Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Ошибки малого и среднего бизнеса при налоговом планировании

Результатом выбора неподходящих системы и объекта налогообложения, небрежного отношения к проверке партнеров и построению договорных отношений станет необоснованная налоговая нагрузка, которая сделает бизнес убыточным и даже может уничтожить его  

Ошибки малого и среднего бизнеса при налоговом планировании

Что такое налоговое планирование? Чаще предприниматели смотрят на этот вопрос поверхностно – только как на выбор оптимальной системы налогообложения. При этом многие забывают, что важно учитывать еще и объект налогообложения, с кем и какие договоры они подписывают.

В статье мы рассмотрим основные ошибки при налоговом планировании и дадим рекомендации, как их избежать. Это поможет уменьшить налоговую нагрузку, а сэкономленные средства направить на развитие бизнеса.

Ошибка 1. Выбор неподходящей системы налогообложения на старте

Выбор системы налогообложения – ключевой вопрос налогового планирования. При этом многие начинающие предприниматели не знают обо всех имеющихся у них возможностях и используют неподходящую систему налогообложения, что приводит к необоснованной налоговой нагрузке.

При регистрации ИП и ООО бизнесмены чаще применяют либо общую систему налогообложения, либо упрощенную (УСН). Большинство уверены, что лучше «упрощенки» им ничего не найти. УСН действительно эффективна и снижает налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. Но в некоторых ситуациях выгоднее применять другие системы, например патентную систему налогообложения (ПСН). Она, как и УСН, освобождает налогоплательщика-предпринимателя от уплаты налогов – НДФЛ, налога на имущество физлиц, НДС (ст. 346.45 НК РФ). Разница в том, что ПСН позволяет платить налог не с полученного дохода, а с потенциального дохода, который нередко ниже фактически полученного.

Пример из личной практики: налоговая нагрузка снижена с 600 тыс. руб. до 13 тыс. руб.

К нам за консультацией обратился индивидуальный предприниматель, который занимается ремонтом и реставрацией мебели в Московской области. Годовая выручка – 10 млн руб. Сотрудников в штате нет. ИП применял упрощенную систему налогообложения. Объект налогообложения – «доходы». Налоговая ставка – 6%. Ежегодная сумма налога, которую ИП уплачивал в бюджет, – 600 тыс. руб.

При изучении документов мы выяснили, что он вправе применять патентную систему налогообложения. При переходе на нее сумма налога составила всего 12 528 руб. То есть из-за неверно выбранной системы налогообложения на предпринимателя легла налоговая нагрузка в 47 раз больше оптимальной!

Как выбрать систему налогообложения?

ИП нужно руководствоваться следующим алгоритмом:

  1. Если число работников ИП не превышает 15 человек, то надо проверить, применима ли в данном случае патентная система налогообложения.
  2. Обратите внимание на ст. 346.43 Налогового кодекса. В ней указан перечень видов деятельности, для которых применима патентная система.
  3. Если вы нашли в этой статье свой вид деятельности, ознакомьтесь с региональным законодательством о патентной системе. Например, в Законе г. Москвы от 31 октября 2012 г. № 53 указаны ставки и размеры потенциально возможного дохода.
  4. Посмотрите на применимую к вашей деятельности налоговую ставку и на размер установленного в законе потенциального дохода и рассчитайте стоимость патента. Это можно сделать на сайте налоговой службы.
  5. Определите потенциально возможный уровень дохода, который рассчитываете получить. Если он не превышает 150 млн руб. за год, а число сотрудников – не более 100 человек, то вы вправе применять УСН.
  6. Рассчитайте сумму налога при УСН по ставке 6% (если объект налогообложения – «доходы») или 15% (если объект – «доходы минус расходы»).
  7. Сопоставьте размер налога по УСН и патентной системе.

Ошибка 2. Неверный выбор объекта налогообложения

Нередко предприниматели допускают ошибки при выборе объекта налогообложения. Например, при УСН объектом могут стать «доходы» (6%) или «доходы минус расходы» (15%). При выборе системы налогообложения предприниматели обычно ориентируются на ставку налога, забывая про объект, и тем самым лишают себя возможности снизить налоговую нагрузку.

Пример из личной практики: налоговая нагрузка снижена с 1,5 млн руб. до 300 тыс. руб.

К нам за помощью обратился владелец небольшой сети магазинов. Выручка компании составляла 25 млн руб. в год. Система налогообложения – УСН. Объект налогообложения – «доходы». Ставка по налогу – 6%. После проверки деятельности компании выяснилось, что 20 млн руб. уходило на содержание бизнеса (закупка товаров и оборудования, зарплата сотрудников и т.д.). Если бы предприниматель сразу выбрал объект налогообложения «доходы минус расходы», его налоговая нагрузка была бы меньше в 5 раз.

Как выбрать объект налогообложения?

Налоговая ставка не всегда является ключевым показателем при выборе объекта налогообложения. Предпринимателю следует внимательно посчитать свои доходы и расходы, а затем уже решать, какой объект налогообложения подходит бизнесу.

Если организация существует более года – изучите ее бухгалтерский баланс. Вычтите из выручки за предыдущий налоговый период (год) сумму расходов на текущую деятельность. Внимательно изучите ст. 346.15 НК РФ, в которой указан перечень расходов на текущую деятельность. Сопоставьте размер налога, уплаченного в предыдущий налоговый период, и сумму, которая у вас получилась. Это поможет вам сделать правильный выбор объекта налогообложения.

Ошибка 3. Выбор контрагента с оглядкой только на цену товаров и услуг

Бизнесмены всегда стремятся купить товары и услуги по наиболее выгодной цене, обычно существенно ниже рыночной. Поэтому нередко цена становится единственным фактором, влияющим на выбор контрагента. Другие критерии не принимаются во внимание: какая репутация у компании, есть ли прецеденты нарушения обязательств по договорам и т.д. В лучшем случае проверка ограничивается просмотром сайта: есть сайт – есть компания; значит, все хорошо.

Результатом небрежного отношения к выбору бизнес-партнера становятся ситуации, когда деньги перечислены, но товар не поставлен, а контрагент не выходит на связь. Как следствие – не только убытки для бизнеса, но и необоснованная налоговая нагрузка. Это объясняется тем, что в августе 2017 г. в Налоговый кодекс была введена ст. 54.1, которая фактически обязывает лицо проверять своего контрагента. Поэтому в таких ситуациях налоговый орган вправе доначислить налоги на сумму договора, которую предприниматель отнес к своим расходам.

Пример из личной практики: цена ошибки клиента – дополнительная налоговая нагрузка на сумму 3,8 млн руб.

К нам за помощью обратилась крупная типография. Компания применяла УСН. Объект налогообложения – «доходы минус расходы». Ставка по налогу – 15%.

Типография решила закупить оборудование и материалы у нового поставщика в большем объеме (промышленный станок, чернила, бумага). Но после переговоров цена показалась слишком высокой, поэтому клиент обратился к поставщику, который обещал цены на 25% ниже рыночных. Договор был подписан. Типография заплатила за материалы и оборудование 20 млн руб.

В налоговом учете эта сумма была отнесена на расходы. Тем самым типография уменьшила налоговую базу по налогу на 20 млн руб.

Однако товар не был поставлен. Компания понесла серьезные убытки, так как не могла выполнять текущие заказы. Более того, после налоговой проверки типографии отказали в признании 20 млн руб. в качестве расходов на текущую деятельность компании. Налоговые органы доначислили ей налог в размере 3 млн руб., а также начислили штрафы и пени на сумму 800 тыс. руб. Налоговый орган мотивировал это тем, что типография в порядке ст. 54.1 Налогового кодекса не проявила должной осмотрительности при выборе контрагента. На момент заключения договора в базе судебных актов kad.arbitr за поставщиком числилось много споров, связанных с нарушением исполнения обязательств по договорам.

Как проверить контрагента, чтобы избежать необоснованного доначисления налогов?

Рекомендуем пользоваться открытыми банками данных для проверки контрагентов – бесплатными kad.arbitr, nalog.ru, fssprus.ru и платными подписками в СПАРК, Fira, Casebook и пр.

Следует детально прописывать в договорах раздел «Заверения об обстоятельствах». В нем поставщик должен подтвердить, что он не фирма-однодневка и реально осуществляет хозяйственную деятельность. Тут же нужно предусмотреть ответственность поставщика на случай, если его заверения ложные. Размер ответственности должен быть сопоставим с суммой, которую доначислит вам налоговая, если контрагент окажется недобросовестным и в ходе налоговой проверки будут выявлены нарушения.

Пример формулировки заверения об обстоятельствах:

«Компания А в порядке ст. 431.2 ГК РФ заверяет, что она зарегистрирована на территории Российской Федерации, осуществляет реальную хозяйственную деятельность, своевременно и полностью уплачивает и обязуется уплачивать все налоговые платежи, подлежащие уплате в результате правоотношений с контрагентами.

В случае если указанные заверения окажутся недостоверными и приведут к доначислению Компании Б налогов, начислению пеней и штрафов налоговыми органами, Компания А обязуется компенсировать Компании Б такие расходы и оказывать ей любое содействие при взаимодействии с налоговыми органами».

Ошибка 4. Непродуманные договорные конструкции

Неправильное построение договорных отношений с контрагентами также часто влечет за собой необоснованную налоговую нагрузку. В чем это выражается? Неверный выбор договорной бизнес-модели приводит к заключению с партнерами договоров, которые не подходят бизнесу с точки зрения налогового планирования.

Пример из личной практики: цена ошибки клиента – дополнительная налоговая нагрузка на сумму 60 млн руб.

К нам обратился клиент с просьбой оптимизировать налоговые процессы его компании, которая оказывает транспортно-логистические услуги. После оценки схемы ее работы и документов стало понятно, что выбранная договорная бизнес-модель стала причиной необоснованной налоговой нагрузки.

Фактически компания являлась посредником между владельцами грузов и перевозчиками. Правоотношения с контрагентами выстраивались путем заключения субдоговоров. То есть сначала подписывался договор на перевозку груза напрямую с его владельцем, а затем право перевозки передавалось по субдоговору перевозчику. Со всех денежных средств, поступавших на банковский счет компании, уплачивался налог 6% (клиент использовал УСН, объект налогообложения – «доходы»). А комиссия перевозчиков, которая удерживалась за услуги по оптимальному построению процессов транспортной логистики, составляла всего 3%. То есть выручка клиента даже не покрывала его затраты на налоги.

Неоптимальная договорная бизнес-модель сделала бизнес убыточным. За несколько лет клиент потерял более 60 млн руб. Задуматься о таких последствиях нужно было заранее. Клиенту следовало подписать агентский договор. Это позволило бы ему платить налоги только с суммы комиссии, которую он удерживал с перевозчиков.

В каких случаях следует выбрать агентский договор для достижения оптимальных показателей в налоговом планировании?

Агентский договор Договоры перевозки грузов, выполнения работ, оказания услуг
В каких правоотношениях выбрать? Если планируется посредническая деятельность (B2B-проекты, работа по «субсхемам») Если обычно услуги оказываются или работы выполняются напрямую, без привлечения третьих лиц
С какой суммы подлежит уплате налог? Налог уплачивается с суммы агентского вознаграждения Налог уплачивается с суммы вознаграждения по договору
Пример из личной практики: цена ошибки клиента – 1,5 млн руб.

IT-компания заключала с партнерами договоры на оказание услуг, суть которых состояла в разработке ПО для медицинского оборудования. При этом компания ссылалась в них на положения гл. 37 Гражданского кодекса о подряде, что наряду с нечеткими формулировками договоров не позволяло однозначно определить их предмет. Вместе с тем компания использовала льготы по уплате страховых взносов, установленные Налоговым кодексом для организаций, получающих основной доход от IT-деятельности.

Неверная договорная конструкция послужила основанием для проведения выездной налоговой проверки. Компании удалость доказать налоговым органам правомерность применения страховых взносов, но проверка привела к необоснованным убыткам в размере около 1,5 млн руб. Этого можно было избежать, если бы IT-компания использовала договорные конструкции в предусмотренном Гражданским кодексом виде – «договор авторского заказа на создание программы для ЭВМ». После внесения правок в договоры вопросов о правомерности применения льгот у налоговых органов больше не возникало.

Именно поэтому важно правильно определить договорную бизнес-модель и грамотно выстроить всю цепочку правоотношений. Иначе необоснованная налоговая нагрузка на бизнес может просто его уничтожить.

(О других типичных ошибках предпринимателей читайте в статьях «Клиент жалуется на рекламную рассылку – предприниматель платит» и «Как основателям стартапа поделить бизнес».)

Читайте также: