Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Агитировать в интернете не по правилам стало сложнее и дороже

Увеличены штрафы для граждан и организаций за нарушения при проведении предвыборной агитации и распространении агитационных материалов. Информационные ресурсы с противоправным контентом будут оперативно блокировать. Политически активным гражданам рекомендуется быть предусмотрительнее

Агитировать в интернете не по правилам стало сложнее и дороже

В марте 2021 г. были приняты законы, которыми в законодательство внесены изменения, направленные на совершенствование правового регулирования предвыборной агитации1. Нововведения отразятся с большей вероятностью на участниках избирательных кампаний и избирательных штабов, а также на операторах связи и провайдерах, которые должны будут оперативно взаимодействовать с Роскомнадзором и владельцами информационных ресурсов в случае выявления нарушений законодательства о выборах и референдумах. Вместе с тем с нововведениями необходимо ознакомиться и просто политически активным гражданам, которые могут подпасть под их действие при размещении информации в интернете.

За возмездную агитацию могут и наказать

Законодатель дал избирательным комиссиям полномочия на самостоятельное обращение в Роскомнадзор в случае выявления ими нарушений в агитационном процессе при проведении избирательной кампании. Причем очевидна нацеленность на пресечение нарушений именно в интернете, поскольку в первоначальных редакциях законопроектов не было указания на этот способ распространения информации. Таким нарушением может считаться распространение в период избирательной кампании агитационных материалов, например размещение информационного баннера или видеоматериалов, финансируемое не из средств предвыборного штаба кандидата или на средства лиц, признанных иностранными агентами.

Здесь уместно вспомнить о позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, избирательных объединений, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами2.

Таким образом, если пользователь социальной сети разместит личный комментарий или опубликует пост, содержащий его мнение о кандидате и его предвыборной программе, по новым нормам привлечение его к административной ответственности будет незаконным. Однако, если будет установлено, что гражданин за вознаграждение от сторонних лиц распространяет агитационные материалы (опубликовал запись, разместил баннер или видеоролик на своем сайте и т.п.), это уже может послужить поводом для обращения избирательной комиссии в органы Роскомнадзора и наложения административного штрафа.

Сайты нарушителей будут оперативно блокировать

Прописан порядок действий Роскомнадзора при поступлении в его адрес обращений из избирательных комиссий. В Закон об информации внесена объемная ст. 15.3, регламентирующая взаимодействие Роскомнадзора с операторами связи, провайдерами и владельцами сайтов при выявлении нарушающих законодательство информационных элементов.

В случае выявления нарушений информационный ресурс, на котором размещен противоправный контент, будет оперативно блокироваться. Так, владелец сайта обязан незамедлительно ограничить доступ к нему сразу же после получения требования Роскомнадзора. При его отказе или бездействии провайдер или оператор связи обязаны ограничить доступ к информационному ресурсу по истечении суток с момента получения уведомления Роскомнадзора о нарушении законодательства о выборах и референдумах с требованием принять меры по устранению нарушения. Ограничения будут действовать в течение периода агитации и голосования. При этом возможно разблокирование ресурса сразу после удаления незаконного контента.

Что касается сайтов и страниц в соцсетях обычных граждан, то если на них размещены всего лишь личные мнения о кандидатах, вероятность блокировки крайне мала.

Нарушение дорого обойдется

Существенно увеличены размеры штрафов, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях за нарушения, допущенные гражданами, должностными и юридическими лицами при проведении предвыборной агитации, а также при изготовлении, распространении и размещении агитационных материалов:

  • для граждан – от 5 тыс. до 20 тыс. руб. (ранее – от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.);
  • для должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ранее – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.);
  • для юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (ранее – от 20 тыс. до 100 тыс. руб.).
Читайте также
«Новая жизнь» для пользователей социальных сетей
Действительно ли в соцсетях теперь запрещена нецензурная брань? За что персональную страницу заблокируют и как оспорить это решение? И за какое поведение пользователя привлекут к административной или уголовной ответственности?
18 марта 2021 Советы

Таким образом, если избирательная комиссия выявит нарушение со стороны гражданина, например если он разместит на своем сайте предвыборный агитационный контент, профинансированный не из средств штаба кандидата, – то сайт заблокируют, а нарушителю придется уплатить штраф в размере от 5 до 20 тыс. руб. Если же противоправный контент разместит на своем сайте или ином информационном ресурсе организация, то размер штрафа существенно увеличится – от 100 до 500 тыс. руб.

В заключение отметим, что даже если вы не являетесь официальным представителем или участником избирательного штаба кандидата, участвующего в выборах, но планируете в период избирательной кампании вести своего рода агитацию, то к размещению агитационных материалов в интернете стоит отнестись с осторожностью. Однако если вы лишь высказали свое мнение о кандидате, то опасаться блокировки личной страницы или административной ответственности не стоит.


1 Федеральный закон от 9 марта 2021 г. № 43-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 9 марта 2021 г. № 37-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 г. № 7-П.

Читайте также: