Базовые знания о праве на свет

Кто поможет решить проблемы потребителей электроэнергии и в каких законодательных актах искать ответы на вопросы?

Базовые знания о праве на свет

Мы начинаем публикацию цикла статей, в которых расскажем о правах потребителей электроэнергии и создадим алгоритм действий в наиболее острых ситуациях, таких как подключение к электросетям и увеличение мощности, отключение электричества, неучтенное потребление электроэнергии и т.д.

Откуда берутся опасения во время проверки счетчиков электроэнергии?

Почему все чаще чувство беспокойства у нас вызывает не уведомление о наличии задолженности по налогам либо штраф, а счет за электроэнергию или звонок со словами: «Добрый день. Энергоконтроль. Проверка пломб»?

Дело в том, что в этой сфере мы сталкиваемся не с государственным органом, а с коммерческими структурами, споры с которыми подлежат разрешению преимущественно в судебном порядке. А это затраты – как временные, так и финансовые. К тому же выиграем мы или нет – еще вопрос, а электроэнергию могут отключить «уже завтра».

Кому мы платим за электроэнергию?

Для начала попытаемся разобраться в рынке электроэнергии России. Упрощенно структура рынка выглядит так: производитель (генерирующая компания) создает электроэнергию и передает ее сетевой компании. Последняя, выполняя роль транспортной организации, передает ее через сложную систему сетей сбытовой компании. Именно у сбытовой компании мы и покупаем электроэнергию. 

Граждане, проживающие в многоквартирных домах, обычно имеют дело с управляющими компаниями, которые выступают в роли наших представителей перед энергокомпаниями, закупая у них электроэнергию для последующей поставки нам.

Отношения с сетевыми компаниями в большинстве случаев ограничиваются вопросами подключения к электрическим сетям дома или участка, увеличения мощности, установки и эксплуатации прибора учета. В отношениях со сбытовыми компаниями мы решаем вопросы учета количества потребленной энергии, определения ее стоимости и расчета за полученные киловатты. При этом часть вопросов учета электроэнергии касается и сетевых, и сбытовых компаний. К примеру, точность, исправность работы прибора учета, сохранность пломб могут контролировать и те, и другие.

Зачем нам нужны сбытовые компании, если мы подключаемся к проводам сетевой компании и поставляет электроэнергию нам она? 

Одно из обоснований – необходимость создать условия для возникновения конкуренции на рынке электроэнергетики. Дело в том, что передача электроэнергии – деятельность, которую могут осуществлять только сетевые компании, наделенные специальным статусом – субъекта естественных монополий. А реализация (сбыт) – деятельность конкурентная. Предполагалось, что если разделить эти виды деятельности, то монополистам будет сложнее навязывать свои условия потребителям. Получилось ли? Вопрос...

Кто такой гарантирующий поставщик?

С теми, кто владеет электрическими сетями и к кому обращаться, если нужно подключить электричество, мы разобрались. Это сетевые компании. Но непосредственно продает электроэнергию и выставляет счет сбытовая компания. Такая схема покупки электроэнергии действует для подавляющего большинства потребителей.

На территории каждого субъекта органы власти наделяют отдельные сбытовые компании особым статусом. Такие организации называют гарантирующими поставщиками. Главное для нас в их статусе то, что эти компании обязаны заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к ним лицом по установленным государством тарифам. 

Обратиться можно в любую сбытовую компанию, однако надо учитывать, что гарантирующие поставщики, как правило, очень крупные компании, которые редко разоряются. Это значит, что риск потерять деньги и остаться без электроэнергии сведен к минимуму.

Однако есть плюсы и в обращении к малоизвестным перепродавцам: как правило, они более ориентированы на потребителей и часто предоставляют более выгодные условия покупки электроэнергии.

Кто поможет решить проблемы потребителей электроэнергии?

1. Федеральная антимонопольная служба и ее региональные управления осуществляют контроль по большей части вопросов взаимодействия монополистов с потребителями. Обращаемся к ним, когда:

  • нам препятствуют в присоединении к электрическим сетям;
  • нарушаются условия договора энергоснабжения и есть перспектива отключения электроэнергии;
  • составлен акт безучетного потребления электроэнергии. Хотя не во всех случаях органы ФАС реагируют на подобные заявления.

2. Региональные энергетические комиссии – к ним обращаемся, если не согласны с тарифами на присоединение к электросетям, а также за поставляемую нам электроэнергию. Кроме того, данный орган проверяет полноту исполнения сетевыми компаниями инвестиционных программ, направленных на развитие электросетей. 

3. Государственная жилищная инспекция – осуществляет надзор за исполнением законодательства в жилищной сфере. Электроэнергия – коммунальный ресурс, и если вы – физическое лицо и используете ее в бытовых целях, то именно этот орган может помочь вам избежать незаконного ограничения в энергоснабжении.

4. Ростехнадзор осуществляет контроль в сфере безопасности электроустановок (электросетей, трансформаторов и т.д.), качества электроэнергии. Для потребителя важно то, что эта федеральная служба наделена правом на дачу заключения о наличии или отсутствии возможности присоединения к электрическим сетям. Это на случай, если сетевая компания сообщает об отсутствии свободных мощностей.

О способах решения проблем потребителей электроэнергии можно будет прочитать в следующих публикациях Константина Смолокурова.

Какими нормативными актами пользуемся?

1. В вопросах присоединения к электросетям, увеличения мощности – Постановлением Правительства от 27 декабря 2004 г. № 861. Этим документом утверждены крайне важные для нас Правила недискриминационного доступа (основные принципы доступности электроэнергии), а также Правила технологического присоединения (детально определяют порядок подключения к сетям и дальнейшего взаимодействия с сетевыми компаниями).

2. В вопросах учета электроэнергии – Постановлением Правительства от 4 мая 2012 г. № 442. Данный документ определяет порядок взаимодействия потребителя с сетевой и энергоснабжающей организациями уже после осуществления технологического присоединения. Это очень важный документ, содержащий в себе, помимо прочего, понятия безучетного и бездоговорного потребления, а также порядок ограничения электроснабжения.

3. В вопросах энергоснабжения в многоквартирных домах в дополнение к первым двум документам необходимо помнить о Постановлении Правительства от 6 мая 2011 г. № 354. Его нормы рассчитаны на физических лиц, потребляющих электроэнергию для бытовых нужд.

4. Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об электроэнергетике» содержат общие нормы, которыми регулируются отношения, связанные с потреблением электроэнергии.

Это основные документы. Однако нередко требуется прибегать к более узким нормативным актам. К каким – зависит от возникающего вопроса, который может касаться порядка прохождения поверки прибора учета, особенностей эксплуатации энергоустановок, правильности определения тарифа и т.д. 

Читайте также: