«Курьер еду не передал, и деньги мне не вернули»
Правило сервиса «Яндекс.Еда»: если курьер не сможет вручить вам заказ по вашей вине, через 10 минут его отменят и деньги не вернут. Разбираемся, что делать
Наверняка каждый хоть раз пропускал звонок курьера. Здорово, если он дождался и передал заказ. А если нет? Вот оплатили вы «ужин на дом», а курьер до вас не дозвонился. В сервисе заказа доставки еды настаивают: вы сами виноваты, поэтому ваши деньги пойдут на оплату продуктов, которые использовали при готовке.
В такой ситуации оказался мужчина, обратившийся в редакцию «АГ» с вопросом:
«Через сервис “Яндекс.Еда” заказал суши. По невнимательности не ввел номер квартиры. Курьер звонил, но дозвониться не смог – были проблемы со связью. Заказ я не получил. Попросил вернуть деньги, но мне ответили, что они пойдут на оплату продуктов ресторана. Это законно? Я заказ оплатил, а еду не получил и деньги вернуть не смог».
Кому курьер может отдать заказ?
Курьер должен передать товар потребителю по указанному им адресу. Если его нет на месте, товар может принять любой человек, который сообщит номер заказа или иначе подтвердит его оформление. Достаточно показать сообщение о принятом заказе или чек на экране телефона (п. 20 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463 (далее – Постановление Правительства РФ № 2463)).
Что должен делать курьер, если не получилось передать заказ?
Бывает, курьер привозит товар в срок, но не может передать его по вине потребителя. В таком случае продавец устанавливает новый срок доставки (п. 20 Постановления Правительства РФ № 2463).
А теперь обратимся к пользовательскому соглашению сервиса «Яндекс.Еда». В нем закреплены такие правила:
- если клиент начинает использовать сервис, он считается принявшим пользовательское соглашение без оговорок и исключений (п. 2.3);
- если клиент не согласен с частью пользовательского соглашения, он не вправе использовать сервис (п. 2.3);
- оформляя заказ, клиент подтверждает, что полностью ознакомился с положениями пользовательского соглашения и принимает его (п. 3.9);
- при оформлении заказа клиент обязан указать достоверные данные о себе и получателе заказа, в том числе полный адрес доставки (п. 3.11, 3.12);
- если пользователь предоставил недостоверную информацию, он несет ответственность за все последствия этого (п. 3.11);
- если курьер не смог вручить заказ по вине клиента, через 10 минут ожидания считается, что клиент отменил заказ. При этом деньги ему не возвращаются и направляются на возмещение расходов на исполнение заказа (п. 3.18).
Вывод: пользовательское соглашение сервиса противоречит Постановлению Правительства РФ № 2463, так как не предусматривает возможности повторной доставки.
Как призвать к ответу продавца, который не хочет передавать товар?
Если продавец отказывается передать товар, нужно направить ему претензию с требованиями, чтобы попытаться решить спор в досудебном порядке. Претензия оформляется письменно в двух экземплярах. Ее необходимо вручить лично под подпись ответственному лицу – один экземпляр оставляете ему, второй забираете с собой. Также претензию можно направить заказным письмом по Почте России на адрес сервиса.
Если продавец отказывается выполнить изложенные в претензии требования, вы можете обратиться в суд по своему месту жительства, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора.
Фото: фотобанк Freepik/@pch.vector