О чем пассажиры спорят с авиакомпаниями

Как не нарушить установленные авиаперевозчиками правила, о существовании которых вы не подозреваете?

О чем пассажиры спорят с авиакомпаниями

В наше время полет на самолете стал обыденным способом передвижения. Однако большинство пассажиров до сих пор не знают о многих правилах и ограничениях, от соблюдения которых зависят безопасность жизни и здоровье людей. Между тем нарушение даже незначительного, на первый взгляд, правила может перерасти в крупный скандал и привести к печальным последствиям в виде штрафов и даже ареста.

Давайте рассмотрим наиболее распространенные конфликтные ситуации, в которых оказываются пассажиры, и разберемся, как правильно себя в них вести.

За что авиакомпания может лишить привилегий пассажира?

Предлагаю вспомнить историю, в которую попал журналист Дмитрий Алешковский. 

В ноябре 2018 г. в интернете был опубликован приказ правления ПАО «Аэрофлот», вызвавший неоднозначные чувства у большинства из тех, кто с ним ознакомился. В документе говорилось о запрете работникам «Аэрофлота» пользоваться в офисных помещениях мобильными телефонами, имеющими режим фото-/видеосъемки. Тем самым руководство компании нарушило конституционное право частной собственности своих сотрудников, т.е. право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Одним из людей, у которых этот приказ вызвал возмущение, стал Дмитрий Алешковский – известный журналист, председатель благотворительного фонда «Нужна помощь» и создатель медиапортала «Такие дела». Он скопировал фотографию приказа из открытых источников в интернете и разместил ее на своей странице в Twitter, снабдив эмоциональным комментарием «Савельев окончательно головой поехал». 

После этого Алешковский получил уведомление от авиакомпании о том, что за публикацию негативных отзывов об «Аэрофлоте» он и его жена были лишены платинового статуса и накопленных миль по бонусной программе. Согласно правилам программы «Аэрофлот-бонус» мили – это условные единицы, которые начисляются за то, что клиент пользуется услугами «Аэрофлота» и сотрудничает с его партнерами, например оплачивает товары банковскими картами банков-партнеров. Мили позволяют участнику программы покупать авиабилеты по более низким ценам и получить платиновый статус, который дает привилегии в аэропорту и на борту самолета. Всего этого Алешковский были лишен за один неосторожный комментарий.

Кто прав – Алешковский или руководство «Аэрофлота»?

Прежде всего напомним, что Конституция гарантирует каждому право на свободу мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждений или отказу от них, а также ограничен в распространении информации законным способом. Более того, Закон о СМИ гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.   

Таким образом, Алешковский не может быть ограничен в свободе слова и как журналист вправе без согласования с кем-либо высказывать мнение о реалиях, имеющих место в публичных организациях, таких как «Аэрофлот».

Руководство компании утверждает, что Алешковский нарушил правила бонусной программы, опубликовав негативные отзывы об «Аэрофлоте». Однако стоит учитывать, что ПАО «Аэрофлот» является контролируемой государством компанией. Согласно официальным данным 51,17% ее акций принадлежит Росимуществу. Следовательно, к «Аэрофлоту» применимы такие же требования терпимости к критике, как и к официальным органам: критика должностных лиц является допустимой, поскольку она способствует обеспечению гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий1.

Надо признать, что Алешковский позволил себе не совсем корректное эмоциональное высказывание. Но тут имеет значение то, что сделано оно было не в адрес В.Г. Савельева лично, а в качестве возмущения выпущенным им приказом. Проще говоря, если читатель после прочтения книги в отзыве на форуме пишет «последний роман Толстого не удался» и «автор сошел с ума», это относится к произведению, а не к душевному здравию Льва Николаевича.

Важно и то, что не все бонусные мили на картах Алешковского и его жены были получены ими за пользование услугами «Аэрофлота». Часть из них накопилась в процессе использования банковских карт в рамках бонусных акций банка. Поэтому остается открытым вопрос, на каком основании «Аэрофлот» лишил Алешковского и его жену бонусных миль, полученных не в рамках бонусной программы «Аэрофлота».

Как бы там ни было, кто прав в этом споре – решит суд. На текущий момент Дмитрием Алешковским и мной как адвокатом, представляющим его интересы, подготовлено исковое заявление, в котором мы просим суд обязать «Аэрофлот» восстановить его мили и его жены, а также их бонусный статус.

За критику авиакомпании в интернете будут наказывать каждого?

Да, наказание за неосторожные высказывания возможно, а потому следует быть осмотрительным, чтобы не навлечь на себя беду. Так, например, как разъяснялось выше, правила «Аэрофлота», нарушение которых может привести к лишению бонусных миль и привилегированного статуса, весьма спорные, однако чтобы доказать свою правоту, придется потратить немало времени в суде.

Кроме того, необдуманное высказывание в интернете может повлечь за собой гражданско-правовую ответственность за распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию компании и ее сотрудников. В этом случае с человека, опубликовавшего такую информацию, могут потребовать возмещения убытков и компенсации морального вреда2.

Возможна административная ответственность за оскорбление в виде штрафа от 3 тыс. до 5 тыс. руб.3  

Может последовать даже уголовная ответственность, например за клевету в адрес сотрудников компании. Наказанием будет штраф в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы за период до одного года либо обязательные работы на срок до 240 часов4.

Какие еще малоизвестные правила авиаперевозчиков нельзя нарушать?

Рассмотрим несколько правил авиакомпаний и возможные проблемы, которые могут возникнуть из-за их нарушения.

1. Одной из самых частых причин конфликта пассажиров и бортпроводников является не выключенный во время взлета или посадки мобильный телефон.

Давно установлено, что телефоны не влияют на работу самолета. Однако регулярные оповещения по громкой связи о запрете пользоваться на борту видеокамерами, телефонами и другой электронной аппаратурой обязательны5. При этом нарушение распоряжения командира судна влечет наложение штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток6.

2. Многих возмущает процедура предполетного досмотра. Особенно то, что одни пассажиры проходят контроль быстро и беспрепятственно, а других подвергают тщательному досмотру или вовсе отводят в специальную комнату.

На самом деле все просто: «предпочтение» отдается излишне нервным, обеспокоенным и суетливым пассажирам7. При этом не стоит забывать, что при отказе от предполетного досмотра вас попросту не пустят на борт8.

3. Отдельно хочется остановиться на теме алкоголя на борту.

В своем багаже пассажир может провезти не более 5 л крепкого алкоголя (от 24 до 70%) и сколько угодно легкого (до 24%)9.

На борт же в ручной клади разрешается брать алкоголь из магазинов «Дьюти-фри» (при условии, что он куплен в день полета и запечатан в пакет), а также напиток в емкости до 100 мл, при этом обязательно надежно закрытой. В случае если объем емкости превышает 100 мл, вас с ней не пустят на борт, даже если бутылочка заполнена лишь частично10.

Крайне не рекомендуем провозить не вместившийся алкоголь в себе. Это может повлечь за собой негативные последствия. К примеру, «Аэрофлот» может отказать вам в обслуживании11. Такой же политики придерживается большинство других компаний.

Если вы, будучи в состоянии алкогольного опьянения, нарушаете правила поведения на борту, создаете угрозу безопасности полета или жизни и здоровью других пассажиров, с вами могут расторгнуть договор перевозки12, а то и высадить в ближайшем аэропорту. Естественно, без какой-либо компенсации. Более того, вас обяжут возместить убытки, понесенные авиакомпанией и другими пассажирами.

В «запущенном» случае вы можете понести ответственность за хулиганство – административную за «мелкое»13 или уголовную за «обычное»14, а то и за угон самолета15.

При этом прямого запрета на употребление алкоголя на борту самолета нигде не содержится. Главное – знать меру.

На что имеют право пассажиры?

У авиапассажиров есть не только обязанности, но и права. 

1. Начнем с самого важного вопроса – с питания.

Перевозчик обязан обеспечить вас горячим питанием в том случае, если полет длится более 3 часов. В дальнейшем он должен кормить вас через каждые 4 часа в дневное время и через каждые 6 часов в ночное16.

Однако тут есть лазейка: никто не будет вас кормить, если перевозчик предупредил вас об этом заранее, до покупки билетов17.

Если полет длится менее 3 часов, авиакомпания не обязана вас кормить, хотя и может это сделать при желании.

2. Если ваш рейс откладывают – при этом совершенно неважно, сколько длится задержка, – вы имеете право на обеспечение сохранности багажа, а также на доступ в комнату материи и ребенка, если с вами едет ребенок младше 7 лет.

Если же задержка рейса составляет более 2 часов, то вы также имеете право на прохладительные напитки и два телефонных звонка или столько же сообщений по электронной почте.

Когда задержка вылета составляет более 4 часов, вас обязаны обеспечить горячим питанием. При этом в дальнейшем вас должны кормить каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.

Если же вы не можете вылететь более 8 часов днем или более 6 часов ночью, вас обязаны обеспечить номером в гостинице и доставить до места ночлега.

Все вышеперечисленное предоставляется без взимания дополнительной платы18.

В заключение хочется сказать, что многих проблем очень просто избежать. Для этого всего лишь надо быть вежливым при общении с сотрудниками авиакомпаний и другими пассажирами. Причем как в виртуальном пространстве, так и в реальной жизни.


1 См. Постановление Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», а также Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом ВС РФ 16 марта 2016 г.).

2 Статья 152 ГК РФ.

3 Статья 5.61 КоАП РФ.

4 Статья 128.1 УК РФ.

5 Статья 48 Приказа Минтранса РФ от 25 июля 2007 г. № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров».

6 Часть 6 ст. 11.17 КоАП РФ.

7 Статья 51 Приказа Минтранса РФ от 25 июля 2007 г. № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров».

8 Часть 3 ст. 85 Воздушного кодекса РФ.

9 Перечень основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах – Приложение Приказа Минтранса РФ от 25 июля 2007 г. № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров».

10 Там же.

11 Правила поведения пассажиров при предполетном обслуживании и на борту воздушных судов ПАО «Аэрофлот».

12 Статья 230 Приказа Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”».

13 Статья 20.1 КоАП РФ.

14 Статья 213 УК РФ.

15 Статья 211 УК РФ.

16 Статья 95 Приказа Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”».

17 Статья 98, там же.

18 Статья 99 Приказа Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”».

Читайте также: