Как экспедитору избежать лишней ответственности
Одно неправильное слово в документах – и ответственность перевозчика будет возложена на экспедитора
Обозначьте себя посредником, а не перевозчиком в договоре
Договор транспортной экспедиции должен недвусмысленно указывать на то, что экспедитор является посредником. В частности, необходимо предусмотреть закрытый перечень обязательств экспедитора или использовать формулировку: «Полный перечень обязательств экспедитора по договору отражается в заявке на перевозку».
Важно, чтобы в договоре не было положения о том, что экспедитор обязуется доставить груз, если на самом деле это должен сделать перевозчик. Иначе экспедитору придется отвечать за сохранность груза вместе с перевозчиком (ст. 803 Гражданского кодекса РФ; п. 1 ст. 7 Закона о транспортной экспедиции; п. 10 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 г.).
Сведения о грузе, передаваемые перевозчику при заключении договора перевозки, должны строго соответствовать тем данным, которые получены от клиента и отражены в договоре транспортной экспедиции.
В договоре нужно предусмотреть вознаграждение экспедитора в форме агентской части, а не твердой денежной суммы, сопоставимой с рыночными ценами за перевозку грузов.
Не называйте себя страхователем при страховании груза
Экспедитор не вправе от имени клиента заключить договор страхования груза, если это не предусмотрено договором транспортной экспедиции (п. 5 ст. 4 Закона о транспортной экспедиции). Зато он может сделать это от своего имени (Решение Арбитражного суда Ростовской области от 4 июня 2018 г. по делу № А53-35447/2017). Однако здесь кроется ловушка для экспедитора.
Если он выполняет только посреднические функции, то не должен быть указан в качестве страхователя в договоре страхования груза. Иначе экспедитор будет автоматически признан договорным перевозчиком. Ведь он охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза и выразил намерение ее гарантировать.
Открытый перечень обстоятельств, указывающих на статус экспедитора как договорного перевозчика, обозначен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 26.
Следите за содержанием транспортных накладных
По общему правилу обязанность по формированию транспортной накладной возложена на грузоотправителя (ст. 8 Устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта). Эта норма часто становится удобным прикрытием для халатности экспедитора.
Например, при изучении документов я нахожу экспедитора в графе «Перевозчик». Спрашиваю, почему так вышло. И слышу: «Мы ни при чем. Это грузоотправитель составил накладную». В таком ответе я вижу лишь небрежное отношение к бизнесу, ведь проверка документов – прямая обязанность логиста.
Экспедитору необходимо просматривать транспортные накладные. По сути, эти важные документы заменяют договор перевозки. Они должны быть полностью заполнены.
В графе 6 «Перевозчик» нужно указать не экспедитора, а фактического перевозчика. Он же ставит подпись и печать. Если сделать наоборот, то суд может решить, что доставить груз обязан был экспедитор.
В графе 8 «Прием груза» отражаются Ф.И.О. и подпись того, кто принимает груз на месте. Это может быть водитель или иной представитель перевозчика.
Для читателей, которые не хотят пропускать юридические советы, у нас есть телеграм-канал @agexpert и сообщество «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!