И как теперь быть блогером или лектором?

1 июня вступили в силу поправки о просветительской деятельности. Хотите делиться знаниями и опытом в онлайн- или офлайн-режиме – придется соблюдать новые требования. Только вот Правительство РФ их еще не установило. А потому пока ориентируемся на общие требования подправленного Закона об образовании

И как теперь быть блогером или лектором?

«1 июня вступили в силу поправки о ведении просветительской деятельности, которые были внесены в Закон об образовании. Я программист и хотел бы вести свой блог. Насколько понял, распространение сведений о разработке программного обеспечения тоже является просветительской деятельностью. Как мне вести ее в соответствии с новыми требованиями?» – такой вопрос был задан редакции «АГ».

Что будет считаться просветительской деятельностью и кто может ею заниматься?

С 1 июня 2021 г. Закон об образовании содержит определение понятия «просветительская деятельность» и общие требования к ее осуществлению.

Просветительской является деятельность, осуществляемая вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые Законом об образовании и иными нормативными правовыми актами (п. 35 ст. 2 Закона об образовании).

Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации. Также ее вправе осуществлять физические лица, ИП и юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных Законом об образовании и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 12.2 Закона об образовании).

Судя по широкому определению, указанному в Законе об образовании, просветительской деятельностью потенциально могут являться ведение собственного блога в социальной сети или канала на видеоплатформе; проведение публичных лекций, дискуссий, конференций, круглых столов; деятельность в рамках образовательных проектов и платформ, в том числе деятельность популярных лекториев, и т.д.

Как теперь нужно осуществлять просветительскую деятельность и кто будет контролировать соблюдение новых правил?

Правительство РФ должно установить правила, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок ее контроля (ч. 3 ст. 12.2 Закона об образовании). Пока соответствующий акт не принят. Представляется, что это случится в ближайшее время, учитывая повышенное внимание к нововведениям.

Впрочем, ч. 2 ст. 12.2 Закона об образовании уже содержит общие требования к осуществлению просветительской деятельности. Так, не допускается ее использование:

  • для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов;
  • для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ (т.е. для побуждения к нарушению любого ее положения).

Таким образом, тем, кто желает заниматься просвещением сейчас, следует соблюдать упомянутые общие требования и отслеживать принятие нормативных правовых актов, детально регулирующих осуществление просветительской деятельности. Вероятно, такими актами будут установлены требования к субъектам просветительской деятельности и порядку ее ведения.

Отметим, что ранее состоялось общественное обсуждение проекта постановления Правительства РФ об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности в организациях, которые занимаются образовательной, научной деятельностью и деятельностью в сфере культуры. Из проекта фактически следовало стремление государства «зарегулировать» область распространения знаний. В настоящее время на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещена информация об отказе от продолжения разработки этого проекта. Пока сложно предположить, какие требования к субъектам и порядку осуществления просветительской деятельности будут содержаться в новом проекте постановления (прежний проект эксперты подвергли критике – читайте об этом в новости «Просветительская деятельность: кто вправе ею заниматься и на каких условиях»).

Неудобное нововведение

Теперь образовательные организации должны будут получать специальные заключения федерального органа исполнительной власти (а образовательные организации, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, – заключения таких органов) для подписания с иностранными организациями и гражданами договоров по вопросам образования (кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам) (ч. 4 ст. 105 Закона об образовании).

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования отнесена координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве (п. 13.2 ч. 1 ст. 6 Закона об образовании).

Следовательно, сотрудничество российских образовательных организаций с иностранными организациями и учеными стало подконтрольно государству, и, вероятно, обмен знаниями усложнится. Например, теперь российским университетам будет сложнее пригласить иностранного профессора для прочтения лекции или организовать совместное исследование с коллегами из-за рубежа. Кроме того, поскольку порядок подготовки и получения заключения утверждается Правительством РФ, может быть создан механизм, ограничивающий обсуждение «неудобных» тем с привлечением иностранных коллег в рамках образовательного процесса.

Читайте также: