Электронные кошельки россиян – под контролем ФНС

1 апреля вступили в силу изменения в Налоговый кодекс. Теперь банки обязаны уведомлять Федеральную налоговую службу об открытии гражданами персонифицированных электронных кошельков и об операциях по ним при налоговой проверке

Электронные кошельки россиян – под контролем ФНС

Насколько популярны электронные кошельки сегодня?

Исходя из сведений, доступных в средствах массовой информации, согласно данным Центрального банка РФ, по итогам 2019 г. в России было открыто 534,6 млн электронных кошельков, из них 17,1 млн персонифицированных. За год россияне совершили с их использованием 2,8 млрд операций на общую сумму 1,9 трлн руб. Больше половины от объема операций пришлось на персонифицированные кошельки – 1,1 трлн руб., так как операции по анонимным кошелькам ограничены лимитом суммы платежа и функционалом.

По данным Mediascope, лидером по количеству электронных кошельков является «Яндекс.Деньги» – в 2018 г. через сервис расплачивались 48,5% пользователей этой услуги, далее следуют WebMoney (38,9%), PayPal (38,6%) и QIWI (36,2%).

Первоначально все кошельки открываются как анонимные. Для прохождения упрощенной идентификации при открытии кошелька клиенту нужно указать фамилию, имя, отчество и номер паспорта. Полная идентификация требует присутствия клиента в офисе компании для подтверждения личности.

Чаще электронные кошельки используются для денежных переводов и оплаты заказов в интернет-магазинах, мобильной связи и приложений, дополнительных опций соцсетей.

Как взаимодействуют банки и налоговые органы?

Налоговые органы обладают широкими полномочиями по контролю за осуществлением банковских операций физических лиц, юрлиц и индивидуальных предпринимателей и вправе получать доступ к большому массиву информации, в том числе составляющей банковскую тайну, но в пределах, необходимых для реализации контроля.

Право налоговых органов получать необходимые сведения для осуществления контроля определено Налоговым кодексом РФ, Законом о валютном регулировании и валютном контроле, а также Законом о налоговых органах РФ.

В частности, налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков и налоговых агентов в банках, осуществлять налоговые проверки и контролировать исполнение банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом. Так, например, банки обязаны исполнять поручения налогоплательщиков на перечисление налога, приостановить операции по счетам и переводы электронных денежных средств для исполнения решения налогового органа, а также уведомлять налоговый орган об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя и физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В чем суть поправок в Налоговый кодекс?

Теперь банки будут обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения информацию :

  • о предоставлении или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные кошельки;
  • о предоставлении или прекращении права физического лица, в отношении которого проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные кошельки;
  • об изменении реквизитов электронных средств платежа.

Как мы видим, поправки коснулись именно физлиц.

Банки должны предоставить такие сведения в течение трех дней со дня наступления одного из перечисленных событий.

При этом Центральный банк устанавливает порядок сообщения банками таких сведений, а Федеральная налоговая служба – его форму. То есть для того, чтобы банки могли передавать данные в ФНС, необходимы регламентирующие нормативные акты. На данный момент такие акты не приняты, поэтому, несмотря на то что изменения в Налоговый кодекс уже вступили в силу, фактически эти положения пока являются нерабочими. Однако банки могут предоставлять по запросу ФНС информацию о движении денежных средств по счету электронного кошелька – формы с указанием порядка уведомления уже утверждены. Ранее ФНС могла запрашивать такую информацию только о банковских счетах.

Для чего были приняты поправки и какую роль они будут играть?

Не вызывает сомнений, что, принимая поправки об электронных кошельках, законодатель преследовал две цели:

  • усилить инструментарий налоговых органов для выявления доходов физических лиц, которые должны облагаться налогами;
  • не допустить использования электронных кошельков для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Можно сделать вывод о том, что поправки направлены на расширение полномочий налоговых органов, увеличение ресурсов для получения ими информации и, соответственно, более эффективного контроля за уплатой налогов физическими лицами.

Эти изменения были необходимы, так как, согласно данным статистики, через электронные кошельки физлица осуществляют большой объем платежных операций.

Для налогоплательщиков эти изменения будут означать усиление контроля за их платежами и доходами, максимальную персонификацию платежных операций и увеличение рисков привлечения к ответственности в случае нарушения налогового законодательства.


1 Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ (ред. от 26 марта 2020 г.) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Читайте также: