Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Отравились в ресторане: советы юриста

Чтобы получить компенсацию за причиненный здоровью вред, посетитель заведения общепита должен действовать грамотно и понимать, с какими контраргументами может прийти в суд недобросовестный ресторатор

Отравились в ресторане: советы юриста

При пищевом отравлении посетитель ресторана или кафе имеет право на возмещение вреда, причиненного его здоровью из-за упущений работников заведения общественного питания (ст. 1095 ГК РФ, ст. 14 Закона о защите прав потребителей).

Чего может требовать отравившийся посетитель?

Если человек отравился едой из ресторана, но его претензию проигнорировали, он вправе обратиться в суд. Присужденная сумма может включать:

  • стоимость лечения и медикаментов (п. 1 ст. 1085 ГК РФ);
  • заработок, утраченный в связи с временной нетрудоспособностью (п. 1 ст. 1085 ГК РФ), или утраченный доход от предпринимательской деятельности (ст. 1085 ГК РФ, п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1);
  • компенсацию морального вреда (ст. 151, 1101 ГК РФ);
  • штраф – 50% от суммы исковых требований, если ресторан не удовлетворил требования посетителя в досудебном порядке (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей);
  • судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг юриста (ст. 94, 98, 100, 196, 198 ГПК РФ).

Казалось бы, все просто и понятно – закон дает право посетителю призвать ресторан к ответу. Но анализ судебной практики показывает, что дела об отравлениях требуют профессиональных знаний и убедительных доказательств. Даже то, что причиной отравления стала еда из ресторана, уже не так просто доказать.

Кстати, имейте в виду: служба доставки, например «ЯндексЕда», за отравление ответственность не несет. Она отвечает только за неполную или недостоверную информацию о блюдах и заведениях общепита (ст. 12 Закона о защите прав потребителей). 

Как действовать пострадавшему?

1. Вызовите скорую помощь. Сразу после отравления о компенсации вреда мало кто думает, но сделать это все же придется. И без помощи врача тут не обойтись – он должен зафиксировать ваши пояснения о состоянии здоровья и причине отравления.

2. Направьте жалобу в Роспотребнадзор для проведения проверки. Причем лучше не тянуть, иначе от нарушений ресторана не останется и следа.

3. Отправьте претензию и медицинские документы руководству ресторана. Желательно не ограничиваться жалобой в книге отзывов, а направить письменную претензию на юридический адрес ресторана по почте заказным пиcьмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Можно продублировать претензию на электронную почту ресторана или в мессенджер. Если в течение 10 дней ответ не последует или в удовлетворении ваших требований откажут, необходимо обратиться в суд.

Если отравились несколько человек. Рекомендую вместе обратиться в полицию для проведения доследственной проверки. Сошлитесь на ст. 236 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. В ходе проверки могут быть скопированы записи с камер видеонаблюдения заведения – они пригодятся в суде.

Если отравился ребенок. Алгоритм тот же, только все документы в интересах ребенка подписывает его родитель. Чтобы подтвердить статус законного представителя в органах и суде, родителю необходимо будет прикладывать к жалобам и заявлениям свидетельство о рождении ребенка.

Какие документы собрать для суда?

В суде необходимо будет доказать:

  • факт пищевого отравления – пригодятся выписка из карты вызова скорой помощи; выписка из медицинской карты с диагнозом; результаты медицинских анализов и исследований;
  • место и время отравления – пригодятся кассовый чек из ресторана и выписка из банка по операциям с банковской картой; показания свидетелей; видео или фото, если они были сделаны во время посещения ресторана (желательно с распечаткой информации о геолокации, дате и времени);
  • размер причиненного вреда – пригодятся рецепты и назначения врача; кассовые чеки, подтверждающие покупку лекарств и оплату необходимых медицинских услуг (если бесплатно они были недоступны); больничный лист; справки о доходах;
  • наличие причинно-следственной связи между нарушениями ресторана и отравлением посетителя – пригодятся копия жалобы, направленной в Роспотребнадзор; документ, подтверждающий ее отправку; ответ Роспотребнадзора; протоколы о проведении проверки и постановление, вынесенное по результатам проверки;
  • облюдение досудебного порядка – пригодятся копия претензии, направленной в ресторан; документ, подтверждающий ее отправку; ответ ресторана, если он был получен.

После того как все документы собраны, необходимо подготовить исковое заявление и подать его в суд.

В какой суд обратиться?

Если цена иска, т.е. сумма требований без неустойки и расходов, меньше 100 тыс. руб., то следует обращаться в мировой суд. Если цена иска больше – в районный (городской) суд.

Закон позволяет потребителю обратиться в суд по своему месту жительства. Им считается место, где человек постоянно или временно зарегистрирован. Поэтому к иску нужно приложить копию страницы паспорта с пропиской или копию свидетельства о регистрации по месту пребывания.

Также можно подать иск в суд по месту заключения или исполнения договора, т.е. по адресу ресторана (ст. 29 ГПК РФ). Этот вариант подойдет, если вы недавно переехали и пока не зарегистрированы по месту жительства или пребывания.

Какие контраргументы может использовать ресторатор?

  • Не доказано, что отравление произошло в их заведении. Важно, чтобы врач установил причину отравления, а Роспотребнадзор выявил нарушение санитарных правил. Только так вы сможете доказать, что отравились едой ответчика.

  • Вред возмещен выплатами по больничному. Этот довод суды не принимают, поскольку закон устанавливает принцип полного возмещения вреда и не содержит исключений.

  • Истец своевременно не обратился за медицинской помощью.При появлении признаков пищевого отравления нужно сразу обратиться за медпомощью, иначе будет сложно установить нарушения ресторана и их связь с отравлением.

  • Других отравившихся нет. Действительно, это может быть поводом для сомнений. Однако наличие нескольких случаев отравления необязательно. Главное – доказать связь между нарушениями ресторана и причинением вреда здоровью посетителя.

  • Производство по делу об административном правонарушении прекращено. Роспотребнадзор может выявить нарушения в ходе проверки и привлечь ресторан к административной ответственности. Но порой юристам заведения общепита удается оспорить такое решение – например, в связи с отсутствием протокола осмотра или понятых при изъятии проб. Чтобы снизить этот риск, советую при обращении в Роспотребнадзор напомнить о соблюдении при проверке установленных процедур: проведении осмотра, изъятии проб, участии понятых и т.д.

  • Роспотребнадзор не выявил нарушения, которые могли привести к пищевому отравлению. В таком случае истцу будет сложно доказать вину ресторана. Например, в ходе проверки выявили нарушения – не все работники заведения общепита сделали прививки, а на разделочных досках нет маркировки. Но это не является достаточным доказательством вины ресторана в отравлении посетителя. Суд откажет в удовлетворении исковых требований (Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2016 г. по делу № 2-53/2016).

Если у вас остались вопросы, вы можете задать их адвокатам, заполнив форму на нашем сайте. Ответ поступит на указанный вами адрес электронной почты.


Фото: фотобанк Freepik/@macrovector

Читайте также: