Директор ФССП рассказал о внедрении IT-технологий для уведомления граждан о долгах
«Если кто-то будет говорить, что он не знает о своем долге, – это неправда. Государством созданы все возможности для информирования граждан о процессах, протекающих в рамках исполнительного производства», – с гордостью заявил директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов. «АГ» попросила адвокатов проверить, как работают информационные системы ФССП
В мае на XI Петербургском международном юридическом форуме директор ФССП России Дмитрий Аристов рассказал о цифровой трансформации исполнительного производства, чтобы журналисты донесли до каждого гражданина нашей страны, как следить за накоплением и погашением своих долгов.
Не надо стоять в очередях в отделении ФССП, узнать о долге можно онлайн
По словам Дмитрия Аристова, портал госуслуг стал консолидированным источником информации обо всех государственных услугах, в том числе Федеральной службы судебных приставов. На портале можно получить уведомления о принятых ФССП решениях, подать обращение и узнать о ходе исполнительного производства.
Сервис «Уведомления» позволяет гражданину после ввода своих данных или номера исполнительного производства получить почти всю информацию о том, что происходит в рамках исполнительного производства, включая сведения о сумме задолженности и действиях судебного пристава. 77% обращений граждан обрабатываются за 3 секунды.
«Сервис считается самым востребованным на портале госуслуг. По итогам прошлого года из трех мест первые два заняли сервисы ФССП, а число запросов составило 22 миллиона», – поделился Дмитрий Аристов.
Раньше для взаимодействия с населением использовали почтовые отправления, либо гражданам приходилось лично обращаться в отделения ФССП. «За прошлый год граждане получили более 1 миллиарда электронных уведомлений. Представьте, что раньше приходилось все это отправлять почтой», – развел руками Дмитрий Аристов.
Узнать о задолженности через личный кабинет на портале госуслуг просто. Достаточно зайти во вкладку «Штрафы, долги», выбрать раздел «Информация о ходе исполнительного производства» и ответить на несколько вопросов. После этого система сформирует перечень исполнительных производств, которые находятся на исполнении ФССП.
«Выбирая исполнительное производство, можно получить информацию о том, на основании какого документа оно возбуждено, кто взыскатель, какие меры приняты при исполнении исполнительного документа и контактные данные судебного пристава; можно узнать о вынесенных ограничениях и погасить задолженность», – раздался в зале женский голос. Это бот Полина, интеллектуальный агент ФССП. С Полиной можно пообщаться по телефону 8 (800) 303-00-00 либо в социальных сетях «ВКонтакте» и Telegram.
Также Дмитрий Аристов поделился планами на будущее: начать межведомственное электронное взаимодействие с судебной системой и запустить оборот судебных актов в электронном виде. Это позволит получать судебные приказы и исполнительные листы в электронной форме, а не на бумаге. В перспективе – вовсе уйти от электронных документов, для чего должен быть создан реестр, где будут аккумулироваться все данные.
Адвокаты проверили, можно ли узнать о задолженности за пару минут
Елизавета Бернштейн, адвокат Межреспубликанской коллегии адвокатов:
Действительно, получить информацию о ходе исполнительного производства просто. Нужно лишь зайти на портал госуслуг, ввести запрашиваемые данные и подтвердить их. Если ввели неверные данные, то система ничего не найдет и выдаст «отказ». Если всё правильно, сервис покажет исполнительные производства – конечно, если они есть.
Сервис помогает гражданам удостовериться в отсутствии долгов или ограничений из-за задолженности. С его помощью можно погасить долг и подать обращение, например о продлении срока исполнительного производства.
Татьяна Саяпина, адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов:
Полина – новый бот ФССП, который помогает разобраться в исполнительном производстве. Достаточно набрать номер 8 (800) 303-00-00 и задать интересующие вопросы.
Я спросила у Полины, как узнать, есть ли долги или аресты. Она уточнила, могу ли я назвать номер исполнительного производства. Я ответила – нет. Взамен номера Полина запросила Ф.И.О., дату рождения и адрес регистрации (регион).
При общении нужно как можно четче сообщать данные, иначе Полина ответит неверно. Придется повторять, чтобы она исправилась.
Потом я поинтересовалась, по какому графику работает территориальный отдел судебных приставов. Полина отвечать не стала и переключила меня на оператора.
Узнать об исполнительном производстве через Полину можно. Всё, что не понимает, она будет переспрашивать, а если не разберется, то соединит с оператором. Правда, операторы работают в обычном режиме, поэтому нужно будет ждать ответа.
Сможет ли Полина заменить оператора-человека? Пока нет. Сейчас это робот с минимальным набором функций, ее нужно еще многому научить. Полина справляется только с самыми простыми вопросами.
Считаю, что подобных ботов-помощников нужно создать для всех госструктур. Так уменьшится количество обращений граждан, которые обрабатывают сотрудники государственных органов. Пока что общение с ботами выглядит примитивно, но перспектива полноценного взаимодействия есть.
(Читайте также: «Путеводитель по обновленному порталу госуслуг» и «3 удобства для пользователей портала госуслуг»)
Если у вас остались вопросы, вы можете задать их адвокатам, заполнив форму на нашем сайте. Ответ поступит на указанный вами адрес электронной почты.
Фото: фотобанк Freepik/@studiogstock