Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Новые штрафы за нарушение прав потребителей

Теперь компании будут наказывать за навязывание дополнительных товаров, работ или услуг и невнимание к требованиям потребителей

Новые штрафы за нарушение прав потребителей

В чем суть нововведений?

C 30 октября 2023 г. частями 2.1 и 4.1 дополнена статья 14.8 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)1.

Введен штраф за навязывание потребителю дополнительных платных товаров, работ или услуг до заключения договора о покупке основного продукта: для должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей, для компаний – от 20 000 до 40 000 рублей (ч. 2.1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Еще появился штраф за уклонение от рассмотрения требований потребителя, связанных с нарушением его прав: для должностных лиц – от 15 000 до 30 000 рублей, для компаний – от 100 000 до 300 000 рублей (ч. 4.1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Что считается навязыванием товаров и услуг?

Навязывание – это когда говорят, что вы не можете приобрести основной продукт, если не купите к нему дополнение, например подписку на услуги или страховку. Закон о защите прав потребителей запрещает так делать.

Допустим, хотите вы взять кредит в банке. Но с вами не заключают кредитный договор до покупки страховки – вот и навязывание услуг. Причем в договоре может не быть пункта, дающего возможность отказаться от них. Впрочем, даже в таком случае деньги можно вернуть. В 2020 г. мужчина взыскал с «Почта Банка» страховую премию, компенсацию морального вреда и штраф за неудовлетворение его требований в добровольном порядке2.

Вот еще примеры «навязчивых» условий договоров. В одном деле суд признал незаконным условие о внесении комиссионного вознаграждения за обслуживание ссудного счета3. В другом деле незаконным было признано условие об уплате комиссии в размере 2% от суммы займа – суд посчитал, что это навязывание дополнительной платной услуги4. Также суды отменяют условия об обязанности вручить банку вознаграждение за сбор, обработку и передачу информации о заемщике или компенсировать расходы на уплату страховой премии5.

В ст. 16 Закона о защите прав потребителей перечислены недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя. В их числе как раз условия, которые обусловливают приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров. То же касается услуг и работ. Такие положения договора являются ничтожными. Это значит, что потребителю не надо оспаривать их в суде, они признаются недействительными автоматически.

Когда подобные условия повлекли убытки, потребитель вправе взыскать их через суд.

Что делать, если навязывают товары или услуги?

1. Четко выразите нежелание приобретать дополнительные товары или услуги. Скажите «нет» и сошлитесь на Закон о защите прав потребителей. Часто этого достаточно.

2. Будьте настороже. Недобросовестные продавцы рассчитывают на то, что потребителям недостает юридических знаний и они не станут отстаивать свои права до конца.

Не поддавайтесь на уговоры, обещания или давление. До подписания договора внимательно ознакомьтесь с его содержанием. Особое внимание уделите мелкому тексту – обычно там таится подвох.

3. Обратитесь с претензией, если вы оказались в «навязчивом плену».

В претензии обозначьте, кому ее направляете. Например: «Директору ООО „Вредный шоп“. ИНН 7700000000. Адрес: г. Москва, ул. Вредных магазинов, д. 13».

Не забудьте оставить свои данные, в том числе телефон и электронную почту для связи, а также адрес для направления корреспонденции. Напишите, куда вам отправить ответ на претензию – предположим, на указанный в ней адрес электронной почты.

Со ссылкой на Закон о защите прав потребителей напомните, что запрещено навязывать товары, работы или услуги и включать незаконные условия в договор. Даже если вы подписались под такими условиями, они ничтожные (ст. 16 Закона о защите прав потребителей). Тут же предупредите, что в ст. 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за навязывание товаров, работ или услуг и безосновательный отказ в рассмотрении претензии потребителя.

Далее точно сформулируйте свои требования. Например: «Прошу вернуть уплаченные за товар 2000 рублей и выплатить компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей». Укажите реквизиты счета, на который необходимо перевести денежные средства.

Пригрозите: в случае неисполнения требований вы будете жаловаться в надзорные органы и обратитесь в суд.

Если сохранились переписка и документы, доказывающие навязывание вам товаров или услуг, приложите скриншоты и копии к претензии. Не забудьте перечислить их в конце текста.

Поставьте дату и подпись.

4. Обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор, если вашу претензию проигнорировали. Обычно компании охотнее реагируют, когда на горизонте появляется надзорный орган.

Также жалобу можно подать в профильный надзорный орган. Например, на банк нужно жаловаться в Центральный банк РФ, на сотового оператора – в Роскомнадзор.

Еще есть смысл обратиться в прокуратуру. Правда, не исключено, что они передадут вашу жалобу в профильный надзорный орган.

Важно: жалобы надо писать в двух экземплярах, чтобы один оставить у себя. Сохраняйте чеки и описи об отправке. Если обращаетесь онлайн, сделайте скрины письма и сообщения-подтверждения о его отправке.

5. Если ничто не помогает, подайте иск в суд.

Но нужно понимать, что судебный процесс длится долго и требует финансовых затрат. Поэтому перед подачей иска необходимо собрать доказательства и убедиться, что ваши требования основаны на законе.


1 Федеральный закон от 19 октября 2023 г. № 505-ФЗ.

2 Решение Павловского районного суда Воронежской области от 2 ноября 2020 г. по делу № 2-327/2020.

3 Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 21 октября 2015 г. по делу № 33-16591/2015.

4 Апелляционное определение Пермского краевого суда от 9 июля 2018 г. по делу № 33-6956/2018.

5 Определение Верховного Суда РФ от 17 июня 2021 г. № 309-ЭС21-8370 по делу № А76-14281/2020, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 декабря 2021 г. № Ф06-10992/21 по делу № А65-5412/2021, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июня 2021 г. № Ф08-5732/21 по делу № А53-29234/2020.


Фото: фотобанк Freepik/@pikisuperstar

Читайте также: