Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Когда конкурент обвиняет в преступлении

Используйте 7 эффективных способов защиты

Когда конкурент обвиняет в преступлении

Как конкуренты обвиняют бизнес-соперников в преступлениях

Нам встречались два незаконных метода давления.

В первом случае конкуренты обращаются лично или через аффилированных лиц в правоохранительные органы с необоснованными заявлениями о привлечении руководства или работников компании к уголовной ответственности. Как правило, сотрудник органа дознания видит, что в заявлении нет сведений о преступлении, но обязан принять по нему решение. Это значит, что он должен провести проверочные мероприятия: опросить работников, истребовать документы, осмотреть производственные и офисные помещения. Такие проверки отвлекают людей от работы и создают негативную обстановку.

Во втором случае мы имеем дело с «заказными делами» – с теми, в исходе которых заинтересованы недобросовестные сотрудники правоохранительных органов. Даже если уголовное дело прекращено, последствия для бизнеса могут быть катастрофическими.  

Как нейтрализовать последствия несправедливых обвинений конкурента

1. Обратитесь к адвокату.

И это не скрытая реклама. Вам будет необходим квалифицированный специалист в сфере защиты от уголовного преследования, поэтому телефон адвоката нужно всегда иметь под рукой.

Он сформирует тактику защиты. Кроме того, участие адвоката в следственных действиях позволит исключить применение незаконных методов воздействия на руководство и работников компании, а также зафиксировать нарушение закона.  

2. Работайте с коллективом.

Показания свидетелей являются основным доказательством в любом уголовном деле. Помните, что обиженный на руководство работник с большей вероятностью сольет информацию конкурентам, а затем повторит на допросе. На то же способен недобропорядочный работник.

Риск передачи конкурентам инсайдерской информации снижает благоприятный психологический климат в коллективе. Не менее важна тщательная проверка кандидатов на вакантные должности – от уборщиц до бухгалтеров. При трудоустройстве человека изучите его биографию и социальные сети, попросите характеристику с предыдущего места работы, справки о судимости и привлечении к административной ответственности.

3. Следите за задолженностью.

Старайтесь не допускать образования просроченной задолженности перед контрагентами. Они могут использовать долг как повод для подачи заявления о мошенничестве, даже если раньше все обязательства неукоснительно исполнялись.

Подав заявление в правоохранительный орган, контрагент скорее укажет, что вы якобы не имели намерения выполнять условия договора. Конечно, в ходе доследственной проверки выяснится, что умысла на хищение денежных средств не было, да и задолженность к тому времени будет погашена. Но раз заявление зарегистрировано, правоохранительный орган обязан отреагировать: опросить работников компании, запросить документы, провести осмотры. Чтобы избежать такого развития событий, достаточно не давать контрагентам повода для обращения в правоохранительные органы.

4. Копируйте информацию.

Нередко после обыска в помещениях органы изымают компьютерную технику. Чтобы потом можно было продолжить работу, рекомендуем регулярно копировать бухгалтерские программы и рабочие базы данных. Хранить носители с копиями нужно в доступном для вас месте, откуда их не изымут при обыске, например в облачном сервисе.

Читайте также
«Откройте, полиция!»
Обыски проводят только в кино и у преступников – так думают многие. И вы? А вот правильный ответ: сотрудники полиции могут навестить не только подозреваемых, но и их близких или даже работников. И поверьте, к этому лучше подготовиться заранее
15 марта 2023 Советы

5. Соблюдайте процессуальную гигиену.

Минимизируйте объем доказательств, которые может получить сторона обвинения в ходе предварительного следствия.

Переписку в корпоративной почте и мессенджерах нужно систематически удалять. Конфиденциальную информацию, которую правоохранительные органы могут использовать не с благими намерениями, желательно хранить на отдельном носителе у доверенного лица, о существовании которого знает ограниченный круг людей.

Работников необходимо проинструктировать о поведении в случае обысков, задержания, вызова на допрос и иных действий правоохранительных органов.

6. Жалуйтесь.

В российских правоохранительных и надзорных органах удовлетворенная жалоба считается браком в работе, поэтому доля таких обращений в общей массе исчисляется десятыми процента. Суды же всеми правдами и неправдами пытаются избегать рассмотрения жалоб в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ, ссылаясь либо на отсутствие предмета рассмотрения, либо на неполноту информации в жалобе.

Однако обоснованные и мотивированные жалобы дают профилактический эффект: сотрудники правоохранительных органов задумаются, стоит ли нарушать права и законные интересы, если сторона готова активно их отстаивать. На органы внутренних дел лучше жаловаться в прокуратуру, на местные следственный комитет и ФСБ – в их вышестоящие органы.

7. Подстелите соломки.

Вряд ли сотрудники правоохранительных органов, заинтересованные конкурентами, будут объективны в расследовании. Поэтому доказательства, подтверждающие вашу позицию, следует собирать самостоятельно и заранее.

Поручите адвокату организовать проведение экспертиз и исследований, подготовить и приобщить к материалам дела документы, опросить работников и иных лиц. Если представить какое-либо доказательство сами вы не можете, заявите ходатайство следователю.


Фото: фотобанк Freepik/@jcomp

Читайте также: