Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Как добиться от страховой компании ремонта автомобиля после ДТП

Не соглашайтесь на страховую выплату вместо ремонта автомобиля – ее не хватит даже на новую фару

Как добиться от страховой компании ремонта автомобиля после ДТП

На что может рассчитывать автовладелец при ДТП

Автовладелец, машина которого пострадала из-за ДТП, вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в пределах страховой суммы – 400 000 рублей, а в случае оформления ДТП по европротоколу – в пределах 100 000 рублей1. Вред возмещает страховая компания. Это в теории, но на практике получается иначе.

Предположим, что после аварии размер вреда составил 250 000 рублей. Страховая компания выплачивает автовладельцу возмещение – 50 000 рублей. А затем отправляет его судиться с виновником ДТП и довзыскивать 200 000 рублей – разницу между страховой выплатой и реальным ущербом2.

Безусловно, так быть не должно. При таком подходе принцип полного возмещения вреда нарушается, а ценность договора ОСАГО оказывается сомнительной, особенно если взглянуть на статистику. В 2022 г. средняя стоимость полиса ОСАГО для граждан составляла 13 235 рублей, а средний размер возмещения имущественного вреда – 73 642 рубля3.

Почему ремонт лучше страховой выплаты

Пострадавший в ДТП имеет право получить возмещение в виде страховой выплаты или восстановительного ремонта автомобиля4.

Страховая выплата покрывает в среднем только 1/5 размера причиненного вреда. Это связано с применением правила об учете износа деталей до 50% и единой методики по определению размера расходов на ремонт Банка России (далее – методика ЦБ)5.

Восстановительный ремонт дает преимущества автовладельцу: методику ЦБ применять не станут, а машину приведут в доаварийное состояние.

Иными словами, если выбрать ремонт, страховая компания обязана починить автомобиль, купив новые детали по рыночной стоимости. Если же автовладелец захотел получить от страховой деньги, то размер возмещения рассчитывается по методике ЦБ с учетом заниженных цен и износа деталей. Второй вариант выгоден страховой, но не автовладельцу. Например, по методике ЦБ фара стоит 25 000 рублей, а на рынке – 300 000 рублей.

Закон защищает автовладельца, закрепляя приоритет восстановительного ремонта, но фактически это право осталось только на бумаге. Страховые компании всеми правдами и неправдами пытаются заменить ремонт страховой выплатой, которая покрывает только часть ущерба. Более того, права на восстановительный ремонт довольно легко лишиться. Достаточно не читая подписать дополнительное соглашение или не дать согласие на ремонт на несертифицированной СТО.

(Как автовладелец просил отремонтировать авто, а получит крохотную денежную выплату – читайте в статье «Заставили страховую компанию выплатить достойную компенсацию».)

Как добиться ремонта автомобиля

Чтобы не дать страховой компании заменить ремонт машины денежной выплатой, необходимо выполнить пять простых шагов.

1. Подайте в страховую компанию заявление об осуществлении страхового возмещения путем проведения восстановительного ремонта.

2. В заявлении дайте согласие на ремонт на любой СТО, предложенной страховой компанией.

3. В заявлении дайте согласие на ремонт на несертифицированной СТО. Иначе страховая будет вправе выплатить деньги вместо того, чтобы чинить машину6.

4. Письменно потребуйте согласия на самостоятельную организацию ремонта на СТО, с которой у страховой компании нет договора. Это пригодится, если страховая затянет с ремонтом.

5. Подайте жалобу финансовому уполномоченному, если страховая компания препятствует ремонту. Это нужно сделать обязательно, когда вы собираетесь судиться со страховой.

Страховая компания наверняка будет придумывать отговорки, чтобы не ремонтировать автомобиль. Например, часто ссылаются на отсутствие договоров с СТО. Однако это не основание для замены ремонта страховой выплатой, которая невыгодна автовладельцу7.

Когда вы укажете в заявлении требование о восстановительном ремонте и дадите письменное согласие на починку автомобиля на любой СТО, в том числе несертифицированной, страховая компания лишится законной возможности заменить ремонт денежной выплатой. Ей придется либо починить машину, либо незаконно отказать в ремонте.

В случае если страховая компания неправомерно отказала в ремонте или заменила его страховой выплатой, вы вправе через суд требовать полного возмещения убытков8.

Если у вас остались вопросы, вы можете задать их адвокатам, заполнив форму на нашем сайте. Ответ поступит на указанный вами адрес электронной почты.


1 Статья 7, п. 4 ст. 11.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

2 «Обзор показателей страхования ОСАГО легковых транспортных средств, используемых в качестве такси» (https://www.cbr.ru/statistics/insurance/osago_taxi/).

3 «Обзор показателей страхования ОСАГО легковых транспортных средств, используемых в качестве такси» (https://www.cbr.ru/statistics/insurance/osago_taxi/).

4 Статья 12 Закона об ОСАГО.

5 Положение Банка России от 4 марта 2021 г. № 755-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».

6 Абзац 6 п. 15.2 ст. 12 Закона об ОСАГО.

7 Определение Верховного Суда РФ от 24 мая 2022 г. № 19-КГ22-6-К5.

8 Пункт 8 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2021), утв. Президиумом ВС РФ 30 июня 2021 г.


Фотобанк Freepik/@rawpixel.com

Читайте также: