Договор с продюсером

О чем нужно знать режиссерам, сценаристам, операторам, художникам, композиторам, монтажерам, актерам и другим участникам кинопроизводства

Договор с продюсером

Почему в киноиндустрии договоры всегда с жесткими условиями

Мы будем говорить о коммерческом кино. Цепочка кинопроизводства тут выглядит так: заказчик (телеканал, интернет-площадка, онлайн-кинотеатр) => продюсер => подрядчики и исполнители (режиссеры, операторы, сценаристы, актеры и другие).

Заказчик финансирует кинопроект и затем получает прибыль. Он же несет коммерческий риск неудачи проекта. Поэтому обычно заказчик предлагает продюсеру жесткий договор. Причем многие его условия он требует включить в договоры с исполнителями под угрозой применения санкций к продюсеру. Это может касаться любых аспектов: изменения материала, замены актеров, получения исключительных прав, участия в рекламе, запрета на негативные высказывания о фильме, политике и прочем.

Умение оперативно реагировать на форс-мажоры кинопроизводства и создавать успешные фильмы в заданных параметрах – это и есть искусство продюсера. Он принимает на себя риски, которые заложил в его договор заказчик. А для их минимизации переносит в договоры других участников кинопроцесса ответственность, которая возложена на него.

Исполнители оказываются перед выбором: «Либо работаете по моим правилам, либо не работаете вообще». И им приходится подписывать предложенные продюсером договоры. Но он делает так не из вредности, а под влиянием объективных факторов, действующих на кинорынке, и условий, продиктованных заказчиком. Именно поэтому продюсер оформляет с исполнителями договоры, которые содержат невыгодные для них положения и на первый взгляд ущемляют их права.

Предмет договора

Для оформления отношений с лицом, создающим результаты интеллектуальной деятельности (далее – Исполнитель, Автор), продюсер (далее – Заказчик) использует смешанный договор или договор авторского заказа.

Смешанный договор включает в себя элементы договора возмездного оказания услуг и договора об отчуждении исключительного права (п. 3 ст. 421, ст. 779, 1234 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)). Тут важно правильно обозначить предмет договора: наименование и объем услуг (ст. 779 ГК РФ) либо результат интеллектуальной деятельности, который должен быть индивидуализирован (ст. 1234 ГК РФ).

Примеры условия о предмете смешанного договора:

  • «На условиях Договора Исполнитель обязуется по заданию Студии за вознаграждение оказать услуги по исполнению (в том числе озвучанию) образа персонажа «_________» (далее – «Исполнение») в рамках производства Фильма в срок с ___ по ____ и в полном объеме передать (совершить отчуждение) Студии исключительное право на Исполнение»;
  • «По Договору Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется за вознаграждение оказать услуги по разработке, подготовке и осуществлению постановки трюковых номеров в соответствии со сценарием Фильма и требованиями Заказчика, а также в полном объеме передать (совершить отчуждение) Заказчику исключительное право на результат интеллектуальной деятельности Исполнителя, созданный в рамках Договора и зафиксированный (воплощенный) в Фильме, для использования в любых целях, в любой форме и любыми способами без ограничений на территории всех стран мира в течение всего срока правовой охраны исключительного права на соответствующий результат интеллектуальной деятельности, предусмотренного законодательством РФ».

В договоре авторского заказа необходимо четко назвать результат интеллектуальной деятельности и указать требования к нему (ст. 1288 ГК РФ). В кинопроизводстве такой договор практически всегда содержит условие об отчуждении заказчику исключительного права на произведение.

Примеры условия о предмете договора авторского заказа:

  • «В рамках Договора Автор обязуется по заказу и в соответствии с требованиями Продюсера создать Произведения и в полном объеме передать (совершить отчуждение) Продюсеру исключительные права на Произведения и Фильм. А Продюсер обязуется выплатить Автору вознаграждение, определенное Договором. Под Произведениями понимаются сценарные материалы, которые Автор обязуется создать своим творческим трудом в соответствии с требованиями Продюсера в сроки и на условиях, предусмотренных Договором [далее перечисляются материалы и требования к ним]»;
  • «По Договору Исполнитель обязуется по заказу Заказчика на основании литературного сценария Фильма осуществить постановку Фильма, создать Произведения и в полном объеме передать (совершить отчуждение) Заказчику исключительные права на Произведения и Фильм. А Заказчик обязуется выплатить Исполнителю вознаграждение в размере и в порядке, предусмотренных Договором. Произведения – результаты интеллектуальной деятельности Исполнителя, которые он обязуется создать своим творческим трудом в процессе руководства кастингом, постановкой, проведением съемок и осуществлением монтажа Фильма, включая режиссерский сценарий Фильма, постановочный проект Фильма и иные результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые Исполнителем в процессе его участия в создании Фильма».

Передача исключительного права

Договор может содержать условие о том, что исполнитель отчуждает исключительное право заказчику с момента создания результата интеллектуальной деятельности в объективной форме. Такое условие выгодно продюсеру, поскольку устраняет риск перехода исключительного права третьему лицу.

При этом заказчик может беспрепятственно пользоваться результатом интеллектуальной деятельности, только если полностью выплатит исполнителю вознаграждение.

Запрет на другую работу

В договоры членов съемочной группы включают такое ограничение: «В период действия Договора Исполнитель не принимает на себя аналогичные и иные обязательства, которые могут препятствовать надлежащему выполнению им своих обязательств по Договору».

Это положение не ущемляет права исполнителя, поскольку не предусматривает абсолютного запрета на заключение договоров. Оно лишь ставит исполнителя в законные рамки добросовестности и разумности при выполнении обязательств. «Не берите на себя больше, чем можете сделать, чтобы не возникло негативных последствий» – такой посыл у данного положения.

Остановка кинопроизводства

В договорах встречается условие о праве заказчика приостановить создание фильма и направить исполнителю уведомление с ориентировочными сроками возобновления производства. Заказчик вправе продлить срок действия договора на период приостановки производства, что не обязывает его выплатить исполнителю дополнительное вознаграждение.

При заключении договора исполнитель может предоставить письменные мотивированные возражения об ограничении срока приостановки создания фильма одним-двумя месяцами. Если срок будет больше, то стороны отдельно оговаривают условия участия исполнителя в проекте. При этом он вправе отказаться от договора без возмещения продюсеру убытков.

Расторжение договора

При творческих разногласиях итоговое решение принимает продюсер, так как именно он несет риск невостребованности и неокупаемости фильма. В частности, он может расстаться с исполнителем. Однако отказаться от договора продюсер имеет право лишь при условии оплаты расходов, которые понес исполнитель (ст. 782 ГК РФ).

Примеры условия о расторжении договора:

  • «Если между Заказчиком и Исполнителем возникнут разногласия о монтаже Фильма и Исполнитель откажется внести предложенные Заказчиком изменения в предварительный монтаж, то Заказчик вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке путем направления Исполнителю письменного уведомления и осуществить чистовой монтаж по своему усмотрению, в том числе с привлечением третьих лиц»;
  • «В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения Исполнителем своих обязательств по Договору, а также если художественный уровень Произведений, Фильма и их доработки, произведенной Исполнителем в соответствии с условиями Договора, не удовлетворил Заказчика – Заказчик вправе по своему усмотрению в любой момент расторгнуть Договор в одностороннем порядке, оплатив оказанные Исполнителем Заказчику услуги, без дополнительных обязательств для Заказчика. В этом случае Исполнитель не имеет права использовать Произведения и Фильм самостоятельно или передавать их третьим лицам ни в какой форме и ни при каких условиях, так как исключительные права на Произведения и Фильм отчуждаются Заказчику и последний вправе продолжить работу над Произведениями и Фильмом, привлекая третьих лиц»;
  • «Заказчик вправе не подписывать Акт в случаях, когда результаты работы Исполнителя не устраивают его с точки зрения профессионального или художественного уровня, не соответствуют его требованиям, расходятся с Заданием или Сценарием».

Чтобы минимизировать риск одностороннего досрочного расторжения договора, исполнитель может сдавать результаты работы продюсеру поэтапно и получать от него подтверждения об их приемке по электронной почте, в мессенджере или путем подписания промежуточных актов. Так конфликт не возникнет или разрешится в момент зарождения.

Вознаграждение исполнителю рекомендуется платить частями при сдаче промежуточных результатов, приемку которых желательно оформлять актами. Это удобно для всех. Исполнитель передает результаты работы продюсеру, а продюсер – заказчику производства фильма. По этой же цепочке обратно выплачивается вознаграждение. Что именно является промежуточным результатом – чаще определяет продюсер в зависимости от условий, которые ему диктует заказчик.

Производство фильма согласно требованиям продюсера также минимизирует риск досрочного расторжения договора с исполнителем. Художественный уровень произведения невозможно измерить объективно, поэтому соответствие ему результата интеллектуальной деятельности продюсер определяет по своему усмотрению. Это профессиональный риск исполнителя.

Ответственность за нарушение гарантий

Договор может содержать условие об ответственности исполнителя за нарушение гарантий. Например: «В случае возникновения претензий у третьих лиц, связанных с нарушением данных Исполнителем гарантий, он обязуется урегулировать такие претензии своими силами и за свой счет. При возникновении спора Исполнитель обязуется выступить на стороне Заказчика, выплатить штрафную неустойку в размере 200% от общей суммы вознаграждения Исполнителя по договору за каждый случай нарушения, а также возместить Заказчику убытки, возникшие в результате предъявления претензий».

Такая ответственность может показаться избыточной и ущемляющей права исполнителя. Однако она является ничтожно малой по сравнению с ответственностью продюсера, которую он понесет из-за нарушения исполнителем гарантий.

Представим, что исполнитель воспользовался чужим контентом без разрешения и его автор обратился в суд для защиты своих прав. Это может повлечь огромные убытки правообладателя фильма (телеканала, интернет-площадки, онлайн-кинотеатра), которые придется возместить продюсеру. Ведь именно продюсер обязан до кинопоказа оформить документы, подтверждающие передачу прав на объекты интеллектуальной собственности, которые включены в фильм (п. 1 ст. 1240 ГК РФ).

Исполнитель может потребовать убрать из договора условие об ответственности в виде неустойки в размере 200% от суммы вознаграждения. Однако продюсер откажет, если он подписал договор с аналогичным условием. Так что исполнителю останется добросовестно выполнять свои обязательства.

Ответственность за отказ устранить недостатки

Исполнитель может встретить в договоре такое положение: «В случае неустранения Исполнителем по требованию Заказчика недостатков, существенно влияющих на художественную целостность или ценность Фильма, Заказчик вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке. Исполнитель же обязуется уплатить штрафную неустойку в размере 50% от общей суммы вознаграждения Исполнителя по Договору за каждый случай нарушения, а также возместить убытки Заказчика, причиненные нарушением».

До подписания договора с подобным положением стоит определить понятие «существенное влияние на художественную целостность или ценность фильма». Продюсеру следует письменно пояснить, какое влияние он считает существенным. Также в это положение нужно добавить ссылки на пункты договора, нарушение которых повлечет применение ответственности.

Поэтапная сдача исполнителем результатов работы минимизирует риск привлечения его к ответственности.

Ответственность за срыв производства фильма

Положение об ответственности исполнителя может выглядеть так: «Если нарушение Исполнителем своих обязательств по Договору повлечет срыв производства Фильма или скажется на сроках производства и качестве Фильма, то Исполнитель обязан будет возместить убытки Заказчика, причиненные таким нарушением, а также по требованию Заказчика выплатить штрафную неустойку в размере 200% от общей суммы вознаграждения Исполнителя по Договору за каждый случай нарушения».

Для уменьшения своей ответственности исполнителю следует добавить, что она будет иметь место при условии выполнения продюсером своих обязательств по договору в полном объеме. Также желательно перечислить пункты договора, нарушение которых повлечет ответственность.

Можно настаивать на исключении указанного выше положения, если оно повторяет подобный пункт договора: «В случае нарушения обязательств, указанных в пунктах Договора, где перечислены основные обязанности Исполнителя как члена съемочной группы и установлены запреты на совершение тех или иных действий, нарушающих права и законные интересы Заказчика, а также в случае нарушения гарантий, указанных в Договоре, Исполнитель обязуется по требованию Заказчика возместить ему убытки, причиненные таким нарушением, и выплатить по письменному требованию Заказчика штрафную неустойку в размере 200% от общей суммы вознаграждения Исполнителя по Договору за каждый случай нарушения».

В таких случаях исполнитель может настаивать на исключении штрафной неустойки. При возмещении убытков продюсер восстановит свои нарушенные права полностью, поэтому взыскание неустойки будет иметь характер неосновательного обогащения.

Если продюсер отказывается вычеркнуть это положение, исполнителю нужно просить о снижении штрафной неустойки с 200% до 100% или 50% от размера вознаграждения на основании того, что он готов отвечать в пределах полученной за работу суммы.

Урегулирование претензий третьих лиц

Вопросы у исполнителя может вызвать такое положение договора: «Если третье лицо предъявит претензии к Заказчику, относящиеся к деятельности Исполнителя <...>, Исполнитель обязуется самостоятельно урегулировать претензии. В случае необходимости Исполнитель обязуется за свой счет принять участие в судебном процессе на стороне Заказчика и доказывать правомерность использования Заказчиком результатов работы и прав на созданные Исполнителем результаты интеллектуальной деятельности, а также возместить Заказчику убытки, понесенные им при рассмотрении спора».

Это положение не ущемляет права исполнителя. Авторы результатов интеллектуальной деятельности должны отвечать за оригинальность созданных ими объектов. Ответственность не наступит, если исполнитель не будет незаконно использовать чужой материал.

Рекомендации для заключения и исполнения договора с продюсером

1. Внимательно изучите договор и обсудите положения, которые не понятны или кажутся ущемляющими ваши права.

Настаивайте на корректировке положений, предусматривающих избыточную ответственность.

Изучите требования и ограничения, связанные с вашим участием в выступлениях, подготовкой промоматериалов или размещением публикаций в интернете.

Отнеситесь с пониманием к требованиям о соблюдении антиковидных мер и законодательства о противодействии коррупции.

2. Направьте продюсеру мотивированные возражения, если не все пункты договора вас устраивают.

Важно грамотно аргументировать возражения и вести переписку спокойно. Будьте готовы к тому, что продюсер захочет заключить договор только в предложенной им редакции. Но он может и принять возражения, изменив некоторые условия договора.

Нередко гибкость продюсера зависит от личности исполнителя, его профессионализма и имиджа в кинобизнесе. Если исполнитель – представитель «массовых» профессий (рядовой оператор, осветитель, администратор, монтажер, ассистент художника, актер второго или третьего плана, эпизодник или актер массовки), то скорее продюсер не станет менять положения договора. Если же участие исполнителя в кинопроекте представляет высокую ценность (он автор сценария, режиссер-постановщик, оператор-постановщик, режиссер монтажа, композитор, первое лицо художественного цеха или исполнитель главной роли), то тогда больше шансов поменять условия сотрудничества.

3. Детально опишите характеристики результатов работы и порядок их приемки.

Предусмотрите количество замечаний, на которые вы обязаны отреагировать в рамках стоимости договора, и количество доработок, которые должны быть выполнены без выплаты дополнительного вознаграждения. Зафиксируйте количество версий (драфтов) творческих результатов (сценариев), которые могут быть созданы в рамках одного договора.

Укажите реальные сроки выполнения работы. Помните, что продюсер опирается на информацию исполнителя, когда составляет план производства фильма. Ошибка в сроках – одна из самых распространенных проблем в кинопроизводстве.

4. Предусмотрите поэтапную передачу результатов работы и получение от продюсера подтверждения об их принятии.

5. Определите график платежей за поэтапную работу вместо одного платежа «за все». По возможности на финальный платеж после приемки материала оставляйте 10% бюджета работ.

6. Направьте продюсеру письмо с вопросом о претензиях после сдачи результатов работы.

Чем раньше вы узнаете о недостатках, тем лучше. Если вы не согласны с замечаниями продюсера, посмотрите на ситуацию со стороны: они могут быть объективными, и их придется устранить. В спорных случаях подумайте о компромиссе: продюсер охотнее идет на уступки, когда видит готовность исполнителя устранять недостатки и работать на результат.

7. Ведите деловую переписку добросовестно.

Проявляйте разумность и последовательность при взаимодействии с продюсером.

Рекомендации исполнителю для защиты интересов в суде

1. Аккуратно ведите и сохраняйте деловую переписку. Если рабочие разногласия перерастут в судебное разбирательство, ваши мотивированные возражения и ответы продюсера станут доказательствами в суде.

2. Сопроводите письменные доказательства емкими и понятными для судьи пояснениями. Можно изложить их в виде таблицы. Не следует прикладывать сотни скриншотов переписки в надежде, что судья с удовольствием прочитает ее от начала до конца.

3. Не обращайтесь за помощью к низкоквалифицированным юристам и в юридические фирмы общего профиля, которые гарантируют выигрыш и требуют оплату своих услуг авансом.

Пример из практики. Продюсер заключил с предпринимателем договор оказания услуг на монтажно-тонировочном этапе производства фильма. Стороны согласовали план-график оказания услуг, и продюсер выплатил аванс.

Договор содержал следующее условие: «Продюсер обязуется в течение 5 рабочих дней со дня получения от Исполнителя Акта подписать и передать один экземпляр Акта Исполнителю либо в тот же срок представить мотивированный отказ от подписания Акта. В случае неполучения Исполнителем подписанного Продюсером Акта или его мотивированного письменного отказа в указанный срок результаты работы Исполнителя считаются принятыми, а Акт – подписанным и подлежащим оплате».

Предприниматель оказал услуги частично. Однако в последний день срока исполнения договора он передал продюсеру акт об оказании услуг на полную сумму вознаграждения. Продюсер направил ему мотивированное уведомление об отказе от подписания акта с опозданием на 7 рабочих дней. Там он указал, что объем оказанных услуг составил 40%, и запросил подробный отчет.

Предприниматель обратился за консультацией к низкоквалифицированным юристам. Они посоветовали ему идти в суд и требовать полной оплаты услуг, потому что якобы у него «сильная позиция».

Продюсеру они направили досудебную претензию. В ней сообщалось, что предприниматель отказывается подготовить отчет и требует оплаты. Мотивировка была такой: предоставление отчета не предусмотрено договором; в ходе исполнения договора претензий не было; продюсер пропустил 5-дневный срок направления отказа от подписания акта.

В ответе на претензию продюсер пояснил, что замечания он направлял по электронной почте, и приложил фрагменты переписки, где перечислены недочеты. Но главное – предприниматель не оказал услуги в полном объеме, а потому не имеет права претендовать на их стопроцентную оплату. Также продюсер направил комиссионный акт, куда поместил таблицу с запланированными и фактически оказанными услугами.

Поскольку удовлетворять претензию продюсер отказался, предприниматель подал иск в арбитражный суд. Он потребовал взыскать плату за услуги и судебные расходы, связанные с привлечением юристов. Приложил к иску 60 листов переписки с продюсером – без ее хронологии и пояснений.

Суд отказал предпринимателю в удовлетворении требований. Отметил, что основанием для оплаты услуг является факт их оказания (ст. 779, 781 ГК РФ). При этом предприниматель не доказал, что оказал услуги полностью и что продюсер принял результаты его работы.

Предприниматель подал апелляционную жалобу. Но суд поддержал решение первой инстанции и добавил, что нарушение срока направления отказа от подписания акта в отсутствие доказательств исполнения обязательств не позволяет считать результаты работы исполнителя принятыми.

Вместо того чтобы доделать работу, передать продюсеру отчет и получить деньги, предприниматель отправился в суд, но дело проиграл. Он не только не получит от продюсера ни копейки, но еще и выплатил гонорар юристам.

Полезную информацию о правах и их защите, об обязанностях и ответственности за их неисполнение удобно отслеживать в нашем телеграм-канале @agexpert и сообществе «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!


Фото: фотобанк Freepik

Читайте также: