Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Инструменты санкционного комплаенса для бизнеса

Такие инструменты позволят компании минимизировать санкционные риски, а именно избежать блокировки денежных средств за попытку перевести их через подсанкционный банк, вторичных санкций за участие в сделках с подсанкционными лицами и последствий игнорирования российских «контрсанкций»

Инструменты санкционного комплаенса для бизнеса

До 2022 г. санкции были проблемой лишь крупного международного бизнеса и финансовых организаций. Сейчас же с санкционными ограничениями столкнулись российские компании в большинстве отраслей экономики. А потому особенно актуальным стал санкционный комплаенс.

Что такое санкционный комплаенс?

Комплаенс (от англ. to comply – «соблюдать, следовать») – это система правил компании, целью которых является снижение рисков нарушения законодательных норм и внутренних корпоративных ограничений. В зависимости от рисков выделяют разные виды комплаенса, например антимонопольный, антикоррупционный, санкционный комплаенс.

Санкционный комплаенс предусматривает наличие внутренних механизмов, направленных на снижение рисков взаимодействия с подсанкционными лицами и осуществления видов деятельности, на которые распространяются санкционные ограничения.

Какие риски помогает минимизировать санкционный комплаенс?

Соблюдать санкционные ограничения обязаны в первую очередь граждане той страны, которая эти ограничения ввела, и зарегистрированные там юридические лица. Но и для российских компаний, не затронутых санкциями напрямую, участие в сделках с подсанкционными лицами может влечь специфические риски.

Например, любое лицо, которое не находится под санкциями США, может подпасть под вторичные санкции, если оно прямо или косвенно участвовало в совершении мошеннических сделок с целью обхода санкций США или оказывало существенное содействие подсанкционному лицу, в том числе финансовое, материальное или техническое, а также предоставляло товары или услуги в поддержку его деятельности1. Вторичные санкции предусматривают распространение на нарушителя санкционного режима: блокировку принадлежащих ему активов в США и запрет на любое взаимодействие с ним как американским, так и неамериканским лицам.

В санкционном регулировании ЕС механизма вторичных санкций нет. Однако и европейские санкции могут привести к сложностям. Так, согласно разъяснениям Европейской комиссии, если денежные средства одно неподсанкционное лицо переводит другому через банк, который находится под санкциями ЕС, такие средства могут быть заблокированы2.

В этом году в российском регулировании появились «контрсанкции» – ограничения на расчеты и взаимодействие с иностранными контрагентами. При проведении санкционных проверок важно учитывать и эти ограничения, так как они могут повлиять на исполнение договоров.

Санкционный аудит – ключевой элемент санкционного комплаенса

Большинство комплаенс-систем предусматривают прохождение нескольких основных этапов.

1. Деятельность компании анализируется на предмет рисков (аудит).

2. Разрабатываются меры выявления и снижения рисков, которые закрепляются в руководящем документе (подготовка комплаенс-политики).

3. В структуре компании выделяются сотрудник или подразделение, ответственные за соблюдение комплаенс-процедур.

4. Работников компании информируют о правилах работы с рисками.

В основе эффективных комплаенс-процедур лежит аудит процессов компании. С учетом того, как быстро меняется ландшафт регулирования в санкционном праве, важно определить основные зоны риска в деятельности компании. Именно такие рисковые области позволяет выявить санкционный аудит.

Порядок проведения санкционного аудита зависит от специфики деятельности компании. Для выявления рисков необходимо проанализировать:

  • основных поставщиков и клиентов: входят ли эти компании и их бенефициары в персональные санкционные списки и списки индустрий под секторальными санкциями;
  • основные действующие договоры: входят ли товары (услуги), являющиеся предметом договоров, в списки товаров, запрещенных или ограниченных в обороте; входят ли банки контрагентов и их бенефициаров в санкционные списки;
  • какие ограничения распространяются на компании и вышеуказанные товары (услуги); входят ли они в общие или специальные лицензии3 соответствующих юрисдикций;
  • какая ответственность предусмотрена за несоблюдение санкционных ограничений;
  • как изменить или расторгнуть договор, если санкции оказывают существенное влияние на договорные отношения.
  • Такой анализ предусматривает глубокую оценку деятельности компании применительно к широкому спектру санкционных ограничений. Поскольку внушительный список этих ограничений с каждым днем только увеличивается и информация о них находится в разных источниках – как правило, санкционный аудит проводят внешние консультанты с опытом работы в сфере санкционного права.

Что дает санкционный аудит?

Результатами анализа санкционных рисков являются: 1) разовые системные изменения, которые направлены на устранение наиболее критичных рисков, т.е. изменения в составе контрагентов, договорной структуре или приоритетных видах деятельности компании; 2) введение регулярных комплаенс-процедур, направленных на снижение рисков в будущем.

К комплаенс-процедурам относятся:

  • подготовка «карты рисков» для основных видов деятельности компании с разбивкой рисков по тяжести последствий – она позволит уделять внимание наиболее рисковым процессам в дальнейшем;
  • разработка порядка проверки новых контрагентов (know your client): проверка по открытым источникам, использование специальных систем (например, X-Compliance от «Интерфакса»), анкетирование контрагентов;
  • введение периодических проверок контрагентов на присутствие в санкционных списках (due diligence);
  • внесение изменений в договоры, в том числе включение в наиболее важные из них санкционной оговорки и заверения об обстоятельствах, касающегося санкций.
  • Эти элементы комплаенса позволят лучше ориентироваться в новой санкционной реальности и минимизировать риски.


1 Исполнительный указ Президента США от 15 апреля 2021 г. № 14024 (URL: https://home.treasury.gov/system/files/126/14024.pdf).

2 Комментарии от 28 марта 2022 г. в разделе FAQ (URL: https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/banking-and-finance/international-relations/restrictive-measures-sanctions/sanctions-adopted-following-russias-military-aggression-against-ukraine_en#diligence).

3 Генеральные и специальные лицензии в санкционном регулировании США – это разрешения на осуществление определенного вида деятельности, который запрещен санкциями США. Лицензии выпускает Управление по контролю за иностранными активами (OFAC, Office of Foreign Assets Control). Общая лицензия выпускается по инициативе OFAC. Специальная лицензия выдается после рассмотрения обращения подсанкционного лица. Также лицензии (исключения) есть в санкционном регулировании Европейского союза.

Читайте также: