Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

«Новая жизнь» для пользователей социальных сетей

Действительно ли в соцсетях теперь запрещена нецензурная брань? За что персональную страницу заблокируют и как оспорить это решение? И за какое поведение пользователя привлекут к административной или уголовной ответственности?

«Новая жизнь» для пользователей социальных сетей

Под конец прошлого года традиционно было принято сразу несколько важных законов. Среди них – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”» (далее – Закон), которым установлены специфические обязанности и правила для социальных сетей. В частности, теперь соцсети обязаны выявлять и блокировать определенные виды запрещенной законом информации, распространяемой пользователями.

Закон вступил в силу 1 февраля 2021 г.

В чем суть принятого закона?

Законом, во-первых, вводится новая категория владельца интернет-сайта – «владелец социальной сети» – и, во-вторых, возлагаются на таких лиц дополнительные обязанности:

  • утвердить правила социальной сети, разместить их в общем доступе и информировать пользователей об их изменениях;
  • не допускать использования социальной сети для совершения уголовно наказуемых деяний;
  • не допускать распространения информации, дискриминирующей граждан по отдельным признакам, а также порочащей их честь, достоинство и деловую репутацию;
  • соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о референдумах и выборах;
  • соблюдать иные права и законные интересы граждан и организаций;
  • установить один из рекомендованных Роскомнадзором счетчиков количества посетителей;
  • осуществлять мониторинг информации в социальной сети на предмет выявления информации, запрещенной к распространению, и в случае ее выявления – блокировать такую информацию с уведомлением пользователя, ее разместившего, о блокировке;
  • разместить адрес электронной почты и специальную форму для направления жалоб на противоправную информацию;
  • ежегодно публиковать отчет о рассмотрении жалоб и блокировке выявленного контента.

Существенная часть введенных обязанностей социальной сети связана с выявлением и блокировкой информации, запрещенной к распространению. Ранее соцсети блокировали такую информацию только на основании судебного решения или решения уполномоченного органа. Теперь же пользователи, судя по всему, будут чаще сталкиваться с блокировкой размещенной ими информации, поскольку у социальной сети намного больше возможностей для ее выявления.

На какие социальные сети распространяются требования нового закона?

Законом социальная сеть определена как интернет-сайт, соответствующий следующим критериям:

  • предназначен или используется для распространения контента с помощью персональных страниц пользователей;
  • контент распространяется на русском языке или на ином языке народов России;
  • на сайте может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания российских граждан;
  • количество посетителей сайта из России составляет более 500 000 в сутки.

Следует отметить, что в Законе не содержатся критерии, связанные с местом хранения данных социальной сети или местом нахождения ее владельца. Соответственно, требования Закона будут распространяться не только на российские, но и на иностранные соцсети, соответствующие указанным выше критериям, например Facebook, Twitter, Instagram.

Какую информацию социальная сеть будет блокировать?

Закон содержит общее требование к владельцу социальной сети не допускать ее использования для совершения уголовно наказуемых деяний, в том числе для разглашения сведений, составляющих государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, и других экстремистских материалов.

Кроме того, владелец социальной сети обязан не допускать распространения:

  • материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;
  • материалов, содержащих нецензурную брань;
  • информации, дискриминирующей или порочащей граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;
  • информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию граждан и организаций;
  • информации, распространяемой с нарушением избирательного законодательства.

Однако обязанность по осуществлению мониторинга и блокировки установлена в отношении лишь некоторых видов информации из указанных выше. Согласно п. 5 ч. 1 и ч. 4 введенной ст. 10.6 Закона об информации владелец социальной сети осуществляет мониторинг и блокировку без участия Роскомнадзора или иного уполномоченного органа только в отношении следующих видов информации:

  • детской порнографии и объявлений о привлечении несовершеннолетних к участию в мероприятиях порнографического характера;
  • информации о способах изготовления, приобретения и использования наркотиков и иных подобных веществ;
  • информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
  • информации, направленной на привлечение к участию в азартных играх и лотереях, осуществляемых онлайн;
  • предложения розничной продажи алкогольной и иной подобной продукции, если такая продажа запрещена законом;
  • информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни или здоровья либо для жизни или здоровья иных лиц;
  • информации, выраженной в неприличной форме и оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность или проявляющей явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам России, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в России;
  • призывов к массовым беспорядкам или участию в несанкционированных массовых мероприятиях;
  • призывов к осуществлению экстремистской деятельности;
  • fake news (недостоверных сообщений, распространяемых под видом достоверных и представляющих важность для общества);
  • информационных материалов нежелательной иностранной или международной неправительственной организации.

Владелец социальной сети также обязан выявлять и блокировать сведения, позволяющие получить доступ к указанной выше информации.

Блокировка информации осуществляется немедленно после ее выявления. Если же владелец социальной сети не может точно установить, относится ли информация к одной из указанных категорий, он все равно должен заблокировать ее и направить запрос в Роскомнадзор, который примет окончательное решение.

Могут ли пользователи, чей контент или страницы заблокированы социальной сетью, оспорить это решение?

Да, причем такое оспаривание осуществляется в несколько этапов.

Изначально пользователь направляет владельцу социальной сети жалобу на блокировку. Это можно сделать в том числе по электронной почте или с помощью специально предусмотренной владельцем социальной сети формы для заполнения. Владелец обязан рассмотреть такую жалобу и направить ответ пользователю в течение 3 дней со дня ее поступления.

Если владелец социальной сети отказался удовлетворить жалобу, пользователь вправе обратиться в Роскомнадзор с заявлением об отмене мер по ограничению доступа к информации.

Кроме того, пользователь вправе обратиться в суд с требованием к владельцу социальной сети об отмене мер по ограничению доступа к информации, а также с требованием о возмещении убытков и компенсации морального вреда. При этом Закон прямо не предусматривает, что до обращения в суд пользователь должен принять указанные выше меры по досудебному обжалованию решения владельца социальной сети.

Действительно ли в социальных сетях теперь запрещена нецензурная брань?

Как указано выше, с одной стороны, Закон содержит формальное требование к владельцу социальной сети не допускать распространения нецензурной брани. С другой стороны, она не входит в перечень видов информации, подлежащей выявлению и последующей блокировке. Ответственность за само по себе распространение нецензурной брани в социальной сети также не установлена, если только такая брань не связана с оскорблением иного лица. В результате возникает неоднозначная ситуация, когда у владельца социальной сети есть обязанность «не допускать распространения», но нет обязанности выявлять и блокировать нецензурную брань.

При этом, если верить одному из соавторов Закона – депутату А.Е. Хинштейну, принятый Закон «не носит репрессивного характера и направлен на саморегулирование самих соцсетей»1. То есть, судя по всему, владельцу социальной сети, несмотря на установленную обязанность, действительно предлагается самому решать, удалять нецензурную брань или нет. Однако неизвестно, будет ли поддержано такое толкование положений Закона судами.

Что касается оскорбления с помощью нецензурной брани, то нужно учитывать, что в конце прошлого года были внесены изменения в ст. 5.61 КоАП РФ («Оскорбление»), в которой, в числе прочего, предусмотрели ответственность за оскорбление другого лица в интернете. Соответственно, пользователь социальной сети может быть привлечен к ответственности по данной статье, в том числе в случае оскорбления с помощью нецензурной брани.

Предусмотрена ли ответственность для пользователей за поведение в социальной сети?

Принятый Закон не вводит ответственность или обязанности для пользователей социальной сети – только для ее владельца.

Читайте также
Почему за критику чиновников в Германии не наказывают, а в России грозит штраф до 300 тыс. руб.
Суд Франкфурта-на-Майне признал сравнение экс-сенатора с женщиной легкого поведения допустимой критикой, а российский суд назначил штраф за «матерное слово» в адрес президента. Как в России после принятия закона об оскорблении власти будут решать вопрос о том, является ли распространенная информация порочащей и нужно ли за это наказать человека?
27 мая 2019 Советы

Однако следует учитывать, что за распространение информации, которую владелец социальной сети теперь обязан блокировать, и так почти во всех случаях предусмотрена административная или уголовная ответственность. Например, ответственность за призывы к массовым беспорядкам предусмотрена ч. 3 ст. 212 УК РФ, за призывы к осуществлению экстремисткой деятельности – ст. 280 УК РФ и т.п. За оскорбление в интернете, как указано выше, предусмотрена административная ответственность.

Более того, с 10 января 2021 г. вступили в силу поправки в ст. 128.1 УК РФ, предусматривающую ответственность за клевету, т.е. за «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию». Поправками, в частности, предусматривается уголовная ответственность в виде лишения свободы за распространение клеветы в интернете (подробнее – в статье «За клевету собираются сажать на 5 лет»).

Следует отметить, что за распространение сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию другого лица (т.е. за «диффамацию»), предусмотрена также гражданско-правовая ответственность – в виде компенсации морального вреда или ущерба, причиненного деловой репутации (ст. 152 ГК РФ). Причем если при распространении иной информации обычно достаточно точно можно определить, относится ли она к запрещенной, то в случае с диффамацией критерии более сложные.

Чтобы снизить риск привлечения к ответственности за диффамацию, в том числе в социальной сети, стоит придерживаться следующих правил:

  • распространяйте только сведения, соответствие действительности которых подтверждается достоверными доказательствами;
  • аккуратно выбирайте формулировки, используемые в отношении физических и юридических лиц, не допускайте оскорблений;
  • не распространяйте информацию, которая явно порочит честь, достоинство и деловую репутацию другого лица (утверждения о совершении преступления, нечестном и недобросовестном поведении и т.п.);
  • не называйте прямо лиц, о которых распространяется информация, чтобы нельзя было однозначно определить, о ком идет речь;
  • если все-таки распространяется негативная информация о лице, старайтесь, чтобы во фразах передавалось субъективное мнение о нем или его поступках, а не утверждение о фактах.

1 Материал «Что меняется в законодательстве о социальных сетях» на сайте Государственной Думы.

Читайте также: