
Когда конкурент обвиняет в преступлении
Используйте 7 эффективных способов защиты

Как конкуренты обвиняют бизнес-соперников в преступлениях
Нам встречались два незаконных метода давления.
В первом случае конкуренты обращаются лично или через аффилированных лиц в правоохранительные органы с необоснованными заявлениями о привлечении руководства или работников компании к уголовной ответственности. Как правило, сотрудник органа дознания видит, что в заявлении нет сведений о преступлении, но обязан принять по нему решение. Это значит, что он должен провести проверочные мероприятия: опросить работников, истребовать документы, осмотреть производственные и офисные помещения. Такие проверки отвлекают людей от работы и создают негативную обстановку.
Во втором случае мы имеем дело с «заказными делами» – с теми, в исходе которых заинтересованы недобросовестные сотрудники правоохранительных органов. Даже если уголовное дело прекращено, последствия для бизнеса могут быть катастрофическими.
Как нейтрализовать последствия несправедливых обвинений конкурента
1. Обратитесь к адвокату.
И это не скрытая реклама. Вам будет необходим квалифицированный специалист в сфере защиты от уголовного преследования, поэтому телефон адвоката нужно всегда иметь под рукой.
Он сформирует тактику защиты. Кроме того, участие адвоката в следственных действиях позволит исключить применение незаконных методов воздействия на руководство и работников компании, а также зафиксировать нарушение закона.
2. Работайте с коллективом.
Показания свидетелей являются основным доказательством в любом уголовном деле. Помните, что обиженный на руководство работник с большей вероятностью сольет информацию конкурентам, а затем повторит на допросе. На то же способен недобропорядочный работник.
Риск передачи конкурентам инсайдерской информации снижает благоприятный психологический климат в коллективе. Не менее важна тщательная проверка кандидатов на вакантные должности – от уборщиц до бухгалтеров. При трудоустройстве человека изучите его биографию и социальные сети, попросите характеристику с предыдущего места работы, справки о судимости и привлечении к административной ответственности.
3. Следите за задолженностью.
Старайтесь не допускать образования просроченной задолженности перед контрагентами. Они могут использовать долг как повод для подачи заявления о мошенничестве, даже если раньше все обязательства неукоснительно исполнялись.
Подав заявление в правоохранительный орган, контрагент скорее укажет, что вы якобы не имели намерения выполнять условия договора. Конечно, в ходе доследственной проверки выяснится, что умысла на хищение денежных средств не было, да и задолженность к тому времени будет погашена. Но раз заявление зарегистрировано, правоохранительный орган обязан отреагировать: опросить работников компании, запросить документы, провести осмотры. Чтобы избежать такого развития событий, достаточно не давать контрагентам повода для обращения в правоохранительные органы.
4. Копируйте информацию.
Нередко после обыска в помещениях органы изымают компьютерную технику. Чтобы потом можно было продолжить работу, рекомендуем регулярно копировать бухгалтерские программы и рабочие базы данных. Хранить носители с копиями нужно в доступном для вас месте, откуда их не изымут при обыске, например в облачном сервисе.
5. Соблюдайте процессуальную гигиену.
Минимизируйте объем доказательств, которые может получить сторона обвинения в ходе предварительного следствия.
Переписку в корпоративной почте и мессенджерах нужно систематически удалять. Конфиденциальную информацию, которую правоохранительные органы могут использовать не с благими намерениями, желательно хранить на отдельном носителе у доверенного лица, о существовании которого знает ограниченный круг людей.
Работников необходимо проинструктировать о поведении в случае обысков, задержания, вызова на допрос и иных действий правоохранительных органов.
6. Жалуйтесь.
В российских правоохранительных и надзорных органах удовлетворенная жалоба считается браком в работе, поэтому доля таких обращений в общей массе исчисляется десятыми процента. Суды же всеми правдами и неправдами пытаются избегать рассмотрения жалоб в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ, ссылаясь либо на отсутствие предмета рассмотрения, либо на неполноту информации в жалобе.
Однако обоснованные и мотивированные жалобы дают профилактический эффект: сотрудники правоохранительных органов задумаются, стоит ли нарушать права и законные интересы, если сторона готова активно их отстаивать. На органы внутренних дел лучше жаловаться в прокуратуру, на местные следственный комитет и ФСБ – в их вышестоящие органы.
7. Подстелите соломки.
Вряд ли сотрудники правоохранительных органов, заинтересованные конкурентами, будут объективны в расследовании. Поэтому доказательства, подтверждающие вашу позицию, следует собирать самостоятельно и заранее.
Поручите адвокату организовать проведение экспертиз и исследований, подготовить и приобщить к материалам дела документы, опросить работников и иных лиц. Если представить какое-либо доказательство сами вы не можете, заявите ходатайство следователю.
Фото: фотобанк Freepik/@jcomp