
Правовой пиар для управления конфликтами
Когда спор набирает обороты и для защиты своего доброго имени или репутации компании обращения в суд уже недостаточно, на помощь приходит правовой PR

Защищать репутацию нужно через суд, но не всегда это уместно
Предприниматели нередко оказываются вовлеченными в конфликты, которые отражаются на их репутации. Распространение порочащих сведений уничтожает бизнес изнутри, лишая клиентов и контрагентов, а следом рыночных позиций.
Для опровержения или удаления порочащей информации можно и нужно обращаться в суд (ст. 152 Гражданского кодекса РФ). Однако предприниматели туда не спешат.
Добиться своего в суде истцу не так уж легко. Мало подготовить скриншоты компрометирующей статьи и заверить их у нотариуса. Нужно еще доказать, что она порочит репутацию и повлекла убытки (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3). К тому же разбирательство длится долго. И даже если суд выносит решение в пользу истца, оно уже неактуально: о статье все давно забыли, а опубликованное опровержение лишь напомнит о ней общественности.
Репутация виновной стороны тоже страдает. Кроме того, может последовать не только гражданско-правовая ответственность, но и административная или уголовная.
Например, за клевету в интернете могут лишить свободы на срок до двух лет (ч. 2 ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ). А поскольку организации нельзя привлечь к уголовной ответственности, для них предусмотрен административный штраф в размере от 500 000 до 3 000 000 рублей (ст. 5.61.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Распространение материалов в интернете также регулирует Закон об информации, благодаря которому сайты с неугодными сведениями блокируют. Заставляют задуматься о правильном использовании слов и другие акты, например Закон о государственном языке.
Часто предпринимательский спор выставляют на обозрение публики. Но выступления представителей враждующих компаний не находят отклика у наблюдателей, поскольку воспринимаются как реплики из диалога конкурентов. А ждать публичной поддержки редакторов СМИ в таком конфликте как минимум неэтично.
Более того, сотрудничество со СМИ стало рискованным. Особенно с теми, что признаны иностранными агентами (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ). Да и маркировка интернет-рекламы внесла ограничения в работу с электронными изданиями (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 347-ФЗ).
Все это важно учитывать при разработке концепции позиционирования.
Правовой пиар поможет
Исход конфликта может повлиять на людей, предприятия и даже отрасль, поставить под вопрос устоявшиеся нормы и выявить недостатки в законах. В таких обстоятельствах ваш случай становится значимым для прессы, общественности, правозащитников, политиков, бизнес-лидеров и профсообществ. Следовательно, его стоит освещать, привлекая внимание журналистов, активистов и парламентариев.
Тут и пригодится правовой пиар (налаживание связей с общественностью в юридической среде). Он позволяет бизнесу поддерживать положительный образ, минимизировать репутационные риски и эффективно управлять конфликтами.
Основные инструменты правового PR
1. Правовой анализ конфликта, выявление рисков и преимуществ.
2. Мониторинг активности участников конфликта в информационном поле.
3. PR-сопровождение: взаимодействие с лидерами мнений и целевыми медиа; подготовка экспертных материалов и пресс-релизов; организация брифингов, пресс-подходов и переговоров за круглым столом федеральных изданий.
4. Работа с репутацией в интернете.
5. Применение нестандартных подходов: зеркальные коммуникации, хайп-продвижение, взаимодействие с трабл-шутерами, ньюсджекинг, кликбейт, SERM.
6. Проведение независимых экспертиз и расследований с участием журналистов.
7. Введение фоновых проектов и технических кандидатов для развития дополнительной темы.
8. Вынесение основной темы на форумы с участием высших должностных лиц.
Коммуникационная программа с GR-компонентом
Это одна из пиар-программ, в реализации которой используются связи с госорганами.
1. Формирование сообщества активистов для развития нужной темы.
2. Взаимодействие с общественными организациями, движениями, союзами и отраслевыми экспертами.
3. Работа с юристами и адвокатами для подготовки грамотной тактики защиты.
4. Вынесение острого вопроса на заседание совета муниципальных депутатов округа или района.
5. Взаимодействие с парламентариями для передачи ими запросов в государственные или правоохранительные органы с требованием предоставить необходимую информацию.
6. Направление в госорганы обращений с просьбой рассмотреть проблемную ситуацию.
Знания в области правового PR актуальны не только для пиар-технологов, маркетологов, специалистов по взаимодействию с органами власти, но и для собственников бизнеса, их консультантов и адвокатов.
Инструменты правового PR позволяют защитить «цифровой портрет» первого лица и предотвратить подрыв деловой репутации, укрепить свою позицию в интернете и добиться возмещения вреда.
Мы стараемся быть интересными и полезными. Приглашаем вас в наш телеграм-канал @agexpert и сообщество «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!