Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Купили землю, а нам не подключают электричество

Что делать, если электрики кормят завтраками?

Купили землю, а нам не подключают электричество

Вопрос читателя «АГ»: «Купили землю. Прежний хозяин вместе с документами передал технические условия на подключение электричества. С электриками боремся больше года: они то не пускают к себе никого, прикрываясь пандемией, то кормят завтраками, ссылаясь на войну. В последний раз дали телефон начальника. До него удалось дозвониться с энной попытки, он обещал заняться этим вопросом. Куда пожаловаться, чтобы нам наконец поставили счетчик?»

Как регулируются отношения потребителей и поставщика электроэнергии?

Отношения по энергоснабжению регламентируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ и правилами, утвержденными постановлениями Правительства РФ.

Для заключения договора энергоснабжения потребитель должен направить заявку в энергоснабжающую организацию с приложением документов – их перечень можно посмотреть в п. 34 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442.

Энергоснабжающая организация заключает договор энергоснабжения с абонентом, если у него есть энергопринимающее устройство и другое необходимое оборудование, которое соответствует техническим требованиям и присоединено к сетям энергоснабжающей организации. Абонент должен обеспечить учет потребления энергии (ч. 2 ст. 539 ГК РФ). При введении в эксплуатацию прибора учета электрической энергии (счетчика) подписывают акт допуска прибора учета в эксплуатацию.

По договору энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту энергию через присоединенную сеть, а абонент – оплачивать эту энергию, а также соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ч. 1 ст. 539 ГК РФ).

Если абонентом выступает гражданин, который использует энергию для бытового потребления, то договор считается заключенным с момента первого подключения абонента к присоединенной сети.

Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту электроэнергию в количестве, предусмотренном в договоре энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Однако при бытовом потреблении гражданин вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Почему поставщик электроэнергии не вправе отказать потребителю в заключении договора?

Договор энергоснабжения – это публичный договор, а поставщик электроэнергии является субъектом естественной монополии, поэтому он не вправе отказать потребителю в заключении договора и установке счетчика (п. 9 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861).

Для организаций, занимающих доминирующее положение хозяйствующего субъекта, ввели запрет на действия (бездействие), из-за которых ограничивается или устраняется конкуренция либо ущемляются интересы других лиц (ч. 5 ст. 10 Закона «О защите конкуренции»). К таким действиям относят отказ или уклонение от заключения договора с потребителем, если эти отказ или уклонение экономически или технологически не обоснованы либо не предусмотрены законодательством.

Как потребителю заставить поставщика электроэнергии заключить с ним договор?

За неправомерный отказ в заключении договора поставщика могут привлечь к ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ «Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)».

Для защиты своих прав потребителю электроэнергии необходимо обратиться с жалобой в УФАС субъекта РФ или в суд.


Фото: фотобанк Freepik/@macrovector

Читайте также: