Миграционная амнистия: трудовые отношения – по новым правилам
Что важно учесть работодателям, принимающим на работу иностранных граждан, чтобы не пришлось платить штрафы в размере 800 тысяч рублей?
Как открывают границы и что это значит для иностранных граждан?
В целях борьбы с пандемией коронавируса границы всех стран долгое время были закрыты на въезд и выезд. Постепенно жесткие ограничения стали снимать. Одна за одной границы начали открываться, возобновилось авиасообщение.
В числе первых стран, с которыми Россия возобновила авиасообщение, стали:
- Абхазия (Распоряжение Правительства РФ от 1 августа 2020 г. № 1996-р);
- Великобритания, Танзания и Турция (по состоянию на 22 апреля 2021 г. границы вновь закрыты), Швейцария (Распоряжение Правительства РФ от 1 августа 2020 г. № 1997-р);
- Египет, Мальдивы, ОАЭ (Распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2020 г. № 2236-р);
- Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Республика Корея (Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2020 г. № 2406-р);
- Куба, Сербия, Япония (Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2020 г. № 2649-р);
- Сейшельские Острова, Эфиопия (Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2020 г. № 2968-р).
В 2021 г. открылись границы и с другими странами:
- Вьетнамом, Индией, Катаром, Финляндией (Распоряжение Правительства РФ от 25 января № 136-р);
- Азербайджаном, Арменией (Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2021 г. № 228-р);
- Грецией, Сингапуром (Распоряжение Правительства РФ от 12 февраля 2021 г. № 329-р).
С 1 апреля возобновлено авиасообщение еще с шестью государствами: Таджикистаном, Узбекистаном, Шри-Ланкой, Сирией, Германией и Венесуэлой (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2021 г. № 814-р).
Однако несмотря на то, что границы открыты, не все иностранные граждане могут попасть в Россию, а только те, у кого есть приглашение на въезд или основания для въезда. То есть иностранным гражданам тех визовых стран, с которыми возобновлено авиасообщение, можно оформлять деловые визы или рабочие для высококвалифицированных специалистов, но только после согласования с соответствующими министерствами.
В связи с пандемией Указом Президента РФ от 15 декабря 2020 г. № 791 была объявлена миграционная амнистия – введены послабления в миграционный учет. У иностранных граждан, которые сейчас находятся в России, с даты открытия границ их государств есть 90 дней, чтобы выехать из нашей страны. Затем они могут быть подвергнуты административному наказанию за нарушение сроков пребывания.
Какие изменения нужно учитывать работодателям?
Главное, что нужно сделать работодателям в связи с открытием границ, – привести документы иностранных работников в порядок, а именно учесть нормы Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ). Так, работодателям следует обратить внимание на иностранных работников, которые оформлялись по частному въезду. Со дня возобновления авиасообщения у них есть 90 дней, чтобы пересечь границу и изменить в миграционной карте цель въезда на «работу».
Также нужно проверить срок действия трудового патента и при необходимости продлить его. Напомним: оформляется трудовой патент для иностранных граждан, прибывших из безвизовых стран, с целью трудоустройства в российскую компанию.
Указом Президента РФ от 15 декабря 2020 г. № 791 (действует до 15 июня 2021 г.) внесены изменения в порядок оформления трудового патента.
- Ранее просроченная регистрация не мешала оформлять патент. Теперь же важно, чтобы у работника была действующая регистрация, что обязательно должно быть отражено в базе МВД. Она должна действовать в момент подачи документов на оформление патента и при его получении.
- Пока действует амнистия, цель въезда в миграционной карте могла быть прописана любая. Это послабление сохранилось.
- Необходимо позаботиться о миграционном учете и продлить срок пребывания иностранного гражданина в стране, если этот срок истек в период амнистии.
Имейте в виду: штрафы за неправильно оформленные документы, касающиеся миграционного учета, достигают 800 тыс. руб. (ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства»).
Кроме того, в связи с открытием границ работодателям стоит обращать внимание и на документы вновь прибывших мигрантов.
Как оформить иностранных граждан в российскую компанию после локдауна?
Прежде всего иностранный работник должен быть поставлен на миграционный учет в течение 7 рабочих дней с момента въезда в страну. Из этого правила есть исключения: граждане Армении, Казахстана и Киргизии освобождены от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет, в течение 30 дней с момента въезда на территорию России, а граждане Таджикистана – в течение 15 дней. Иностранного работника можно ставить на миграционный учет по адресу физлица, выступающего в качестве принимающей стороны, и адресу общежития (гостиницы); а если компания арендует квартиру для иностранцев – то по ее адресу.
Правило о 30-дневном сроке подачи заявления на патент из-за миграционной амнистии не действует. Иностранный гражданин получает патент, и после проверки всех документов он и работодатель заключают трудовой договор. Работодатель в течение 3 дней с момента заключения договора должен уведомить об этом МВД. После этого будет считаться, что вновь прибывший работник находится на территории РФ легально.
Иностранному гражданину необходимо в течение 2 месяцев после получения патента направить в МВД России копию трудового договора (п. 7 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).
Работодателям, в компаниях которых трудоустроены иностранные граждане с трудовыми патентами, важно обращать внимание на то, что у работников должны быть действующие патенты, чеки, подтверждающие оплату патента, трудовые договоры и действующие полисы ДМС. Если в компанию оформляются вновь прибывшие в Россию работники, то документы нужно подавать в сроки, установленные Законом № 115-ФЗ.
С какими трудностями может столкнуться работодатель и как их избежать?
Основными причинами отказа в переоформлении патента при необходимости продлить срок его действия являются невнесение авансовых платежей за него и отсутствие в базе МВД информации о трудовом договоре между иностранным гражданином и работодателем. Последнее означает, что работник вовремя не направил в МВД копию трудового договора. Отсутствие миграционного учета говорит о том, что у иностранного гражданина закончилась прежняя регистрация, в иных случаях – мигрант предоставил поддельный документ, подтверждающий постановку на миграционной учет.
До миграционной амнистии после отказа в выдаче патента иностранный гражданин мог повторно предоставить документы в МВД только через год. Сейчас у мигрантов есть возможность подавать документы повторно сразу. Поэтому, если у работодателя возникли сомнения насчет документов иностранного работника, рекомендуется направлять его не на продление трудового патента (до конца периода действия амнистии), а на оформление нового.
Судебная практика последних месяцев показывает, что чаще работодатели допускают ошибки именно при оформлении иностранных граждан. В основном суды выносят решения по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ: работодателей привлекают к административной ответственности за привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан, у которых нет разрешения на работу или патента, за прием на работу по профессии, не указанной в этих документах, либо вне переделов субъекта РФ, где этим гражданам выданы разрешения на работу, патенты или разрешено временное проживание.
В заключение отмечу, что в ближайшее время, вероятно, стоит ожидать многочисленных проверок со стороны миграционных служб. Дело в том, что изменения в миграционном законодательстве, связанные с закрытием и последующим открытием границ, в первую очередь повлияли на работу с мигрантами. Пока миграционная амнистия действует, работодателям следует провести миграционный аудит документов, что позволит до проверки госорганов выявить ошибки и неточности в миграционном учете.