Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Автоновости-2020

Автовладельцам – о важных изменениях этого года

Автоновости-2020

Из СТС убрали лишнее

С этого года в свидетельстве о регистрации на автомобиль исчезла строка «мощность двигателя»1. Сам документ всегда был нужен для того, чтобы убедиться, что этот автомобиль принадлежит именно этому человеку. Можно проверить VIN, фамилию, имя, отчество владельца. Но визуально определить мощность двигателя невозможно, да и ни к чему. Такие подробности целесообразно указывать в паспорте на автомобиль, а не в свидетельстве. Так теперь и будет.

Распечатка электронного ОСАГО больше не нужна

Сегодня покупка полиса онлайн – норма жизни. Мы привыкли, что теперь многое можно сделать с экрана смартфона. Законодательство не всегда поспевает за подобными изменениями. Так и случилось с электронным полисом ОСАГО. С одной стороны, факт его покупки подтверждается PDF-файлом. С другой стороны, Правила дорожного движения требовали наличия распечатанного варианта – раньше же не было общей базы данных ТС, да и не у всех дорожных инспекторов была техника для доступа к таким базам.

Чтобы снизить поток административных дел за отсутствие полиса, Верховный Суд РФ в 2019 г. дал разъяснения: если у водителя имеется электронный полис, но нет бумажной версии – это не является нарушением (читайте об этом в новости «Адвокаты оценили проект разъяснений ВС об ответственности за нарушения в области дорожного движения») . С января этого года архаизм из Правил дорожного движения удален. Теперь достаточно полиса в электронном виде, а сотрудник полиции сможет проверить его по базам2.

(Читайте также: «Вы не поймете, что ваш полис ОСАГО фальшивый», если по невнимательности купили его у продавца липовых документов. А дальше – первое ДТП, выплата компенсации второму участнику происшествия из своего кармана и возможная ответственность за использование поддельных документов и езду без действительного полиса.)

Налог на дорогие автомобили в 2020-м

В этом году скорректирован перечень так называемых роскошных автомобилей, на которые устанавливается повышенный транспортный налог3. Напомню, что для машин стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. применяется добавочный коэффициент 10% в течение трех лет с даты производства, для авто от 5 млн до 10 млн руб. – двукратный коэффициент в течение пяти лет. Впрочем, этот список вряд ли актуален для тех, у кого есть возможность купить автомобиль за 3 млн руб. и дороже, ведь 10-процентная надбавка не так уж принципиальна.

К сожалению, отмена транспортного налога – пока лишь инициатива депутатов. Причем из-за бюджетных расходов на борьбу с коронавирусом вряд ли государство откажется от этих доходов.

Регистрация авто через дилера

Заработал закон о госрегистрации автомобиля через дилера4. Задумка была хорошая. Предполагалось, что дилер организует регистрацию, получение номера и установку его на автомобиль, а покупатель уедет из магазина на готовой новенькой машине. Однако один нюанс сильно снизил привлекательность данного предприятия для дилеров: установлена лимитная цена этой услуги – 500 руб. 5 За такие деньги она вряд ли экономически целесообразна для дилеров. Поэтому они и не предоставляют ее. Лично я не встречал такого предложения ни разу. Кажется, заботясь о цене, государство перечеркнуло саму задумку.

Регистрация авто через МФЦ

С конца августа юридически появилась возможность регистрировать автомобиль через МФЦ6. Предполагается, что туда можно будет сдавать необходимые документы и получать итоговые. Однако осмотр придется проходить как раньше – через ГИБДД. Именно поэтому новая процедура не очень удобна: если все равно нужно ехать в ГИБДД, то логичнее там же и документы подать. Тем более что обычно после подачи документов на регистрацию сразу выдается направление на осмотр, который в большинстве случаев проводится спустя час-два. Предполагаю, что эта услуга не будет востребована, как рассчитывают власти.

Индивидуальное ОСАГО

Государство понемногу ослабляет гайки в сфере ОСАГО: страховым компаниям дали возможность индивидуальнее подходить к определению стоимости страховых полисов, оставив некоторый ценовой коридор7.

Читайте также
Законопослушные водители получат скидки от страховых компаний
Новый закон позволит страховщикам учитывать поведение водителя на дорогах при определении стоимости полиса, а страхователям – не предоставлять свидетельство о прохождении техосмотра и диагностическую карту при заключении договора ОСАГО, пока действуют ограничения из-за распространения коронавируса
21 мая 2020 Советы

Страховщики смогут учитывать, привлекался ли водитель к ответственности за серьезные нарушения (лишение прав за «пьянку», проезд на красный, превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на «встречку»). При этом не будут приниматься во внимание штрафы за установленное камерами превышение скорости. В целом подход законодателя разумен: тех, кто пренебрежительно относится к безопасности других, нужно наказывать рублем.

Также вводится обязанность потерпевшего сообщать страховой о том, когда и где будет проводиться осмотр автомобиля в целях оценки стоимости ущерба8. Это позволит избежать нарушения прав страховых компаний, которые несут расходы, что прежде нередко случалось.

Внимание: месяц на техосмотр

Из-за пандемии коронавируса возникала проблема у тех, кому нужно было проходить техосмотр автомобиля, пока соответствующие организации не работали. Без диагностической карты нельзя было получить страховку. Поэтому с 1 марта по 30 сентября отменили необходимость прохождения техосмотра9. Но скоро этот «мораторий» закончится, и водителям, получившим страховой полис без свидетельства о прохождении техосмотра и диагностической карты, нужно будет предоставить эти документы страховой компании до 31 октября. В противном случае страховка не будет работать, т.е. страховая заплатит деньги потерпевшему, а затем сможет взыскать их с водителя, который не сделал диагностическую карту. Так что не откладывайте это на потом.

Новые сроки техосмотра

Ранее проводить техосмотр автомобиля было необязательно в течение первых трех лет. Теперь они считаются не с года производства, а со следующего года после даты выпуска. То есть если автомобиль произведен в январе, то собственник сможет ездить без обязательного техосмотра на протяжении аж четырех лет.

Уточню, что речь идет не о техническом обслуживании, которое мы проводим каждые, например, 15 тыс. км, а о том осмотре, который предполагает выдачу диагностической карты (для целей ОСАГО).

Если автомобилю от четырех до десяти лет, то такой осмотр будет необходим раз в два года. Ежегодный осмотр понадобится, только если автомобилю десять лет. Разумные изменения10.

Реестр инвалидов пополнился данными о ТС

Власти стали усиленно контролировать соблюдение прав инвалидов при организации парковок, особенно при торговых центрах. Были введены ощутимые штрафы для «умельцев», которые самовольно наклеивали на автомобиль знак «инвалид» и парковались на местах, отведенных для этой категории граждан. Но одной только наклейки недостаточно для автоматизированной проверки соблюдения правил использования специализированных парковочных мест. А собственник мог просто не подходить к автомобилю, если заметит сотрудника полиции, интересующегося законностью такой наклейки.

Потому с этого года в федеральный реестр инвалидов вносятся сведения о транспортных средствах, которыми управляют такие граждане11. Они будут самостоятельно подавать эти сведения держателям реестра через Пенсионный фонд. Сотрудники полиции получат к нему доступ, и будет легко проверить, законно ли водитель припарковался на месте для инвалидов.

Отменен утилизационный сбор при временном въезде в страну

Въезд на территорию РФ на автомобиле на время называется процедурой временного ввоза. Она актуальна, например, для путешественников из других стран. Раньше такие водители платили утилизационный сбор. Теперь временно въехавшие в Россию на своей машине сбор уплачивать не должны, что прямо указано в законе12.

Медкомиссия стала строже

Ужесточились правила прохождения медкомиссии для тех, кто планирует получить водительские права или поменять старые13. Ранее сдавать анализ мочи было нужно, только если врач замечал внешние признаки алкоголизма или наркомании. Теперь это необходимо делать каждому. И если результаты анализа будут неудовлетворительными, то человека отправят на углубленное медицинское обследование. Учитывая количество «пьяных» ДТП, это все-таки правильный шаг.

(О том, что водители, покинувшие место аварии с жертвами, по умолчанию будут считаться находившимися за рулем в состоянии опьянения, читайте в новости «Приняты законы об усилении уголовной ответственности для скрывшихся с места ДТП». А о том, что усиление ответственности водителей доказало эффективность, – в статье «Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел».)

ПТС «в цифре»

С ноября этого года паспорта на транспортные средства будут оформляться только в электронном виде14. Напомню, что сейчас оформлять их электронно необязательно, но возможно. Этот переходный период нужен для тестирования системы выдачи электронных паспортов.

Вообще электронный паспорт на авто – удобная штука. В нем будет больше информации, чем в бумажном. Но главное – подделать его станет намного сложнее. Долгое время подделка ПТС была проблемой: за последние годы нам стало известно о множестве уголовных дел, связанных с мошенничеством.


1 Приказ МВД России от 23 апреля 2019 г. № 267.

2 Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. № 1747.

3 Перечень Министерства промышленности и торговли РФ от 28 февраля 2020 г. «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде (2020 год)».

4 Федеральный закон от 30 июля 2019 г. № 256-ФЗ.

5<.sup> Приказ Федеральной антимонопольной службы от 12 апреля 2019 г. № 448/19.

6 Постановление Правительства РФ от 14 августа 2020 г. № 1215.

7 Федеральный закон от 25 мая 2020 г. № 161-ФЗ.

8 Указание Банка России от 16 июля 2020 г. № 5505-У.

9 Федеральный закон от 25 мая 2020 г. № 161-ФЗ. Информационное письмо Банка России от 11 августа 2020 г. № ИН-015-53/119.

10 Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ.

11 Федеральный закон от 18 июля 2019 г. № 184-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2020 г. № 115, Приказ Минтруда России от 14 ноября 2019 г. № 724н, Письмо Минтруда России от 19 июня 2020 г. № 13-4/10/П-5876.

12 Пункт 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

13 Приказы Минздрава России от 10 сентября 2019 г. № 731н, от 20 ноября 2019 г. № 942н.

14 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122.

Читайте также: