
Полезные сервисы госорганов для бизнеса
Эти сервисы помогают быстро оформить пособия, пройти самопроверку соблюдения законов, узнать о долгах и найти новых работников

Избежать штрафов за несоблюдение трудового законодательства помогает «Электронный инспектор»
Светлана Осипова, партнер Osipov Legal:
Сервис Роструда «Электронный инспектор» предлагает бизнесу пройти самопроверку соблюдения требований трудового законодательства. Для этого доступны 288 проверочных листов. Сервис поможет понять нормы трудового права и подходы инспекторов при проверке, научит не допускать ошибки в работе и устранять нарушения. Все это нужно бизнесу, чтобы подготовиться к реальной проверке и избежать санкций.
Работать с сервисом просто. Он бесплатный, и даже регистрироваться необязательно.
Для самопроверки нужно выбрать один из тематических блоков:
- прием на работу (заключение трудового договора);
- изменение условий трудового договора;
- увольнение (прекращение трудовых отношений);
- защита персональных данных работника;
- рабочее время;
- время отдыха;
- оплата труда;
- гарантии и компенсации;
- ответственность работника и работодателя;
- аттестация работников, подготовка и дополнительное профессиональное образование;
- охрана труда;
- особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
- иные вопросы.
После выбора тематического блока сервис задаст вопросы пользователю и покажет, какие документы запросит инспектор при проверке, чтобы ответы соответствовали реальной ситуации. Затем сервис сформирует акт, где будут отражены нарушения и даны рекомендации по их устранению. Такой акт юридической силы не имеет, но поможет исправить ошибки и подготовиться к настоящей проверке.
Компания может зарегистрироваться в «Электронном инспекторе» как работодатель. Затем локальным актом назначить сотрудника, ответственного за самопроверку. Этот сотрудник заполняет проверочный лист в сервисе, и если нарушений нет, автоматически генерируется отметка об этом. Результаты самопроверки с отметкой направляются в Роструд.
По итогам использования сервиса формируется база данных со сведениями о компаниях, которые прошли самопроверку1. Если не хотите, чтобы компания попала в эту базу, можно зарегистрироваться в качестве работника или не регистрироваться вовсе.
Стать страхователем и получить пособие по нетрудоспособности или декретные можно онлайн
Дарья Земляницина, юрист:
На портале госуслуг с Социальным фондом России (СФР) можно заключить договор добровольного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Такую возможность получили индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, члены крестьянских хозяйств и семейных общин коренных малочисленных народов Севера, а также иные лица, которые занимаются частной практикой2.
Для заключения договора необходимо подать заявление о регистрации в качестве страхователя и уплатить взнос. Чтобы в 2024 г. получить пособие по временной нетрудоспособности или декретные, надо подать заявление и уплатить взнос в размере 5652 руб. 22 коп. до 31 декабря 2023-го.
Ранее для получения пособия нужно было лично обратиться в фонд. Теперь все можно сделать через сайт СФР (бывший сайт ФСС). Для подачи заявления необходима регистрация на портале госуслуг.
Как подать заявление для получения пособия:
1. Зайдите в кабинет страхователя на сайте: https://lk.fss.ru, используя свои данные с портала госуслуг.
2. Перейдите в раздел «Заявление от добровольно застрахованных лиц на выплату по ВНиМ».
3. Нажмите кнопку «Подать заявление на пособие» и выберите пособие из предложенных:
- пособие по временной нетрудоспособности;
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
4. Заполните предложенные поля.
5. Отправьте заполненное заявление.
После этого на электронную почту и в личный кабинет на портале госуслуг придет уведомление о поступлении заявления, а после проверки информации – уведомление о направлении документов на оплату.
Налоговая предупредит о задолженности по СМС или электронной почте
Елизавета Бернштейн, адвокат Межреспубликанской коллегии адвокатов:
На сайте ФНС есть полезная услуга «Уведомление». Всем, кто изъявит желание, раз в три месяца налоговые органы будут направлять СМС или электронное письмо с информацией о налоговой задолженности3.
При получении уведомления можно уточнить причину образования долга и тут же его погасить – для этого достаточно кликнуть по ссылке в сообщении. Услуга бесплатная и доступна гражданам, предпринимателям и компаниями.
Такие уведомления от налоговой обезопасят от накопления долга, пеней и штрафов – к примеру, тех, кто вовремя не заглянул в личный кабинет налогоплательщика, чтобы посмотреть начисления, или не получил уведомление об уплате налогов.
Для получения уведомлений о налоговой задолженности налогоплательщик должен дать согласие на информирование – на бумаге в любом налоговом органе или по почте. Можно сделать это через личный кабинет на сайте ФНС, для чего необходимо перейти в нужную вкладку: «Жизненные ситуации» – «Прочие ситуации» – «Согласие на информирование о наличии недоимки (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам».
Предпринимателям и компаниям в согласии надо указать наименование и ИНН. Передать его в электронной форме можно по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Обычно руководители финансовых отделов подключают уведомления себе на телефон, чтобы оперативно узнавать о задолженности.
В последнее время в личных кабинетах на портале госуслуг часто весит задолженность по налогам, которой по факту нет. Поэтому лучше проверять наличие долга в личном кабинете на сайте ФНС, чтобы потом не пришлось возвращать денежные средства из-за переплат. Только там доступна полная и достоверная информация о налогах.
Стало проще найти тех, кого суд обязал погасить долги компании
Виктор Панченко, руководитель практики реструктуризации и банкротства ООО «ЮР-ПРОЕКТ»:
Сервис ФНС по поиску лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, пока работает в тестовом режиме. Но уже можно сказать, что задумка удачная: сервис поможет проверять контрагентов. Ведь какая проблема появляется при проверках? Лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности в нескольких компаниях, не связанных между собой напрямую. И если удалось обнаружить один судебный акт о привлечении к ответственности, то это еще не означает, что нет других, на большие суммы.
Более того, поскольку бенефициары часто скрывают свою связь с подконтрольными им компаниями, в открытых источниках таких сведений может не быть. Теперь эта проблема частично решена. Частично, потому что сервис предоставляет информацию по делам о банкротстве, где ФНС участвует как кредитор. Если у лиц не было налоговой задолженности, то в сервисе они отражаться не будут.
Сейчас возможен поиск по реквизитам должника и по реквизитам ответчика.
1. При поиске по реквизитам должника нужно указать лицо, в отношении которого введена процедура банкротства. Появится список лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности в рамках процедуры. Можно будет просмотреть карточку каждого из них. Правда, почему-то гиперссылка установлена не на имени привлеченного лица, а на наименовании должника, который для всех общий. Это вносит небольшую путаницу, но думаю, недочет скоро исправят.
В карточке ответчика можно будет найти информацию о нем, номер дела, наименование должника, суд и дату принятия судебного акта, которым установлен размер субсидиарной ответственности, а также количество удовлетворенных исков о привлечении к такой ответственности.
2. Поиск по реквизитам ответчика работает так же. Только вы получите список компаний, в рамках дел о банкротстве которых лицо было привлечено к субсидиарной ответственности.
Поскольку сервис функционирует в тестовом режиме, пока не все лица отражаются в нем. Надеюсь, это исправят. Возможно, добавится строчка с установленным размером субсидиарной ответственности. Правда, пока неизвестно, будет ли все автоматически обновляться, если, например, ответчик поменял фамилию.
В целом удобный и полезный сервис. Ждем его развития.
Осенью заработает сервис для помощи молодежи в трудоустройстве
Светлана Осипова, партнер Osipov Legal:
Минтруд рассказал о запуске в сентябре 2023 г. на портале «Работа России» сервиса «Практики и стажировки». Сервис создан для поддержки взаимодействия между работодателями, вузами, студентами и выпускниками при организации практик и стажировок.
Предполагается, что сервис позволит решить проблемы трудоустройства молодежи и наладить связь между работодателями и вузами. Так, если работодателю нужны сотрудники, а «зарплатный бюджет» ограничен, то с помощью сервиса можно будет найти кандидатов без опыта работы для стажировки. Для этого надо выбрать вуз, который готовит нужных компании специалистов и хочет «поделиться» студентами. После стажировки студенты могут остаться в компании.
Сервис поможет и вузам – например, искать работодателей для проведения производственной практики. Нужно будет лишь опубликовать заявку и ждать откликов от компаний. Если работодатель и вуз нашли друг друга, они заключают соглашение о сотрудничестве.
Студентам сервис поможет в поиске места для прохождения практики, а выпускникам – будущей работы. Можно будет оставлять отклики о готовности пройти стажировку или практику в компании.
Портал госуслуг Московской области: всё в одном месте
Юлия Иванова, управляющий партнер юридической компании «ЮКО»:
Портал госуслуг Московской области предназначен не только для оказания услуг государственными органами, он выполняет и справочно-информационную функцию. Портал полезен тем гражданам, предпринимателям и компаниям, жизнь или деятельность которых связана с территорией Московской области.
Сайтом удобно пользоваться: есть деление на услуги для физических и юридических лиц, по категориям потенциальных пользователей (медицинские организации, адвокатские образования, нотариальные палаты и т.д.), по темам («Земля и строительство», «Контрольно-надзорная деятельность», «Транспорт и спецтехника», «Экология и природопользование», «Личные документы» и т.д.).
На портале доступно изложена информация о порядке и сроках оказания услуг, необходимых документах, основаниях для отказа в оказании услуги. Можно связаться с «куратором услуги», чтобы задать вопросы. Регулярно проводятся вебинары о правилах оказания услуг.
Портал стал незаменимым в тех случаях, когда предоставление услуги возможно только в электронном виде. Например, при получении градостроительного плана земельного участка, а также присвоении, изменении или аннулировании адреса участка либо объекта капитального строительства.
Мне приходилось использовать сервисы по теме «Земля и строительство», что позволяло:
- получить информацию о градостроительных характеристиках земельного участка (разделы «Градпроработка онлайн» и «Пересечение границ земельных участков»);
- получить градостроительный план земельного участка;
- пройти предварительную проверку готовности к получению разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию;
- подать документы на предоставление земельного участка;
- отнести земельный участок к определенной категории, установить или изменить вид разрешенного использования;
- получить разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию;
- получить адрес на созданный объект капитального строительства;
- поставить на кадастровый учет объект капитального строительства и зарегистрировать права на него.
К минусам портала можно отнести следующие:
- пользователю нужна электронная подпись, если он не зарегистрирован на портале госуслуг;
- ограничена подача повторных заявлений – если после предоставления документов сам выявил ошибку, то все равно нужно ждать решение об отказе в приеме документов и затем подавать их заново;
- из-за большой нагрузки на портале не всегда удается получить услуги онлайн;
- трудности при подгрузке сканов документов – есть ограничения по объему файла, необходимо архивировать несколько файлов.
1 Письмо Роструда от 7 марта 2018 г. № 837-ТЗ «О мероприятиях по внедрению системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
2 Статьи 2, 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
3 Пункт 7 ст. 31 Налогового кодекса РФ.
Фото: фотобанк Freepik/@studiogstock