Как бороться со спамом?

Подайте жалобу в Федеральную антимонопольную службу. ФАС поможет прекратить рассылку спама и оштрафует распространителя рекламы

Как бороться со спамом?

Каждый из нас не понаслышке знает о проблеме распространения спама в цифровой среде. Мы оставляем на сайтах свои персональные данные: имя, адреса электронной почты, номера телефонов и т.д. Все это используется для рекламных спам-рассылок.

Что можно считать спамом?

Спам – электронное сообщение, предназначенное для неопределенного круга лиц, доставленное абоненту или пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя, в том числе ввиду указания несуществующего или фальсифицированного адреса, с которого сообщение поступило1. При этом к спаму относятся также любые письма, направляемые по адресу электронной почты, sms-сообщения, телефонные звонки и push-уведомления (всплывающие уведомления на экране устройства, например телефона), если они носят массовый характер.

Рассылка рекламных сообщений без согласия получателей – это законно?

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы2.

Под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей телефон или адрес электронной почты поступило рекламное сообщение3.

Куда и как жаловаться, если не получается отписаться от рекламной спам-рассылки?

Типичная ситуация: вы не подписывались на рекламную рассылку, но в очередной раз обнаружили на своей электронной почте или среди sms-сообщений спам. Отказ от рассылки не возымел эффекта. В таком случае можно обратиться с письменной жалобой в любой территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Жалоба составляется в свободной форме, но должна содержать:

  • наименование государственного органа (например, Управление ФАС по г. Москве);
  • ФИО, адрес места жительства заявителя; лучше указать дополнительно все возможные контакты: номера телефонов, адрес электронной почты;
  • наименование распространителя рекламы;
  • описание ситуации;
  • требования заявителя.

Требование можно указать следующее: «Прошу признать действия <наименование распространителя рекламы> незаконными».

К жалобе нужно приложить скриншоты сообщений и писем, которые вы считаете спамом. Если речь идет о нежелательных звонках, то необходимо предоставить запись телефонного разговора.

К жалобе на «телефонный спам» (sms, некоторые push-уведомления, звонки) нужно прикладывать согласие абонента на получение антимонопольным органом сведений от оператора связи, т.е. согласие на раскрытие тайны связи. ФАС предлагает использовать следующие формулировки4:

«Я, <ФИО, серия и номер паспорта>, даю согласие на получение ФАС России (а в случае необходимости и ее территориальными органами) информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных <дата/период поступления данных> на абонентский номер телефона в сети оператора связи <название оператора связи>».

Вместе с согласием на раскрытие тайны связи нужно предоставить выписку по абонентскому номеру за период получения рекламы от своего оператора.

Часто спам приходит в виде push-уведомлений. Они могут быть направлены не только операторами, но и программным обеспечением, установленным на телефон (приложениями). Поэтому в жалобе необходимо указывать наименование правообладателя или разработчика приложения. Эту информацию можно найти в программном обеспечении в разделах «О приложении», «О нас», «О сервисе» и т.п.

Сколько времени дается на рассмотрение жалобы?

В течение месяца после подачи жалобы в территориальное управление ФАС должно быть принято решение о возбуждении дела или об отказе в его возбуждении. В случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения законодательства о рекламе, антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на месяц. Заявителя письменно уведомят о таком решении.

Чем поможет ФАС?

По результатам рассмотрения дела ФАС должна будет помочь прекратить рассылку спама. Также распространителю рекламы назначат административное наказание в виде штрафа. Его размер для граждан составляет от 2000 до 2500 руб., для должностных лиц – от 4000 до 20 000 руб., для организаций – от 100 000 до 500 000 руб. (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).

Конечно, подготовка жалобы и других документов займет время, поэтому стоит применять технические способы защиты от спама – черные списки, спам-фильтры и т.д.

(В публикации «Если оператор связи списал деньги за подписку без согласия абонента» можно прочитать, как вернуть денежные средства за навязанную услугу.)


1 Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи».

2 Часть 1 ст. 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

3 Абзац 2 п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе”».

4 Письмо Федеральной антимонопольной службы от 11 ноября 2019 г. № ДФ/98054/19 «О надлежащих доказательствах при выявлении нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона “О рекламе”».

Читайте также: