Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Как правильно жаловаться в госорганы

Подали жалобу, а в ответ – отписка? Или ее вовсе не рассмотрели? Адвокаты рассказали, как добиваться своего при обращении в органы госвласти и местного самоуправления

Как правильно жаловаться в госорганы

Гражданка не смогла добиться проверки организации

Женщина подала через МФЦ заявление с требованием проверить центр, который выдает квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи. В МФЦ она предъявила паспорт, копию которого сотрудник приложил к заявлению.

Однако проводить внеплановую проверку центра надзорный орган не стал, поскольку якобы личность гражданки не установлена.

Женщина обжаловала отказ, но проиграла во всех судебных инстанциях1. Попытка найти справедливость в Конституционном Суде РФ не увенчалась успехом2.

Дмитрий Клинков, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, Московской коллегии адвокатов «Лескалье»:

На мой взгляд, спорное решение принял Конституционный Суд РФ. Особенно с учетом того, что через МФЦ граждане получают множество государственных услуг. Например, туда передают документы для регистрации сделок с недвижимостью. При этом личность человека устанавливается по паспорту. Сотрудник МФЦ делает копию паспорта, заверяет ее и направляет с прочими документами в орган, который после их рассмотрения дает ответ.

Мне кажется, неуспешная попытка гражданки добиться проверки организации – большая редкость. Скорее люди направляли сотни аналогичных обращений через МФЦ, и их рассматривали без проблем.

Какими бывают обращения?

Евгений Жаров, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, управляющий партнер ZHAROV GROUP:

Обращение – это возможность для граждан влиять на деятельность органов и организаций, а также добиваться восстановления нарушенных прав.

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ.

Общий порядок рассмотрения обращений граждан предусмотрен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (далее – Закон № 59-ФЗ). Есть еще специальный порядок, например для заявлений о преступлении или жалоб на результаты проверок в рамках госконтроля.

Закон № 59-ФЗ называет три вида обращений:

  • заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его прав или сообщение о нарушении прав;
  • жалоба – просьба о восстановлении нарушенных прав;
  • предложение – рекомендации по совершенствованию закона и деятельности органов.

Общий срок рассмотрения обращения – 30 дней со дня его регистрации. Этот срок может быть продлен один раз на 30 дней с уведомлением заявителя (ст. 12 Закона № 59-ФЗ). Продление допускается в исключительных случаях или при направлении органом запросов.

Есть ли смысл жаловаться?

Дмитрий Клинков:

Далеко не все обращения приводят к желаемым результатам. Часто граждане получают формальные ответы со ссылками на нормы законов, которые ни о чем им не говорят. А все потому, что жалоб в органы поступает много, сотрудники не справляются. Тут действует простое правило: главное – ответить в срок.

Эффективнее работают обращения, которые граждане подают на личном приеме у должностных лиц, но и то не всегда.

Куда и как можно пожаловаться?

Дмитрий Клинков:

Жаловаться можно в любые надзорные органы. Но, конечно, перед этим надо разобраться, куда именно направить обращение.

Впрочем, даже если жалобу вы передадите не туда, ответ все равно дадут. Когда обращение поступает не по адресу, его пересылают по подведомственности и сообщают об этом гражданину.

Евгений Жаров:

Жалобы можно направлять в любые госорганы и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения. Главное, чтобы решение вашей проблемы было в компетенции того органа или учреждения, куда вы обратились.

Сложно перечислить все жизненные ситуации и подвести их под нужный орган – таких тысячи. Приведу лишь несколько примеров.

Местная администрация решает вопросы благоустройства, градостроительной деятельности, дорожного хозяйства, ресурсоснабжения, пожарной безопасности и многие другие. С жалобой на действия местных органов можно обратиться к вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган или прокуратуру.

За соблюдением прав граждан следит Уполномоченный по правам человека. В спорах между бизнесом и органами власти разбирается Уполномоченный по защите прав предпринимателей. Аппарат полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах координирует работу органов исполнительной власти, контролирует исполнение решений и поручений президента.

Если решение проблемы не терпит отлагательств, рекомендую звонить на горячие линии территориальных органов. Но письменного ответа не ждите. Его дадут, только если устное обращение принято на личном приеме у должностного лица.

Сориентироваться в полномочиях помогут документы – положения о территориальных органах. Также эту информацию можно найти на их сайтах. Еще госорганы и органы местного самоуправления ведут перечни видов контроля с указанием структурных подразделений на портале https://ervk.gov.ru/.

Когда трудно выбрать адресата, направьте обращение в прокуратуру. Его примут для восстановления нарушенных прав либо перенаправят в уполномоченный орган, если вы не обжалуете действия или бездействие органов.

Что будет, если неверно определить адресата жалобы?

Евгений Жаров:

При первичном обращении нет смысла начинать с центрального руководства (президента, генерального прокурора, федеральных министров и т.д.), если решение вопроса не относится к их исключительной компетенции. Так вы только затянете процесс, поскольку жалобу все равно будет рассматривать нижестоящий орган.

Допустим, гражданин направил на имя президента обращение о загрязнении воздуха асфальтобетонным заводом. Жалоба поступит в Управление Президента РФ по работе с обращениями, которое передаст ее в административно-контрольное управление правительства региона. Затем жалобу спустят в областное министерство природных ресурсов, которое наконец ею и займется.

На каждое такое перенаправление уйдет 7 дней. Плюс 3 дня на регистрацию в каждом органе и время на пересылку. В итоге до уполномоченного адресата жалоба будет добираться месяц. За этот срок вопрос заявителя может утратить актуальность.

В то же время любое обращение должно быть обязательно рассмотрено. Отказ законом не предусмотрен. Даже если вы неверно определили адресата, обращение направят в уполномоченный орган и уведомят вас об этом (ч. 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ).

Если вам сообщили, что решение вопроса не входит в компетенцию органа, но обращение не перенаправили, можно пожаловаться в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру или суд.

Запрещается направлять жалобы в орган или должностному лицу, действия которого обжалуются. В таком случае обращение вернут гражданину.

Почему жалобы не дают желаемого эффекта?

Рассмотрим основные причины.

1. Направили обращение не в тот орган.

Ответ вы получите не скоро. Обращение переадресуют в другой орган. Потом, возможно, в следующий. Жалобу будут передавать из рук в руки, пока она не доберется до уполномоченного органа.

При обращении в СМИ нужно помнить, что редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма органам на рассмотрение (ст. 42 Закона «О средствах массовой информации»).

2. Выслали анонимную жалобу.

В обращении указываются Ф.И.О. заявителя и почтовый адрес для ответа.

Личность заявителя должна быть подтверждена, иначе проверку не проведут. Поэтому при подаче жалобы в надзорный орган или через МФЦ предъявите паспорт. А для обращения через портал госуслуг или сайты органов нужно пройти идентификацию и аутентификацию посредством ЕСИА.

Надежнее подавать обращение непосредственно в уполномоченный орган, поскольку при пересылках сведения об установлении личности могут потеряться.

3. Настаиваете на рассмотрении повторных обращений.

Бессмысленно многократно писать одинаковые обращения в один орган. Если вас не устроил ответ, жалуйтесь в вышестоящие инстанции или прокуратуру. Также можно обратиться в суд – на это дается 3 месяца с момента получения неподходящего ответа.

Если в обращении лишь вопрос, на который уже ответили не меньше двух раз, и не указаны новые доводы или обстоятельства, то орган вправе прекратить такую переписку с гражданином. Это правило действует при условии, что ранее обращения направлялись в тот же орган и тому же должностному лицу.

4. Неполно и нечетко сформулировали проблему.

Обычно органы не выходят за пределы доводов жалобы и формально относятся к решению вопросов.

Предположим, написали вы обращение в мэрию: «Дзержинский район утопает в свалках». Скорее всего, вам ответят что-то подобное: «Администрация на регулярной основе проводит обследование территории Дзержинского района на предмет выявления мест несанкционированного размещения отходов. В текущем году выявлено Х свалок, выдано Х предписаний, составлено Х протоколов за нарушение правил благоустройства».

Никто не станет бегать по району и искать свалки после такой жалобы. Однако представители органа будут обязаны провести проверку, если вы конкретно сформулируете проблему, укажете адреса свалок и приложите фотографии.

Читайте также
Как написать безотказную жалобу в прокуратуру?
Если ваше обращение игнорируют или сделали его игровой палочкой в круговой эстафете органов прокуратуры – проверьте, не допустили ли вы ошибку
18 августа 2023 Советы

5. Перегрузили обращение ненужными фактами.

Не только недостаток информации, но и ее переизбыток не пойдет на пользу. Каждый довод обращения орган обязан проверить. Поэтому лишние сведения только добавляют работы и могут оттянуть внимание от основной проблемы.

6. Написали жалобу, которая не позволяет определить проблему.

Ответ по существу на такие обращения не дается. Об этом вам сообщат в течение 7 дней.

7. Задали в обращении вопрос, ответить на который невозможно без разглашения охраняемой законом тайны.

Вам сообщат, что ответы по существу на такие вопросы не даются. Но это необязательно означает, что проверку не проведут.

8. Пожаловались на судебное решение.

В течение 7 дней обращение вернут с разъяснением порядка обжалования судебных решений.

9. Включили в обращение оскорбления и угрозы.

Орган вправе оставить обращение без ответа по существу. Но даже после этого проверку могут провести.

10. Изложили в обращении требования, которые невозможно выполнить из-за законодательных ограничений.

Сейчас действует мораторий на проверки бизнеса (подробнее об этом читайте в статье «Мораторий на проверки продлили до 2030 года»).

11. Обратились в орган, где работают некомпетентные сотрудники.

Некоторые сотрудники плохо знают полномочия органов и пускают жалобы по кругу. В таких случаях гражданам приходится защищать свои права в вышестоящих инстанциях.

За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей (ст. 5.59 Кодекса об административных правонарушениях).

Например, на 5000 рублей оштрафовали начальника территориального отдела Роспотребнадзора за неправомерное перенаправление в администрацию муниципального образования обращения о нарушении санитарных норм при сбросе жидких отходов в выгребные ямы3.

Как подготовить и подать жалобу, чтобы от нее не отмахнулись?

1. Верно определите адресата обращения.

Не следует писать жалобы сразу президенту или генеральному прокурору. Чаще их рассматривают территориальные подразделения. Можно позвонить на горячую линию органа, чтобы вам помогли определить адресата. А если письменный ответ на срочное обращение не нужен, озвучьте его по телефону.

Когда трудно выбрать адресата, можно направить обращение в прокуратуру. Эффективно жаловаться туда через депутатов. Обращения членов Совета Федерации, депутатов Госдумы, региональных парламентов и местных представительных органов в прокуратуре на особом контроле.

2. Обязательно укажите в обращении:

  • адрес и наименование органа, куда подаете жалобу;
  • свои Ф.И.О. и почтовый адрес для ответа (адрес электронной почты или уникальный идентификатор личного кабинета на портал госуслуг);
  • суть обращения;
  • дату.

Рекомендую оставить в обращении номер мобильного телефона для оперативной связи. Там же можно предупредить о готовности принять участие в выездном мероприятии. Но имейте в виду, что выезд с проверяющими на место потенциального нарушения не всегда возможен.

В конце обращения поставьте подпись.

3. Сконцентрируйтесь на проблеме.

Не перегружайте обращение фактами, не имеющими отношения к делу, однако по главному вопросу укажите максимально подробную информацию. Постарайтесь привести нормы законов, которые нарушены. И не используйте неуважительные, нецензурные, оскорбительные выражения.

Рекомендую формулировки: «Прошу принять меры для устранения перечисленных нарушений, а также привлечь лиц, их допустивших, к установленной законом ответственности» или «Для проверки изложенных фактов прошу провести контрольное (надзорное) мероприятие в отношении {…} и по его результатам принять установленные законом меры».

4. Правильно подайте жалобу. Есть несколько способов:

  • отнесите в канцелярию органа;
  • подайте на личном приеме у должностного лица. Зачастую эффективно рассматриваются обращения, принятые руководителем органа на выездном личном приеме, например в приемной президента в регионе. Как правило, каждый руководитель органа проводит такой прием один-два раза в год. Отслеживайте графики – они размещаются в СМИ и на сайте региональной приемной президента;
  • отправьте по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • подайте через МФЦ, портал госуслуг или электронную приемную на сайте органа.

Не советую бросать жалобу в ящик для обращений. Так невозможно доказать ее отправку и отследить получение. Также не стоит направлять обращения на электронные почтовые ящики органов. Чаще они не предназначены для этого, потому жалобу могут пропустить.

5. Направьте жалобу в вышестоящую инстанцию, если ваше обращение проигнорировали.

На бездействие органов надо жаловаться в прокуратуру. Если получите отписку, обращайтесь к вышестоящему прокурору. Например, для заместителя прокурора района вышестоящим будет прокурор района.

Новые доводы, требующие проверки, добавлять в обращение не стоит. Иначе его могут передать на рассмотрение прежнему адресату.

6. Подайте коллективную жалобу, если есть возможность.

Органы обязаны реагировать на все обращения одинаково. Но общественный резонанс способствует более эффективному рассмотрению жалоб. Поэтому постарайтесь найти время на сбор подписей.

Как бороться с отписками?

Дмитрий Клинков:

1. Подайте жалобу вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган.

2. Обжалуйте ответ органа в суде. Но тут понадобятся юридические знания, чтобы правильно составить иск и пройти все этапы судебного разбирательства. Если выиграете дело, надзорный орган будет обязан отреагировать на вашу просьбу. За неисполнение судебного решения должностному лицу грозит ответственность по статье 315 Уголовного кодекса РФ.

В своей уголовно-процессуальной практике я ежедневно сталкиваюсь с необходимостью получать ответы от органов следствия, МВД и прокуратуры. Нередко для этого приходится обращаться в суд. На мой взгляд, это самый действенный способ. Но, к сожалению, не самый простой и быстрый.


1 Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 3 октября 2022 г. по делу № 2а-799/2022 (8а-26265/2022).

2 Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2023 г. № 2187-О.

3 Постановление Верховного суда Республики Коми от 8 июля 2015 г. № 4А-320/2015.


Фото: фотобанк Freepik/@pch.vector

Читайте также: