![Банки обязали возвращать клиентам похищенные деньги](/upload/iblock/b1b/bhbjezwwlo404dosi96mc6mfkfh2mzmg/banki_obyazali_vozvrashchat_klientam_pokhishchennye_dengi_.jpg)
Подмосковных предпринимателей научат масштабировать бизнес
До 15 октября можно стать участником бесплатной программы, посвященной запуску и развитию франшиз. «АГ» попросила автора программы Марию Кизиму рассказать, как успешно клонировать бизнес
![Подмосковных предпринимателей научат масштабировать бизнес](/upload/iblock/fa4/j6gk78arr0s0qsuii1jmcgihv8uz6w2o/podmoskovnykh_predprinimateley_nauchat_masshtabirovat_biznes_1.jpg)
Мероприятие организовано центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент России и курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Чему обучат участников мероприятия, желающих масштабироваться, и как клонировать бизнес – мы узнали у автора программы Марии Кизимы.
Зачем предпринимателям развивать франшизы?
Франшиза – один из возможных способов масштабирования бизнес-проекта. Став франчайзером, вы не должны будете вкладываться в открытие филиалов. Партнер-франчайзи сам станет инвестировать в ремонт, оборудование и развитие персонала, адаптировать бизнес-концепцию под регион и управлять точкой. Вам останется контролировать результат и помогать в экстренных случаях.
Франшиза позволяет получать дополнительный доход за счет монетизации опыта и «сдачи в аренду» своих инструментов. Причем вы как владелец по-прежнему будете вправе защищать эти инструменты от неправомерного копирования и искажения.
Риски минимальны: в большинстве случаев владельцы франшиз не несут ответственность за франчайзи. Например, если покупатель франшизы нарушает законодательство, он будет отвечать как отдельное юридическое лицо, не привлекая управляющую компанию франчайзера.
О развитии франшиз стоит задуматься, если ваш бизнес успешно существует на рынке более года, имеет устойчивую бизнес-модель и конкурентные преимущества.
Как создать франшизу?
Вот вам шпаргалка по созданию франшизы в 7 шагов.
1. Аудит бизнеса. Анализ рынка и деятельности конкурентов, определение своих ценностей и миссии.
2. Проектирование франшизы. Определение ее формата, методов контроля качества, системы обучения и сопровождения франчайзи. Проведение стратегической сессии. Проектирование управляющей компании.
3. Подготовка документов. Составление перечня документов, необходимых для франчайзингового пакета. Экспертиза имеющихся документов. Разработка франчбука – документа, в котором прописаны правила запуска и ведения бизнеса по франшизе.
4. Разработка юридической конструкции (договор коммерческой концессии или лицензионный договор).
5. Разработка финансовых моделей франчайзера и франчайзи. Расчет франчайзинговых платежей.
6. Разработка маркетинговой стратегии. Вывод франшизы на рынок, продажи.
7. Развитие управляющей компании.
Что учесть при создании франшизы?
1. Следуйте принципу «win – win – win».
На франчайзинг всегда надо смотреть сквозь призму партнерских отношений. При их выстраивании базовым должен быть принцип «win – win – win»: 1) выиграл франчайзер –тот, кто продал франшизу; выиграл франчайзи – тот, кто ее приобрел; 3) выиграл потребитель, который пришел во франчайзинговую точку и заплатил за товар или услугу.
2. Позаботьтесь о выгодах партнеров.
Вы не удержите партнера, если ему будет неинтересно оставаться в сети. Приобретатель франшизы захочет узнать, как производить товары или оказывать услуги, как их продвигать, как управлять бизнесом и работать с командой. Вы должны будете дать ответы на эти вопросы.
Тем более партнер не задержится в сети, если ему это будет невыгодно. Потому пока бизнес сырой и неструктурированный, во франчайзинг идти не стоит. Если вы думаете, что можно продать несколько франшиз, получить деньги и тогда уже наладить бизнес-процессы, вы ошибаетесь. Так это не работает. Сначала сделайте качественный продукт, потом нарастите его крутым клиентским сервисом. И держитесь за свою репутацию и репутацию бренда.
3. Поработайте с интеллектуальной собственностью.
Интеллектуальная собственность – это не только товарный знак, но еще и фирменная стилистика, бизнес-процессы, методика ценообразования, скрипты, стандарты, регламенты, чек-листы и др. Франшиза подразумевает продажу своего опыта, интеллектуального капитала.
4. Оформите договор.
Сначала мы создаем качественный продукт, проектируем бизнес и его продвижение, решаем вопросы управления и только потом приступаем к оформлению договора. Если сделать наоборот, то скорее это приведет к судебным тяжбам. Анализ судебной практики показывает, что многих споров можно было избежать, просто грамотно структурировав франшизу.
Чтобы соорудить юридическую конструкцию, нужно решить, как масштабироваться – по договору коммерческой концессии или лицензионному договору.
Договор коммерческой концессии – это классика, отражающая философию франчайзинга. Он дает франчайзи права на интеллектуальную собственность и систему поддержки (ст. 1027 Гражданского кодекса РФ). Лицензионный договор оформляют реже, поскольку у него есть нюансы и в нем скрываются дополнительные риски (ст. 1235 Гражданского кодекса РФ).
Остальные договорные конструкции – это не франчайзинг. Например, бывает так: документ называется договором коммерческой концессии, но если посмотреть его начинку – там договор оказания услуг.
По договору коммерческой концессии обязательно должно предоставляться право использования комплекса исключительных прав, в том числе право на товарный знак, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Там же прописывается, как использовать интеллектуальную собственность (при осуществлении какой деятельности, как располагать товарные знаки, можно ли создавать домены и т.д.).
Оформить такой договор могут только коммерческие организации и ИП. Некоммерческие организации и граждане не могут быть ни продавцами, ни покупателями франшиз. Договор коммерческой концессии является возмездным и обязательно регистрируется в Роспатенте.
Как оформить сделку?
1. Проверьте потенциального партнера на добросовестность по открытым базам данных (выбрать контрагента помогут 10 простых шагов – читайте об этом в статье «Совет для бережливых: проверьте компанию, чтобы не потерять деньги»).
2. Пообщайтесь с будущим партнером, задайте уточняющие вопросы.
3. Проанализируйте регион, в котором планируется развивать бизнес по франшизе.
4. Подготовьте договор.
5. Заключите соглашение о конфиденциальности.
6. Дайте более точную информацию о франшизе.
7. Не торопясь, еще раз просмотрите договор и подпишите его.
8. Зарегистрируйте договор в Роспатенте.
Что можно считать залогом успеха франчайзинга?
1. Создание франшизы с сильной управляющей компанией франчайзера, способной поддерживать франчайзи.
2. Создание системы отбора, обучения, сопровождения и мотивации франчайзи.
3. Качественное управление франчайзинговой сетью: мониторинг, контроль, внедрение инноваций и апгрейд бизнес-процессов, разностороннее сотрудничество партнеров по франшизе.
Как стать участником бесплатной обучающей программы по созданию франшиз?
Участникам программы расскажут, как грамотно спроектировать франшизу, сформировать портфель интеллектуальных прав, рассчитать роялти и паушальный взнос, получить поддержку от государства, снизить риски, оформить сделки и обучить франчайзи.
Предприниматели разберут свои кейсы с крупнейшими игроками мира франчайзинга. А для создателя лучшего проекта юристы компании «Франчайзинг-Интеллект» бесплатно подготовят договор коммерческой концессии.
Обучение стартует 16 октября 2023 г. Регистрация открыта до 15 октября.
Фото: фотобанк Freepik/@freepik