При запросе перечисленных выше документов нужно будет соблюсти требования Закона «О персональных данных». Запрос составляется на фирменном бланке, подписанном уполномоченным лицом. В тексте письма укажите, что «Сторона, принимающая документы, гарантирует обработку персональных данных в соответствии с действующим законодательством РФ, а Сторона, предоставляющая документы, дает согласие на использование персональных данных в целях заключения договора».

Это условие нужно будет закрепить в договоре, который вы планируете заключить с контрагентом. Например: «Персональные данные Сторон обрабатываются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ “О персональных данных”. Подписание настоящего договора является выражением Сторонами согласия на обработку своих персональных данных, в том числе фамилии, имени и отчества, пола и даты рождения, паспортных данных, адреса, телефона, факса, адреса электронной почты, а также иной указанной информации».


Фото: фотобанк Freepik/@vector4stock

Читайте также: