
Маркировка рекламы и подача статистики по креативу
Рассказываем, как Роскомнадзор наказывал рекламораспространителей за нарушения в 2024 году

Ответственность за размещение интернет-рекламы с нарушениями
Требования к размещению рекламы в интернете обозначены в ст. 18.1 Закона о рекламе (подробнее читайте в статье «20 вопросов-ответов о рекламе» и статье «Новые требования к интернет-рекламе: ответы на вопросы»).
В частности, она должна содержать пометку «реклама», данные о рекламодателе и идентификатор (ч. 16 и 17 ст. 18.1 Закона о рекламе, Приказ Роскомнадзора от 30 ноября 2022 г. № 191). Рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем обязаны передавать в Роскомнадзор информацию о размещенной в интернете рекламе – статистику по креативу (ч. 3 и 5 ст. 18.1 Закона о рекламе, Постановление Правительства РФ от 28 мая 2022 г. № 974).
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Так, за неисполнение обязанности по предоставлению в Роскомнадзор статистики по креативу грозит штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей для граждан, от 30 000 до 100 000 рублей для должностных лиц, от 200 000 до 500 000 рублей для компаний (ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ).
За распространение интернет-рекламы без идентификатора или нарушение требований к его размещению штраф составит от 30 000 до 100 000 рублей для граждан, от 100 000 до 200 000 рублей для должностных лиц, от 200 000 до 500 000 рублей для компаний (ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ).
Примеры из практики
Пример № 1. Блогер выложил на YouTube и «Дзене» видео с рекламой посуды. Данные о рекламодателе и идентификатор он указал.
Но в ходе проверки выяснилось, что такого рекламодателя нет, а идентификатор зарегистрирован для рекламы трикотажа. За это Роскомнадзор оштрафовал рекламораспространителя на 30 000 рублей по ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ.
Суд посчитал, что требования к маркировке интернет-рекламы не соблюдены. Однако решил, что нарушение малозначительное, и освободил рекламораспространителя от ответственности согласно ст. 2.9 КоАП РФ (дело № А60-14604/2024).
Пример № 2. Блогер разместил в соцсетях рекламу без идентификатора. Поэтому Роскомнадзор оштрафовал его на 100 000 рублей по ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ.
Суд согласился с решением надзорного органа (дело № А40-230640/2024).
Пример № 3. Во «ВКонтакте» опубликовали пост с рекламой. Требования к маркировке были соблюдены: имелись данные о рекламодателе и идентификатор.
Однако Роскомнадзор обнаружил, что статистику по креативу рекламораспространитель либо передавал с нарушением сроков, либо не направлял вовсе. За это его оштрафовали на 100 000 рублей по ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ.
Суд решил, что рекламораспространитель виновен. Вместе с тем он установил обстоятельства, предусмотренные ст. 4.1.1 КоАП РФ, и заменил штраф на предупреждение (дело № А33-22117/2024).
Пример № 4. Рекламораспространитель нарушил сроки подачи статистики по креативу. Роскомнадзор оштрафовал его на 200 000 рублей по ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ.
Суд согласился с решением надзорного органа (дело № А83-9658/2024).
Тенденции в правоприменительной практике удобно отслеживать в нашем телеграм-канале @agexpert и сообществе «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!