Как предпринимателю обойти препятствия на пути к господдержке?

В 2020-м не все компании и ИП смогли получить помощь от государства. Попробуем избежать этих проблем в 2021 г.

Как предпринимателю обойти препятствия на пути к господдержке?

Пандемия коронавируса потребовала от государства срочного принятия мер поддержки организаций, которые в большей степени пострадали от негативных экономических последствий. Пока пандемия не завершилась, остается риск того, что государство будет вынуждено опять ввести жесткие ограничения, а это чревато для многих компаний существенным сокращением доходов, в связи с чем придется вновь оказывать помощь бизнесу.

Следует упомянуть о том, что правительство Москвы уже приняло решение о продлении предоставления некоторых мер поддержки для малого и среднего бизнеса на 2021 г., которые касаются размера арендных платежей, кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д.1

(Юристы предложили арендодателям и арендаторам крайние и сбалансированные варианты решения сложных вопросов – читайте об этом в статье «Как учесть опыт пандемии при заключении новых договоров аренды»).

Код ОКВЭД: реальный или формальный?

В 2020 г. субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в отраслях, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции, сталкивались с препятствиями уже на этапе возникновения права на получение налоговой преференции. Отсюда вопрос: как отнести организацию к одной из пострадавших отраслей?

Осуществляет ли организация или ИП свою деятельность в такой отрасли, определяется по основному коду ОКВЭД, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. При этом в постановлениях правительства, которыми был утвержден перечень таких отраслей (постановления от 3 апреля 2020 г. № 434; от 18 апреля 2020 г. № 540), коды ОКВЭД взяты конкретные, и охватывают они достаточно узкие сферы деятельности. Так был существенно сокращен круг потенциальных претендентов на государственную поддержку. Например, по непродовольственному ритейлу есть кодировка 47.19.2 «деятельность универсальных магазинов, торгующих товарами общего ассортимента»; и если организации присвоен код 47.19 «торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах», то она не сможет получить налоговые преференции и льготы.

Немало организаций не смогли получить господдержку из-за несовпадения кода деятельности в ЕГРЮЛ со списком правительства. Поэтому сегодня компаниям стоит задуматься над тем, какой код ОКВЭД указан в ЕГРЮЛ, реальный он или формальный, и при необходимости внести изменения, ведь от этого может зависеть право на помощь от государства.

Если компании вдруг не оказалось в реестре субъектов МСП

Предоставление государственной поддержки в прошлом году ставилось в зависимость от факта включения организации в реестр субъектов МСП. Многие не смогли вовремя получить госпомощь, так как реестр этот обновлялся раз в год. С 7 ноября 2020 г. он обновляется 10-го числа каждого месяца2. Это поможет малому и среднему бизнесу быстрее получать поддержку государства, доступ к льготам и преимущества при участии в госзакупках.

Читайте также
Инструкция по применению специальных налоговых режимов в 2021 году
Нововведения и нюансы, на которые нужно обратить внимание юрлицам и ИП при переходе на спецрежимы
30 Декабря 2020 Советы

Реестр субъектов МСП формируется на основании показателей дохода из налоговых деклараций (в том числе по специальным налоговым режимам); данных о среднесписочной численности работников за предшествующий год; сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП; информации, поступившей в ФНС от других госорганов (ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ)). То есть подавать заявление и документы для включения в реестр не нужно. Если компания (ИП) соответствует критериям отнесения организаций к субъектам МСП, налоговики должны включить ее в реестр автоматически.

Исключение компании из реестра субъектов МСП может привести к тому, что она потеряет право на получение мер государственной поддержки. Поэтому следует обратить внимание на причины исключения организаций из реестра. Так, это возможно в случае непредставления сведений о среднесписочной численности работников за прошлый год; несдачи налоговой декларации, позволяющей определить величину дохода от предпринимательской деятельности за прошлый год; несоответствия условиям отнесения организаций к субъектам МСП, указанным в ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ; прекращения деятельности организации или ИП.

При этом возникают ситуации, когда компания (ИП) соответствует всем установленным критериям, отчетность сдана вовремя, а в реестре ее нет. В таком случае можно попытаться решить вопрос через сервис «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» на сайте ФНС (rmsp.nalog.ru). Это официальный инструмент.

Организации и ИП могут быть принудительно включены в реестр субъектов МСП. Для этого через сервис ФНС направляется сообщение об отсутствии сведений в реестре или о неверном отражении в нем категории субъекта МСП. Для направления сообщения используется функция сервиса «Вас нет в реестре или данные некорректны?». Сообщение может быть сформировано любым лицом, указавшим адрес электронной почты и заполнившим соответствующие поля.

Удостоверившись, что сервис не находит вашу компанию в реестре, зайдите в раздел «Вас нет в реестре или данные некорректны?», введите ИНН или ОГРН (ОГРНИП), укажите данные о режиме налогообложения, доходах и численности работников за прошлый год, структуре уставного капитала и отправьте заявку на проверку сведений.

В зависимости от причины, по которой сведения о компании исключены из реестра субъектов МСП (несоответствие ограничениям по структуре капитала или требованиям к среднесписочной численности работников и доходу), сообщение поступает на рассмотрение в регистрирующий орган, или в ИФНС по месту нахождения организации (месту жительства ИП), или в оба органа сразу.

Если вопрос о включении организации в реестр будет решен положительно, то данные о ней вновь появятся в реестре после его ежемесячного обновления. Но не с той даты, с которой организация была из него исключена. Задним числом данные в реестр не вносятся.

В случае если вышеприведенный способ не помог, придется обжаловать действия налоговиков в вышестоящий налоговый орган. Здесь все как обычно. Если вы обратились в инспекцию по месту нахождения компании (месту жительства ИП) и там говорят, что вы что-то не сдали, сдали не вовремя или все сдали, но инспекция ничего не может сделать с реестром, пишите жалобу в УФНС.

Если нужна отсрочка по уплате налогов, но вы не работаете в пострадавших отраслях

Одним из основных видов поддержки налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции, можно назвать возможность получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов. Но имейте в виду: в настоящее время сокращен список отраслей, при осуществлении деятельности в которых организации могут получить отсрочку (рассрочку) по некоторым налогам и страховым взносам (см. Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2020 г. № 1791).

Остальные, якобы не пострадавшие организации могут попытаться получить отсрочку в общем порядке. Только это довольно сложно реализовать на практике по следующим причинам. Одним из условий применения отсрочки (рассрочки) по уплате налога является наличие обстоятельств непреодолимой силы. Пандемию коронавируса можно отнести к таким обстоятельствам (подп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ). Но для получения права на отсрочку (рассрочку) должны быть соблюдены определенные условия.

Потенциальный размер отсрочки (рассрочки) согласно п. 2.1 ст. 64 НК РФ не может превышать размер стоимости чистых активов организации. С учетом того, что размер чистых активов компании в условиях сложившейся экономической ситуации может быть невелик или вовсе равняться нулю, попытка получить рассрочку (отсрочку) уже на начальном этапе может не увенчаться успехом.

Кроме того, организации необходимо получить заключение государственного органа о наступлении обстоятельств непреодолимой силы в отношении заявителя и акт оценки причиненного заявителю ущерба, составленный госорганом (п. 5.1 ст. 64 НК РФ). При этом в НК РФ не указано, какой орган должен выдавать такие документы.

Минфин России предлагает в качестве подобных актов для случаев экономического кризиса использовать сертификаты о форс-мажоре, выдаваемые Торгово-промышленной палатой РФ или торгово-промышленными платами субъектов3. Однако Торгово-промышленная палата РФ подтверждает форс-мажор только при совершении внешнеторговых сделок и в соответствии с международными договорами РФ. Форс-мажор по внутрироссийским контрактам могут подтверждать торгово-промышленные палаты в регионах4.

Но для соблюдения требований п. 5.1 ст. 64 НК РФ требуется наличие двух документов – заключения о форс-мажоре и акта оценки ущерба. Торгово-промышленная палата акт оценки ущерба выдавать не уполномочена5. Значит, даже при наличии заключения о форс-мажоре (сертификата Торгово-промышленной палаты) требование о представлении дополнительных документов в обоснование форс-мажора остается неисполненным. Следовательно, отсрочка (рассрочка) формально не может быть предоставлена. Акт оценки причиненного ущерба можно попробовать получить у Минпромторга России как у профильного министерства, которое уполномочено оценивать экономические последствия сложившейся ситуации в сфере торговли и производства.

Таким образом, организациям, которые не в состоянии уплатить налоги и не могут получить отсрочку (рассрочку) в упрощенном порядке, стоит попытаться получить ее в общем порядке как налогоплательщикам, которым был причинен ущерб в результате обстоятельств непреодолимой силы. В качестве заключения о наступлении обстоятельств непреодолимой силы можно попробовать получить сертификат Торгово-промышленной палаты о форс-мажоре, а акт оценки причиненного ущерба – у Минпромторга.

В альтернативе можно сделать акцент на общеизвестности ситуации и очевидности возникновения негативных последствий от спада экономики в целом. Но при этом существует риск непринятия данной оценки налоговым органом и затем судом.

(Читайте также о значимых для предпринимателей налоговых нововведениях 2021 г., касающихся имущественных налогов, налога на прибыль и НДС. А важные для физлиц поправки перечислены в статье «Как мы будем платить налоги в 2021-м»).


1 Постановление Правительства Москвы от 16 декабря 2020 г. № 2261-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 марта 2020 г. № 212-ПП».

2 Федеральный закон от 27 октября 2020 г. № 349-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации” и Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”».

3 Письмо Минфина России от 7 сентября 2018 г. № 03-02-07/1/64119.

4 Информация о порядке выдачи заключений об обстоятельствах непреодолимой силы была размещена на сайте Торгово-промышленной палаты РФ 24 марта 2020 г.

5 Приложение к Постановлению Правления ТПП РФ от 23 декабря 2015 г. № 173-14 «Положения о порядке свидетельствования ТПП Российской Федерации обстоятельств форс-мажора, утвержденного постановлением Правления ТПП РФ № 173-14 от 23 декабря 2015 года».

Читайте также: