Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Полезные сервисы госорганов для бизнеса

Эти сервисы помогают быстро оформить пособия, пройти самопроверку соблюдения законов, узнать о долгах и найти новых работников

Полезные сервисы госорганов для бизнеса

Избежать штрафов за несоблюдение трудового законодательства помогает «Электронный инспектор»

Светлана Осипова, партнер Osipov Legal:

Сервис Роструда «Электронный инспектор» предлагает бизнесу пройти самопроверку соблюдения требований трудового законодательства. Для этого доступны 288 проверочных листов. Сервис поможет понять нормы трудового права и подходы инспекторов при проверке, научит не допускать ошибки в работе и устранять нарушения. Все это нужно бизнесу, чтобы подготовиться к реальной проверке и избежать санкций.

Работать с сервисом просто. Он бесплатный, и даже регистрироваться необязательно.

Для самопроверки нужно выбрать один из тематических блоков:

  • прием на работу (заключение трудового договора);
  • изменение условий трудового договора;
  • увольнение (прекращение трудовых отношений);
  • защита персональных данных работника;
  • рабочее время;
  • время отдыха;
  • оплата труда;
  • гарантии и компенсации;
  • ответственность работника и работодателя;
  • аттестация работников, подготовка и дополнительное профессиональное образование;
  • охрана труда;
  • особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
  • иные вопросы.

После выбора тематического блока сервис задаст вопросы пользователю и покажет, какие документы запросит инспектор при проверке, чтобы ответы соответствовали реальной ситуации. Затем сервис сформирует акт, где будут отражены нарушения и даны рекомендации по их устранению. Такой акт юридической силы не имеет, но поможет исправить ошибки и подготовиться к настоящей проверке.

Компания может зарегистрироваться в «Электронном инспекторе» как работодатель. Затем локальным актом назначить сотрудника, ответственного за самопроверку. Этот сотрудник заполняет проверочный лист в сервисе, и если нарушений нет, автоматически генерируется отметка об этом. Результаты самопроверки с отметкой направляются в Роструд.

По итогам использования сервиса формируется база данных со сведениями о компаниях, которые прошли самопроверку1. Если не хотите, чтобы компания попала в эту базу, можно зарегистрироваться в качестве работника или не регистрироваться вовсе.

Стать страхователем и получить пособие по нетрудоспособности или декретные можно онлайн

Дарья Земляницина, юрист:

На портале госуслуг с Социальным фондом России (СФР) можно заключить договор добровольного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Такую возможность получили индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, члены крестьянских хозяйств и семейных общин коренных малочисленных народов Севера, а также иные лица, которые занимаются частной практикой2.

Для заключения договора необходимо подать заявление о регистрации в качестве страхователя и уплатить взнос. Чтобы в 2024 г. получить пособие по временной нетрудоспособности или декретные, надо подать заявление и уплатить взнос в размере 5652 руб. 22 коп. до 31 декабря 2023-го.

Ранее для получения пособия нужно было лично обратиться в фонд. Теперь все можно сделать через сайт СФР (бывший сайт ФСС). Для подачи заявления необходима регистрация на портале госуслуг.

Как подать заявление для получения пособия:

1. Зайдите в кабинет страхователя на сайте: https://lk.fss.ru, используя свои данные с портала госуслуг.

2. Перейдите в раздел «Заявление от добровольно застрахованных лиц на выплату по ВНиМ».

3. Нажмите кнопку «Подать заявление на пособие» и выберите пособие из предложенных:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

4. Заполните предложенные поля.

5. Отправьте заполненное заявление.

После этого на электронную почту и в личный кабинет на портале госуслуг придет уведомление о поступлении заявления, а после проверки информации – уведомление о направлении документов на оплату.

Налоговая предупредит о задолженности по СМС или электронной почте

Елизавета Бернштейн, адвокат Межреспубликанской коллегии адвокатов:

На сайте ФНС есть полезная услуга «Уведомление». Всем, кто изъявит желание, раз в три месяца налоговые органы будут направлять СМС или электронное письмо с информацией о налоговой задолженности3.

Читайте также
Директор ФССП рассказал о внедрении IT-технологий для уведомления граждан о долгах
«Если кто-то будет говорить, что он не знает о своем долге, – это неправда. Государством созданы все возможности для информирования граждан о процессах, протекающих в рамках исполнительного производства», – с гордостью заявил директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов. «АГ» попросила адвокатов проверить, как работают информационные системы ФССП
26 мая 2023 Новости

При получении уведомления можно уточнить причину образования долга и тут же его погасить – для этого достаточно кликнуть по ссылке в сообщении. Услуга бесплатная и доступна гражданам, предпринимателям и компаниями.

Такие уведомления от налоговой обезопасят от накопления долга, пеней и штрафов – к примеру, тех, кто вовремя не заглянул в личный кабинет налогоплательщика, чтобы посмотреть начисления, или не получил уведомление об уплате налогов.

Для получения уведомлений о налоговой задолженности налогоплательщик должен дать согласие на информирование – на бумаге в любом налоговом органе или по почте. Можно сделать это через личный кабинет на сайте ФНС, для чего необходимо перейти в нужную вкладку: «Жизненные ситуации» – «Прочие ситуации» – «Согласие на информирование о наличии недоимки (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам».

Предпринимателям и компаниям в согласии надо указать наименование и ИНН. Передать его в электронной форме можно по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Обычно руководители финансовых отделов подключают уведомления себе на телефон, чтобы оперативно узнавать о задолженности.

В последнее время в личных кабинетах на портале госуслуг часто весит задолженность по налогам, которой по факту нет. Поэтому лучше проверять наличие долга в личном кабинете на сайте ФНС, чтобы потом не пришлось возвращать денежные средства из-за переплат. Только там доступна полная и достоверная информация о налогах.

Стало проще найти тех, кого суд обязал погасить долги компании

Виктор Панченко, руководитель практики реструктуризации и банкротства ООО «ЮР-ПРОЕКТ»:

Сервис ФНС по поиску лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, пока работает в тестовом режиме. Но уже можно сказать, что задумка удачная: сервис поможет проверять контрагентов. Ведь какая проблема появляется при проверках? Лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности в нескольких компаниях, не связанных между собой напрямую. И если удалось обнаружить один судебный акт о привлечении к ответственности, то это еще не означает, что нет других, на большие суммы.

Более того, поскольку бенефициары часто скрывают свою связь с подконтрольными им компаниями, в открытых источниках таких сведений может не быть. Теперь эта проблема частично решена. Частично, потому что сервис предоставляет информацию по делам о банкротстве, где ФНС участвует как кредитор. Если у лиц не было налоговой задолженности, то в сервисе они отражаться не будут.

Сейчас возможен поиск по реквизитам должника и по реквизитам ответчика.

1. При поиске по реквизитам должника нужно указать лицо, в отношении которого введена процедура банкротства. Появится список лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности в рамках процедуры. Можно будет просмотреть карточку каждого из них. Правда, почему-то гиперссылка установлена не на имени привлеченного лица, а на наименовании должника, который для всех общий. Это вносит небольшую путаницу, но думаю, недочет скоро исправят.

В карточке ответчика можно будет найти информацию о нем, номер дела, наименование должника, суд и дату принятия судебного акта, которым установлен размер субсидиарной ответственности, а также количество удовлетворенных исков о привлечении к такой ответственности.

2. Поиск по реквизитам ответчика работает так же. Только вы получите список компаний, в рамках дел о банкротстве которых лицо было привлечено к субсидиарной ответственности.

Поскольку сервис функционирует в тестовом режиме, пока не все лица отражаются в нем. Надеюсь, это исправят. Возможно, добавится строчка с установленным размером субсидиарной ответственности. Правда, пока неизвестно, будет ли все автоматически обновляться, если, например, ответчик поменял фамилию.

В целом удобный и полезный сервис. Ждем его развития.

Осенью заработает сервис для помощи молодежи в трудоустройстве

Светлана Осипова, партнер Osipov Legal:

Минтруд рассказал о запуске в сентябре 2023 г. на портале «Работа России» сервиса «Практики и стажировки». Сервис создан для поддержки взаимодействия между работодателями, вузами, студентами и выпускниками при организации практик и стажировок.

Предполагается, что сервис позволит решить проблемы трудоустройства молодежи и наладить связь между работодателями и вузами. Так, если работодателю нужны сотрудники, а «зарплатный бюджет» ограничен, то с помощью сервиса можно будет найти кандидатов без опыта работы для стажировки. Для этого надо выбрать вуз, который готовит нужных компании специалистов и хочет «поделиться» студентами. После стажировки студенты могут остаться в компании.

Сервис поможет и вузам – например, искать работодателей для проведения производственной практики. Нужно будет лишь опубликовать заявку и ждать откликов от компаний. Если работодатель и вуз нашли друг друга, они заключают соглашение о сотрудничестве.

Студентам сервис поможет в поиске места для прохождения практики, а выпускникам – будущей работы. Можно будет оставлять отклики о готовности пройти стажировку или практику в компании.

Портал госуслуг Московской области: всё в одном месте

Юлия Иванова, управляющий партнер юридической компании «ЮКО»:

Портал госуслуг Московской области предназначен не только для оказания услуг государственными органами, он выполняет и справочно-информационную функцию. Портал полезен тем гражданам, предпринимателям и компаниям, жизнь или деятельность которых связана с территорией Московской области.

Сайтом удобно пользоваться: есть деление на услуги для физических и юридических лиц, по категориям потенциальных пользователей (медицинские организации, адвокатские образования, нотариальные палаты и т.д.), по темам («Земля и строительство», «Контрольно-надзорная деятельность», «Транспорт и спецтехника», «Экология и природопользование», «Личные документы» и т.д.).

На портале доступно изложена информация о порядке и сроках оказания услуг, необходимых документах, основаниях для отказа в оказании услуги. Можно связаться с «куратором услуги», чтобы задать вопросы. Регулярно проводятся вебинары о правилах оказания услуг.

Портал стал незаменимым в тех случаях, когда предоставление услуги возможно только в электронном виде. Например, при получении градостроительного плана земельного участка, а также присвоении, изменении или аннулировании адреса участка либо объекта капитального строительства.

Мне приходилось использовать сервисы по теме «Земля и строительство», что позволяло:

  • получить информацию о градостроительных характеристиках земельного участка (разделы «Градпроработка онлайн» и «Пересечение границ земельных участков»);
  • получить градостроительный план земельного участка;
  • пройти предварительную проверку готовности к получению разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию;
  • подать документы на предоставление земельного участка;
  • отнести земельный участок к определенной категории, установить или изменить вид разрешенного использования;
  • получить разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию;
  • получить адрес на созданный объект капитального строительства;
  • поставить на кадастровый учет объект капитального строительства и зарегистрировать права на него.

К минусам портала можно отнести следующие:

  • пользователю нужна электронная подпись, если он не зарегистрирован на портале госуслуг;
  • ограничена подача повторных заявлений – если после предоставления документов сам выявил ошибку, то все равно нужно ждать решение об отказе в приеме документов и затем подавать их заново;
  • из-за большой нагрузки на портале не всегда удается получить услуги онлайн;
  • трудности при подгрузке сканов документов – есть ограничения по объему файла, необходимо архивировать несколько файлов.

1 Письмо Роструда от 7 марта 2018 г. № 837-ТЗ «О мероприятиях по внедрению системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

2 Статьи 2, 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

3 Пункт 7 ст. 31 Налогового кодекса РФ.


Фото: фотобанк Freepik/@studiogstock

Читайте также: