Заграничные выделенки для транспорта и пешеходов, которые удивят россиянина
В США, Канаде и Европе дешевле ездить по полосам для переполненных машин. Они же подойдут для электрокаров, которые скоро будут заряжаться от дороги даже на высоких скоростях. В Китае и Бельгии создали дорожки для смартфонозависимых, а в Лондоне – для уток

Первые специальные полосы были введены для автобусов, но потом у них появилось новое назначение. Сегодня выделенки помогают мотоциклистам, уменьшают количество автомобилей на дорогах, стимулируют пересаживаться на электромобили и скоро смогут заряжать машины во время поездки. А в некоторых странах спецполосы нужны не только водителям, но и пешеходам, и даже птицам.
Выделенки придумали в стране автомобилистов
Выделенные транспортные полосы появились в 30–40 гг. прошлого века. Это изобретение американских транспортников, которые стремились наладить движение в стране. Идея создания такой полосы родилась в Чикаго в 1939 г.1 Полноценную выделенку для автобусов, которая функционирует и сегодня, запустили в штате Род-Айленд в 1948 г.2
Вскоре выделенные полосы стали вводить в Европе. В 1963 г. – в Гамбурге, в 1964 г. – в Париже, в 1968 г. – в столице Великобритании3. В 70-е гг. ХХ в. около ста городов Европы и Америки имели выделенные полосы, общая протяженность которых составляла более 140 км.
Если в прошлом веке выделенки предназначались для общественного транспорта, то сейчас они решают самые разные задачи.
Американский подход: вместе ездить быстрее и дешевле
США – страна пробок с протяженными автомагистралями и слаборазвитым железнодорожным сообщением. Неудивительно, что именно здесь придумывают новые автомобильные полосы. Одна из них – выделенка для машин с повышенной загрузкой (high-occupancy vehicle lanes), которую называют сarpool.
Такая полоса обычно свободнее других, поэтому проехать по ней можно быстрее4. Она предназначена для автомобилей, в салоне которых находится больше одного человека. Иногда в машине должно быть минимум три или четыре человека. За нарушение этих правил придется заплатить около 350 долларов США.
Зачем нужны эти полосы? Чтобы стимулировать людей ездить вместе, особенно в часы пик. Совместное использование машин помогает сократить их количество на дорогах и тем самым уменьшить пробки и выбросы СО2.
Первая сarpool появилась в США в 70-х гг. прошлого века5. Позже такие полосы стали привычными не только для американцев. Канадцы и жители европейских стран научились подстраиваться под коллег и соседей, чтобы тратить меньше времени на дорогу. Кстати, экономят они не только минуты, но и деньги. Как и во многих штатах США, в Канаде есть участки, за движение по которым нужно платить, если в машине только один человек6.
Выделенные полосы для электромобилей и автопилотов
Пересадить автомобилистов на электромобили и гибриды помогают специальные полосы для таких машин. Их внедряют по всему миру, и правила передвижения по ним разнятся от государства к государству. Например, в странах Европы и Северной Америки на электрокарах разрешено ездить по carpool. При этом правила о минимальном количестве человек в машине можно не соблюдать7.
Британские и голландские изобретатели пошли дальше – они разрабатывают полосу, которая будет заряжать электромобиль прямо во время движения. Машина получит энергию от дороги за счет проложенных под землей кабелей и катушек. Водитель сможет подключаться к электромагнитному полю даже на высокой скорости8.
Такая технология уже частично внедрена в Южной Корее. Здесь курсируют электробусы, которые подключаются к подземной сети электроснабжения для зарядки батарей9.
Специальные полосы создаются для автопилотов. Автопроизводители давно пытаются разработать идеальный беспилотный автомобиль. Но серьезные аварии, в которые попадают такие машины, вынуждают думать и о дорогах, где они должны ездить10. Предполагается, что спецполосы сделают движение предсказуемым и снизят аварийность12. Очевидно, правила движения по ним будут отличаться от привычных13. Интересно, кто будет платить штрафы за нарушение ПДД? Возможно, ответственность разделят между водителем, автопроизводителем и дорожным строителем (кстати, Правительство РФ уже предусмотрело в одном из своих постановлений случаи ДТП с участием беспилотника – об этом можно почитать в материале «Головоломка: взгляд юристов на искусственный интеллект»).
Мотоциклетные дорожки в Юго-Восточной Азии
В некоторых азиатских странах основным средством передвижения стал мотоцикл. На этот регион приходится почти 80% зарегистрированных мотобайков в мире13. В Малайзии, Индонезии, Вьетнаме и на Филиппинах их используют в торговле и для пассажирских перевозок.
Чтобы упорядочить движение и снизить аварийность на дорогах, в этих странах создана сеть мотоциклетных дорожек. Ширина таких полос – от 0,8 до 3,5 м, они отделены от остальной проезжей части дорожной разметкой. В Малайзии специальные полосы для мотоциклов предусмотрены и на скоростных магистралях14. Их даже оборудовали укрытиями, защищающими мотоциклистов от дождя. На Тайване на таких дорожках есть зоны ожидания и остановки для мотоциклистов15.
Специальная полоса для номофобов
Оказывается, выделенная полоса нужна не только машинам. В крупных городах люди сталкиваются друг с другом, когда слишком заняты своими смартфонами. Такие инциденты иногда приводят к травмам, но китайцы придумали, как решить эту проблему.
В Сиане и Чунцине – городах на северо-западе и юго-западе Китая – выделили специальные полосы для тех, кто не может оторваться от смартфона во время прогулки16. Дорожки шириной около 1 м предназначены для того, чтобы отделить пешеходов от номофобов – зависимых от мобильных телефонов, которые мешают нормальному перемещению по тротуарам17. Спецполосы отмечены крупным изображением телефона со стрелками, указывающими направление, в котором должны идти люди18. Штрафы за нарушение правил движения по таким дорожкам не ввели.
Китайский опыт применили в Бельгии: в Антверпене для пользователей смартфонов создали текстовые пешеходные полосы19. Любители оправлять сообщения во время ходьбы могут перемещаться по ним, никому не мешая. Такие дорожки отмечены белой сплошной линией и надписью “text walking lane”20.
Выделенка для уток
В Лондоне создали утиные дорожки. Белые линии и силуэт утки подсказывают, где приоритет в движении у птиц21. Придерживаются ли они этих правил? Конечно, нет – утки просто бродят посреди толпы. Зато дорожки эти учат людей быть внимательнее к братьям меньшим.
Автор: Оксана Скан
1 Milestones in U.S. Public Transportation History (https://web.archive.org/web/20070930065141/http://www.apta.com/research/stats/history/mileston.cfm).
2 Shared-Use Bus Priority Lanes on City Streets: Case Studies in Design and Management (https://nacto.org/docs/usdg/shared_use_bus_priority_lanes_on_city_streets_agrawal.pdf).
3 Shared-Use Bus Priority Lanes on City Streets: Case Studies in Design and Management (https://nacto.org/docs/usdg/shared_use_bus_priority_lanes_on_city_streets_agrawal.pdf). The Impact of Public Transport Lanes on the Operating Speed of Buses (https://www.researchgate.net/publication/269224712_The_Impact_of_Public_Transport_Lanes_on_the_Opera....
4 High-Occupancy Vehicle Lanes (https://www.transportation.gov/mission/health/High-Occupancy-Vehicle-Lanes).
5 Operational Description of the Nation’s HOV Lanes (https://ops.fhwa.dot.gov/publications/fhwahop09029/sec2_operational.htm).
6 High-Occupancy Vehicle Lanes (https://www.transportation.gov/mission/health/High-Occupancy-Vehicle-Lanes).
7 High Occupancy Vehicle (HOV) lanes (https://www.ontario.ca/page/high-occupancy-vehicle-hov-lanes).
8 British Road Project Could Eliminate Electric Vehicle Range Anxiety (https://www.thedetroitbureau.com/2015/08/british-road-project-could-eliminate-electric-vehicle-range....
9 Coils In The Road Could Charge Evs While Driving (https://hackaday.com/2022/08/17/coils-in-the-road-could-charge-evs-while-driving/).
10 Why highways should isolate self-driving cars in special smart lane (https://venturebeat.com/transportation/why-highways-should-isolate-self-driving-cars-in-special-smar....
11 Alphabet-backed startup to build self-driving ‘road of the future’ (https://www.freightwaves.com/news/alphabet-backed-startup-to-build-self-driving-road-of-the-future).
12 Self-driving I-94 lanes could connect Ann Arbor and Detroit. Officials seek public input (https://www.mlive.com/news/ann-arbor/2023/03/self-driving-i-94-lanes-could-connect-ann-arbor-and-det....
13 A Study of Motorcycle Lane Design in Some Asian Countries (https://www.researchgate.net/publication/298329177_A_Study_of_Motorcycle_Lane_Design_in_Some_Asian_C....
14 Crashes with roadside objects along motorcycle lanes in Malaysia (http://psasir.upm.edu.my/id/eprint/13818/1/Crashes%20with%20roadside%20objects%20along%20motorcycle%....
15 A Study of Motorcycle Lane Design in Some Asian Countries (https://www.researchgate.net/publication/298329177_A_Study_of_Motorcycle_Lane_Design_in_Some_Asian_C....
16 China Makes Special Lane For Smart Phone Addicts (https://piximus.net/others/china-makes-special-lane-for-smart-phone-addicts).
17 Chinese city opens 'phone lane' for texting pedestrians (https://www.theguardian.com/world/shortcuts/2014/sep/15/china-mobile-phone-lane-distracted-walking-p....
18 Caution, mind your screen! Footpath designed for 'zombie pedestrians' glued to their phones appears in China (https://www.dailymail.co.uk/news/china/article-5808777/Pedestrian-lane-created-China-eyes-phones-wal....
19 Belgian city launches ‘text walking lanes’ for smartphone addicts (https://www.digitaltrends.com/mobile/belgian-city-launches-text-walking-lanes-for-smartphone-addicts....
20> Texting Lanes (https://belgiquebelgie.wordpress.com/2015/10/13/texting-lanes/).
21 London Adds Special Lanes for Ducks (https://www.smithsonianmag.com/smart-news/canal-lanes-make-way-londons-ducks-180955441/).
Фото: фотобанк Freepik/@jcomp