Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Зачем терпеть несанкционированную свалку?

Борьбу за восстановление состояния окружающей среды нужно начать с поиска ответов на вопросы о том, кому можно пожаловаться на причинение ей вреда, как он будет возмещаться и кто вправе обратиться в суд с иском о ликвидации свалки

Зачем терпеть несанкционированную свалку?

Кому задавать вопросы о состоянии окружающей среды и куда жаловаться на правонарушения?

Граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации о получении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране. Туда же можно обратиться с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды и негативного воздействия на нее (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ)).

Причем ст. 3 Закона № 7-ФЗ возлагает ответственность за ненадлежащее обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Как возмещается причиненный окружающей среде вред в случае обращения в суд?

Ликвидировать несанкционированную свалку – значит, восстановить то состояние окружающей среды, в котором она была до причинения ей вреда. Поэтому иск о ликвидации свалки – это частный случай иска о возмещении вреда окружающей среде.

Читайте также
Советы пострадавшим от загрязнений окружающей среды
Как добиться возмещения расходов на лечение или ремонт оборудования от предприятия, причинившего вред экологии
11 января 2019 Советы

Возмещение вреда может осуществляться путем взыскания причиненных убытков или возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона № 7-ФЗ)1. Способ возмещения причиненного вреда при обращении в суд выбирает истец. Вместе с тем, исходя из необходимости принятия эффективных мер для восстановления состояния окружающей среды и наличия публичного интереса, суд с учетом позиций участвующих в деле лиц и обстоятельств вправе применить тот способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (п. 1, 2 ст. 78 Закона № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, ч. 1 ст. 168 АПК РФ).

Кто вправе подать в суд иск о ликвидации несанкционированной свалки?

Обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе и неопределенного круга лиц могут органы государственной власти и местного самоуправления, организации и граждане (ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, ст. 53 АПК РФ). Рассмотрим подробнее, кто и на каком основании вправе обращаться в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде2.

1. Уполномоченные органы государственной власти РФ подают подобные иски на основании ст. 5 Закона № 7-ФЗ. Например, такое полномочие есть у Федерального агентства лесного хозяйства, которое вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного лесам, на основании подп. 6.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства. Федеральное агентство по рыболовству вправе предъявлять иски о причинении вреда водным биологическим ресурсам.

2. Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ подают иски на основании ст. 6 Закона № 7-ФЗ. Например, это может быть Министерство природных ресурсов и экологии субъекта РФ.

3. Органы местного самоуправления подают иски с учетом того, что они отвечают за благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность на своих территориях на основании ст. 3 Закона № 7-ФЗ.

4. Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды подают иски на основании п. 1 ст. 66 Закона № 7-ФЗ.

5. Прокурор вправе подать иск, руководствуясь п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. В некоторых субъектах РФ созданы специализированные природоохранные прокуратуры, которые могут инициировать соответствующие судебные разбирательства. Узнать адрес такой прокуратуры в своем городе можно на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

6. Общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, могут предъявить иск на основании п. 1 ст. 12 Закона № 7-ФЗ.

7. Граждане вправе предъявлять в суд иски, руководствуясь п. 2 ст. 11 Закона № 7-ФЗ и правом на благоприятную окружающую среду, гарантированным ст. 42 Конституции РФ.

8. Собственник или иной владелец имущества (например, земельного участка или здания) вправе подать иск, если его права нарушаются незаконным размещением отходов. Так, он имеет право предъявить негаторный иск, т.е. иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, на основании ст. 304, 305 ГК РФ, п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 15 января 2013 г. № 153. В таком случае суд может возложить на нарушителя обязанность воздержаться от определенных действий (например, прекратить размещение отходов производства на земельном участке) или, наоборот, совершить действия (например, вывезти мусор) (ст. 12, 304 ГК РФ). При неисполнении ответчиком решения суда истец вправе совершить указанные в нем действия самостоятельно, предварительно или впоследствии взыскав с нарушителя денежные средства. Взыскать их можно по правилам об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, установленным ст. 324 АПК РФ, или по правилам ч. 3 ст. 174 АПК РФ, если истец заявлял требование о взыскании денежных средств в случае неисполнения ответчиком судебного акта об обязании совершить указанные в нем действия в определенный срок.

Таким образом, можно обратиться с иском об устранении нарушений права собственности на земельный участок путем обязания прекратить размещение отходов производства на нем и вывезти мусор в конкретный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Если участок не будет освобожден от отходов своевременно, истец может просить суд взыскать с ответчика денежную сумму, которая должна соответствовать стоимости работ по вывозу мусора.


1 Пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».

2 Пункт 3 того же постановления.

Читайте также: