Как удержать с работника расходы на неиспользованный билет?

Если командировочные билеты пропали по вине сотрудника, работодателю нужно опираться на свои правила удержания из зарплаты напрасных трат или законный порядок взыскания ущерба

Как удержать с работника расходы на неиспользованный билет?

Работодатель обязан возместить расходы сотрудника, связанные с командировкой: на проезд и наем жилья, суточные и другие траты (ст. 168 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ)).

Многие работодатели сами покупают билеты на поезд и самолет или прибегают к услугам агентств. Но работники не всегда их используют: класс обслуживания в билете не устроил, обстоятельства задержали и т.п. В итоге работодатель теряет деньги и хочет получить их с сотрудника.

Удержание из зарплаты по правилам компании

Основания для удержания из заработной платы работника перечислены в ст. 137 ТК РФ. Список их исчерпывающий, и про билеты там ничего не сказано. Значит, апеллировать к этой норме работодатель не сможет.

Правила удержания напрасных командировочных трат определяются в коллективном договоре или локальном акте организации. Именно там должно быть прописано, кто и как приобретает билеты для замены, лимит цены и проч. Обычно работодатель покупает сотруднику новый билет и просит его вернуть стоимость первого.

Если же в документах организации ничего не сказано, работодателю придется обратиться к закону.

Взыскание ущерба с работника по правилам Трудового кодекса

Работник обязан возместить работодателю причиненный прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Таким ущербом считается уменьшение или повреждение имущества работодателя, необходимость приобрести новое имущество или восстановить прежнее. Эта норма подойдет, если работник не использовал купленный ему билет. Кстати, к ущербу можно отнести и комиссию билетного агентства.

Однако просто так удержать деньги нельзя. Сначала предложите сотруднику компенсировать ваши напрасные траты. В случае согласия заключите соглашение о добровольном возмещении ущерба. Укажите там сумму, срок и способ возмещения.

Если сотрудник не желает подписывать соглашение, а сумма ущерба не превышает его средний месячный заработок, то можно удержать деньги против его воли (ст. 248 ТК РФ).

1. Устанавливаем противоправность действий и вину сотрудника, связь между его поведением и ущербом. Но учитываем обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника. Он не виноват, если ущерб наступил из-за непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска или крайней необходимости (ст. 239 ТК РФ, п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52).

2. Определяем размер ущерба.

3. Требуем у сотрудника письменное объяснение о причинах, которые помешали ему использовать билеты. Если он не хочет писать объяснительную, составляем акт об отказе ее предоставить (ст. 247 ТК РФ).

4. Взыскиваем ущерб в пределах среднего месячного заработка по распоряжению организации. Издать его надо не позднее одного месяца со дня официального установления размера ущерба (ст. 248 ТК РФ). При этом общий размер удержаний с каждой выплаты не должен превышать 20% зарплаты (ст. 138 ТК РФ).

Если работник отказывается возмещать ущерб, а его сумма превышает месячный заработок, то придется судиться (Решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 8 апреля 2016 г. № 2-1024/2016).

Мы стараемся рассказывать о правах и обязанностях просто и интересно. Приглашаем вас в наш телеграм-канал @agexpert и сообщество «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!


Фото: фотобанк Freepik

Читайте также: