Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Фиктивная кредиторская задолженность

Искусственное создание задолженности компании-банкрота перед аффилированными кредиторами нарушает права кредиторов независимых. А потому им важно разобраться, как не пустить в реестр недобросовестного кредитора с фиктивной задолженностью

Фиктивная кредиторская задолженность

Как создается фиктивная кредиторская задолженность и чем она вредна для независимых кредиторов?

Процедура банкротства представляет собой противостояние имущественных интересов: с одной стороны – должника и связанных с ним лиц (бенефициаров, аффилированных лиц и «дружественных» кредиторов), с другой стороны – независимых кредиторов.

Банкротство компании означает, что ее активов недостаточно для того, чтобы рассчитаться со всеми кредиторами. Поэтому одной из основных целей банкротства является максимально возможное и справедливое удовлетворение требований кредиторов путем продажи имущества должника с наибольшей выгодой.

Интересы должника и его контролирующих лиц, напротив, сосредоточены на избавлении от долгов при максимально возможном сохранении основных активов, что противоречит целям института несостоятельности (банкротства). Обычно владельцы бизнеса пытаются защитить активы компании от кредиторов. Для этого они нередко прибегают к противоправным методам. Главной задачей собственников компаний-банкротов становится получение контроля над ходом процедуры банкротства для последующего участия в распределении имущества должника.

Основным оружием в руках бенефициаров для достижения противоправных целей является искусственное создание задолженности компании-банкрота перед аффилированными кредиторами. Причем сформировать такую задолженность в условиях общности экономических интересов не представляет особого труда. Сразу отметим, что в таких случаях аффилированность с должником носит фактический характер и тщательно скрывается от кредиторов.

Контролирующие лица по заранее согласованной схеме создают фиктивную кредиторскую задолженность в пользу дружественных лиц. Размер ее всегда превышает задолженность перед остальными кредиторами. Появление в реестре требований связанного с должником кредитора дает преимущество в количестве голосов на собрании кредиторов. А преобладающее число голосов блокирует возможность независимых кредиторов влиять на результаты голосования при принятии значимых решений по вопросам повестки собрания кредиторов и, соответственно, на ход процедуры банкротства. Так бенефициары обеспечивают контроль над банкротством своей компании. Это позволяет скрывать информацию о сделках должника и действиях контролирующих лиц, назначать дружественного арбитражного управляющего, принимать участие в распределении имущественной массы должника и т.д.

Такие недобросовестные действия должника и связанных с ним лиц нарушают права независимых кредиторов. Для защиты своих имущественных интересов им важно не допустить включения в реестр подконтрольного требования, основанного на фиктивной задолженности.

Что подтверждает фиктивность задолженности?

На фиктивность предъявленных к должнику требований могут указывать:

  • наличие у кредитора признаков аффилированности – как юридической, так и фактической;
  • номинальный характер кредитора: массовый руководитель (учредитель), массовый адрес регистрации юридического лица, минимальный количественный штат сотрудников, неисполнение обязанности по сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности, отсутствие материальных и трудовых ресурсов и т.д.;
  • несоответствие характера оказанных кредитором услуг или выполненных им работ его основному виду деятельности;
  • неотражение кредитором в бухгалтерской и налоговой отчетности хозяйственного факта оказания услуг или выполнения работ;
  • отсутствие полного комплекта первичных документов, несоответствия (ошибки) в оформлении этих документов и непредставление их оригиналов;
  • отсутствие деловой переписки между кредитором и должником;
  • отсутствие экономической целесообразности в заключении сделки для должника или кредитора;
  • тяжелое финансовое положение должника или кредитора;
  • длительное неистребование кредитором задолженности;
  • пассивное процессуальное поведение сторон: признание должником требований, непредставление кредитором запрашиваемых документов, сокрытие действительного смысла сделки и т.д.;
  • другие обстоятельства.

Как не пустить в реестр недобросовестного кредитора с фиктивной задолженностью?

В деле о банкротстве установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия задолженности и ее размера. Суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов независимо от наличия возражений лиц, участвующих в деле о банкротстве.

К доказыванию обстоятельств, связанных с возникновением задолженности компании-банкрота, предъявляются повышенные требования. Это нужно, чтобы избежать предъявления необоснованных требований к должнику. Кроме того, согласно правовому подходу Верховного Суда РФ, если кредитор и должник являются аффилированными лицами, к требованию такого кредитора должен быть применен еще более строгий стандарт доказывания, чем к обычному кредитору в деле о банкротстве.

Поясним: должник и аффилированные с ним лица чаще заинтересованы в сохранении имущества за собой. Это повышает вероятность злоупотреблений, направленных на создание видимости не существовавших реально правоотношений (Определение Верховного Суда РФ от 8 июля 2021 г. № 307-ЭС20-19667). Аффилированный кредитор должен исключить любые разумные сомнения в реальности долга. Ведь общность экономических интересов позволяет ему представить внешне безупречные доказательства исполнения фиктивной сделки с противоправной целью. Такими целями могут быть распределение конкурсной массы в пользу дружественного кредитора и уменьшение в интересах должника и его аффилированных лиц количества голосов, приходящихся на долю независимых кредиторов (определения Верховного Суда РФ от 26 мая 2017 г. № 306-ЭС16-20056 (6); от 6 июля 2017 г. № 308-ЭС17-1556 (2); от 11 сентября 2017 г. № 301-ЭС17-4784; от 12 февраля 2018 г. №305-ЭС15-5734 (4,5); от 21 февраля 2018 г. № 310-ЭС17-17994 (1,2)).

Процессуальный порядок рассмотрения требований кредиторов в деле о банкротстве регламентирован Постановлением Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. № 35. Активное процессуальное участие в банкротном деле поможет добросовестным кредиторам защитить свои интересы и не допустить злоупотреблений контролирующих лиц.

Ориентируясь на вышеперечисленные критерии определения фиктивной задолженности, кредиторам необходимо проанализировать контрагента и сложившиеся между сторонами правоотношения, цели и мотивы совершения сделки. Если возникнут сомнения в действительности и размере предъявленного требования, противостоять его включению в реестр поможет выполнение указанных ниже рекомендаций.

1. Подготовка мотивированных возражений на требование дружественного кредитора.

Можно представить суду возражения на требование кредитора. В них нужно подробно описать все обстоятельства, указывающие на фиктивность сделки. Если ваши доводы обоснованны, то бремя доказывания добросовестности кредитора будет возложено на него. Суд предложит кредитору раскрыть экономические мотивы совершения сделки, представить документы, подтверждающие реальность спорной задолженности, доказать безосновательность заявленных сомнений.

2. Оспаривание сделки, на которой основано требование кредитора.

Если сделка содержит признаки недействительности, можно подать заявление о ее оспаривании (подробнее об этом читайте в статье «Сделки, которые можно оспорить в деле о банкротстве»).

3. Обжалование судебного акта, подтверждающего требование кредитора.

Фиктивное требование кредитора трудно оспорить, когда оно подтверждается решением суда, вступившим в законную силу. Почему такие ситуации возможны?

Должник и контролирующие его лица на этапе подготовки к банкротству искусственно инициируют судебный спор о взыскании фиктивной задолженности. Нужно им это для получения судебного акта, подтверждающего наличие требования. Такой акт принимается в условиях признания иска без установления обоснованности задолженности и ее размера, а также без надлежащей проверки доказательств.

Судебный акт о взыскании задолженности значительно упрощает процедуру рассмотрения требования кредитора. Ведь при наличии такого акта уже не нужно доказывать просуженное требование к должнику и его размер. Так необоснованное требование дружественного кредитора попадает в реестре в обход повышенного стандарта доказывания, применяемого в деле о банкротстве.

Однако Закон о банкротстве дает кредиторам право обжаловать судебный акт, на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование (п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. № 35). Следовательно, если фиктивное требование было заранее просужено, то независимым кредиторам необходимо обжаловать решение суда о взыскании задолженности в пользу дружественного кредитора.


Фотобанк Freepik/@pikisuperstar

Читайте также: