Нелегальная сдача жилья в аренду становится невыгодной

Государство пытается «обелить» рынок аренды жилых помещений: с одной стороны, усиление налогового контроля и привлечение арендодателей к ответственности за неуплату налогов; с другой – создание для них комфортных условий

Нелегальная сдача жилья в аренду становится невыгодной

Проблема теневого арендного бизнеса долгое время остается нерешенной в России. Так, жилищный фонд, т.е. совокупность всех жилых помещений на территории РФ, характеризуется значительной долей жилья, находящегося в частной собственности. При этом по итогам 2020 г. арендовали жилье порядка 5,7 млн семей (10% от общего числа домохозяйств)1. Однако институт аренды жилых помещений почти не приносит дохода в бюджет, так как арендодатели, чаще физлица, уклоняются от уплаты налогов. В то же время, по данным Росфинмониторинга, доля теневой экономики в ВВП России в 2019 г. составляла 20% – это более 20 трлн руб. Поэтому неудивительно, что борьбу с нелегальной арендой государство сегодня ведет комплексно: как путем осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за неуплату налогов арендодателей, так и с помощью создания для них привлекательных условий.

Ответственность арендодателей за неуплату налогов

У собственников жилых помещений при сдаче их в аренду есть несколько вариантов исполнить обязанность по уплате налогов:

  • ежегодно представлять декларацию о доходах по форме 3-НДФЛ, самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ по ставке 13% с доходов, получаемых от сдачи в аренду недвижимости;
  • зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а затем самостоятельно исчислять налог и представлять отчетность в соответствии с выбранным режимом налогообложения. Выбрать можно УСН, ОСНО или патент. Оптимальным режимом при сдаче в аренду жилья считается упрощенная система налогообложения (УСН): при объекте налогообложения «доходы» налоговая ставка составит 6%, а если объектом налогообложения являются «доходы минус расходы», ставка будет 15% (более подробную информацию об УСН вы найдете в статье «Упрощенная система налогообложения: как уменьшить расходы?»);
  • зарегистрироваться в качестве самозанятого и уплачивать налог на профессиональный доход по ставке 4% или 6%. Понятие «самозанятый» законодательно не закреплено, но исходя из него можно определить цель введения нового налогового режима – упрощение налогообложения для граждан, которым порой сложно разобраться, например, в режимах налогообложения для ИП.

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога предусмотрена ст. 122 НК РФ: за неумышленное деяние собственнику помещения грозит взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, а за умышленное деяние – 40%. Кроме того, ст. 198 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неуплату налогов, сумма которых за три года превысила 2,7 млн руб.

Арендодателя могут проверить по заявлению арендатора или соседей

Налоговый контроль осуществляется путем проведения налоговых проверок, в том числе выездных.

Рассмотрим пример из судебной практики. По договору займа Л. предоставил М. денежные средства. М. добросовестно исполнял свои обязательства по возврату денег. Но Л. решил, что М. делает это за счет доходов, получаемых от нелегальной сдачи в аренду жилого помещения. Поэтому Л. обратился с жалобой в налоговую инспекцию. В ней он указал, что М. не платит налоги с доходов, получаемых от сдачи в аренду квартиры. После этого налоговый орган провел проверку, но правонарушений не выявил. Л. обратился в суд с исковым заявлением об отмене решения налоговой. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении его требований, а затем и Четвертый кассационный суд общей юрисдикции поддержал решения нижестоящих судов (постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27 августа 2020 г. по делу № 2а-3483/2019).

А вот еще один пример. Т. обратился в налоговую инспекцию с документами, которые подтверждали, что Д. сдавала ему в аренду квартиру на протяжении более трех лет. В отношении Д. была проведена налоговая проверка. По ее результатам было выявлено, что Д. с 2008 г. по 2011 г. сдавала Т. квартиру, но полученные доходы не декларировала и налог не уплачивала. Налоговый орган привлек Д. к ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ (апелляционное определение Московского городского суда от 4 сентября 2014 г. по делу № 33-19969/2014).

И подобных примеров немало. Причем суды вышестоящих инстанций зачастую занимают сторону налоговых органов: кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 8 сентября 2020 г. № 88а-21291/2020 по делу № 2а-5533/2020, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16 июня 2021 г. № 33а-11304/2021 по делу № 2а-1200/2021, апелляционное определение Московского городского суда от 30 ноября 2016 г. по делу № 33а-46879/2016.

Таким образом, проверки по вопросу нелегальной сдачи жилья в аренду налоговые органы могут проводить даже по заявлению третьих лиц. Ухудшение отношений с арендатором, соседями или знакомыми уже создает риск привлечения арендодателя к ответственности. Более того, не все арендаторы являются добросовестными. Если они не вносят арендные платежи, наносят ущерб имуществу арендодателя, используют квартиру не по назначению, в том числе для складирования, субаренды или осуществления незаконной деятельности, – в таких случаях защитить свои интересы без риска привлечения к налоговой ответственности арендодатель может только при сдаче в аренду жилого помещения легально.

Комфортные условия для арендодателей

1. Введение нового налогового режима для самозанятых.

В 2019 г. введен специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», который будет действовать 10 лет. Переход на НПД осуществляется добровольно. На это имеют право физические лица и индивидуальные предприниматели. После регистрации в качестве самозанятого можно будет платить налог с доходов от сдачи в аренду недвижимости по льготной ставке: 4% – если помещение снимает физлицо, 6% – если его арендует юрлицо. Однако сумма дохода в течение года не должна превысить 2,4 млн руб. Ограничений по сумме месячного дохода не предусмотрено.

Чтобы стать самозанятым, достаточно пройти регистрацию через приложение «Мой налог». Это займет несколько минут. Причем доступны несколько способов регистрации. Для этого понадобятся: паспорт и фотография, которую можно сделать на камеру смартфона; либо ИНН и пароль, которые используются для доступа в личный кабинет физлица на сайте nalog.ru; либо учетная запись портала госуслуг. Заполнять бумажное заявление и посещать налоговую инспекцию не придется.

Учет доходов и расчет налогов ведется в мобильном приложении. Представлять налоговую декларацию не нужно. И контрольно-кассовая техника не понадобится.

(Больше полезной информации о применении налога на профессиональный доход вы найдете в подборке материалов на тему «О самозанятости – в деталях»).

2. Законодательные изменения.

Разработан проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в госпрограмму «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Согласно проекту решить проблему нахождения арендного фонда в теневом секторе экономики поможет улучшение жилищных условий граждан за счет повышения доступности найма жилья, в том числе для людей с низкими доходами. Для этого предлагается реализовать следующие мероприятия: налоговое стимулирование; уменьшение размера госпошлины, уплачиваемой при регистрации договоров аренды; расширение мер жилищной поддержки путем предоставления возможности долгосрочной аренды; создание наемных домов; субсидирование арендной платы; выдача индивидуального сертификата на аренду жилья. В этот перечень включена еще одна инициатива – предоставление гражданам налогового вычета на сумму в размере арендных платежей. Однако Минфин ее отклонил. Как отметил заместитель министра финансов Алексей Сазанов, ожидаемый эффект не оправдает потери бюджетов регионов.

Стоит отметить, что Минстрой совместно с ДОМ.РФ разработал концепцию программы по созданию недорогого наемного жилья с целью обеспечения доступности долгосрочного найма жилых помещений для семей с невысокими доходами. Программа льготной аренды уже запущена. Например, в декабре прошлого года в Воронеже введен в эксплуатацию дом на 165 квартир, в котором 41 жилое помещение сдается в аренду на льготных условиях. Арендатор уплачивает только 20% арендной ставки. Поэтому, скажем, однокомнатную студию можно арендовать всего за 2,9 тыс. руб. в месяц при рыночной цене около 14,6 тыс. руб. в месяц. К 2023 г. планируется запустить около 10 подобных домов.

Кроме того, Минстрой готовит законопроект, предусматривающий создание государственной информационной системы по учету договоров аренды жилых помещений. Электронная площадка станет местом поиска подходящего жилья, заключения безопасных сделок, уплаты налогов. Арендаторам будет надежнее найти жилье через эту систему, а арендодателям, желающим получить доход от сдачи недвижимости, придется выходить из тени.

Арендодателям стоит задуматься о легализации своей деятельности

Разговоры об усилении государственного контроля на рынке аренды ведутся давно. Сегодня можно заметить, что происходит это постепенно, – вероятно, арендодателям дали время для выхода из тени. Параллельно для них и арендаторов пытаются создать благоприятные условия. Все эти меры нацелены на урегулирование арендных отношений. В скором времени у арендодателей не останется возможности нелегально сдавать в аренду жилые помещения без последствий. Поэтому уже сейчас стоит задуматься о легализации своей деятельности.

Целесообразно зарегистрироваться в качестве самозанятого и начать уплачивать налог на профессиональный доход. Но нужно помнить, что данный налоговый режим будет действовать до 31 декабря 2028 г. В этот период ставки налога не изменятся, но потом они могут быть увеличены. Тем не менее, учитывая тенденцию к усилению налогового контроля, направленную на «обеление» рынка аренды жилых помещений, выгоднее сдавать жилье легально и уплачивать налоги с применением пониженной ставки, чем оказаться привлеченным к ответственности – возможно, даже к уголовной.


1 Проект Правительства РФ «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года».

Читайте также: