Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

С отзывов о врачах начинается путешествие пациентов по судам

Вы тоже оставляете ругательные отзывы о медиках в интернете? Осторожнее: вместо извинений можно получить повестку в суд

С отзывов о врачах начинается путешествие пациентов по судам

Как защищаются честь, достоинство и репутация?

Защите чести, достоинства и деловой репутация посвящена ст. 152 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Она позволяет соблюсти баланс между свободой слова и достоинством личности, насколько это возможно.

При обращении в суд из-за грубого отзыва пациента врач должен будет доказать: 1) распространение порочащих и не соответствующих действительности сведений; 2) то, что эти сведения представляют собой утверждение о факте, а не оценочное суждение. Если будет установлено, что имеет место суждение, – в защите чести и достоинства врачу откажут.

По этой причине за такой защитой в суд обращаются редко: в 2022 г. было рассмотрено всего 3 тыс. дел, в то время как, например, споров о взыскании долгов по договорам займа разрешено 11,2 млн.1

Правовая база для рассмотрения подобных дел довольно скудная. Суды ссылаются только на ст. 152 ГК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» и Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом ВС РФ 16 марта 2016 г.).

Всегда ли гневный отзыв о враче будет распространением сведений о нем?

Получение информации о врачах и качестве медицинских услуг – одна из гарантий здорового общества2. Доступнее эту информацию делают отзывы пациентов. Однако они не всегда понимают, как делиться опытом и мнением, чтобы не столкнуться с неприятными последствиями.

Допустим, человек разместил ругательный отзыв на сайте. Неважно, сколько людей его видели или увидят3. Будет считаться, что такая публикация адресована неограниченному числу пользователей интернета. И даже если оставить отзыв в закрытом чате или на сайте, где нужна регистрация, это все равно будет распространением информации4.

В качестве доказательства такого распространения достаточно распечаток с сайта или нотариального осмотра его страниц5. Представьте, что пациент опубликовал на форуме порочащий врача отзыв, а затем удалил. Но врач успел позаботиться о его фиксации, например попросил об этом нотариуса или сделал скриншот. Считайте, что распространение сведений доказано.

Потому пациент должен осознавать: пустил отзыв о враче в свет – значит, распространил сведения о нем. Если врач посчитает, что такая характеристика оскорбляет его или негативно сказывается на репутации, он может попросить владельца сайта удалить нелестное высказывание. А в случае отказа медик вправе оспорить отзыв через суд. Пациенту останется только наблюдать за развитием событий: суд будет исследовать факт распространения информации и содержание отзыва.

Утверждение о факте или оценочное суждение – какая разница?

Самое сложное в спорах о защите чести, достоинства и деловой репутации – это понять, является ли отзыв оценочным суждением или утверждением о факте, порочащем врача. Мы же уже выяснили, что суждение обладает иммунитетом: если оскорбленный медик попросит суд обязать пациента опровергнуть или удалить такой отзыв, его требование не будет удовлетворено.

Поэтому Верховный Суд РФ (далее – ВС РФ) периодически напоминает, что в подобных делах должен принимать участие эксперт-лингвист, который способен дать компетентное заключение о форме и характере отзыва. Обычно перед экспертом ставятся такие вопросы: «Имеются ли в отзыве высказывания, которые содержат негативную информацию о враче и выражены в форме утверждения о фактах или событиях? Либо это оценочные суждения и утверждения, которые надо считать проявлением мнения автора-публикатора?» Задача эксперта – проанализировать семантику и понять, что имел в виду автор неодобрительных слов и что у него получилось. Причем эксперт должен оценить отзыв целиком, а не вырванные из контекста фразы.

В случае если будет установлено, что высказывание выражено в форме утверждения о факте, автору придется доказывать его соответствие действительности. А если доказательств не окажется, суд признает публикацию порочащей и по требованию медика обяжет ее удалить и опровергнуть.

Весной этого года ВС РФ рассмотрел дело о защите чести, достоинства и деловой репутации врача. Пациент негативно высказался о нем на сайте с отзывами, после чего врач обратился в суд. Он потребовал обязать пациента и владельца сайта опровергнуть оскорбительные слова. Сначала три судебные инстанции отказали врачу, решив, что отзыв состоял из эмоциональных высказываний и передавал мнение пациента. Однако ВС РФ отменил судебные акты и указал, что в отзыве содержались сведения о фактах, которые можно было проверить, и что для правильного разрешения спора надо было провести лингвистическую экспертизу6.

Почти за год до этого ВС РФ направил на новое рассмотрение аналогичное дело по жалобе врача, потому что суды не установили, действительно ли имели место субъективные суждения или же в отзывах были утверждения о фактах7.

Вот еще один показательный случай: пациент в отзывах рассказывал, что после операции стал инвалидом, а врач попытался скрыть это, украв медицинскую документацию. Суд назначил экспертизу. Было установлено, что отзывы с негативным подтекстом являлись утверждениями о фактах (и немудрено, ведь наличие инвалидности и кражу документов как факты можно проверить). При этом доказать их достоверность пациент не смог8.

Но порой суды отказывают врачам в защите. Такое случается, когда пациенты лишь делились своими переживаниями и высказывали предположения. Обычно при этом используются фразы вроде «по моим ощущениям», «мне кажется», «складывается впечатление»9.

Расскажу о деле, которое не оставит равнодушным ни одного счастливого обладателя хвостатых-полосатых. Владелец кота оставил в интернете негативный отзыв о ветеринаре: «происходила пытка иглой», «мучал бедное животное», «некомпетентен, с завышенной самооценкой». Суды посчитали такие высказывания мнением взволнованного владельца и отказали ветеринару в защите10.

Сколько времени дается на обращение в суд?

По делам о защите чести и достоинства в зависимости от того, где был опубликован отзыв, действуют разные сроки исковой давности.

Если отзыв размещен в СМИ, то срок исковой давности составляет год с даты публикации (п. 10 ст. 152 ГК РФ).

Остальные ситуации менее однозначные. Одни суды указывают, что срок исковой давности на требование о защите чести и достоинства не распространяется (кроме случая со СМИ)11. Другие считают, что действует общий срок исковой давности. Он составляет три года и начинается со дня, когда лицо узнало о нарушении своего права и о том, кто является ответчиком. Правильной кажется первая позиция, поскольку срок для таких требований не установлен12.

Пропуск срока исковой давности не лишает врача права на обращение в суд. Но ему откажут в иске, если об этом заявит ответчик (в нашем случае пациент)13.

Как оставлять отзывы в интернете правильно?

  1. Не забывайте, что публикация отзыва считается распространением сведений.
  2. Не пишите в отзыве о фактах и событиях, которые не сможете доказать. Попытка присвоить себе инвалидность или обвинить врача в совершении преступления – это то, что суд сможет проверить.
  3. Не делайте медицинских выводов, если не обладаете специальными познаниями. Например, осложнения после операции могут быть результатом индивидуальных особенностей организма, а не ошибки медика. Если вы сомневаетесь в его компетентности, узнайте мнение другого врача, лучше той же специальности.
  4. Помните, что важно не переступить черту, пока описываете негативные ощущения после приема врача. Не запрещается передать свои впечатления, но точно не стоит очернять человека. Иначе могут привлечь не только к гражданско-правовой ответственности, но и к административной (по ст. 5.61 КоАП РФ за оскорбление) или уголовной (по ст. 128.1 УК РФ за клевету).

Если у вас остались вопросы, вы можете задать их адвокатам, заполнив форму на нашем сайте. Ответ поступит на указанный вами адрес электронной почты.


1 Статистические данные с сайта Судебного департамента при Верховном Суде РФ (http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7645).

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 25 мая 2021 г. № 22-П.

3 Пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3. Методические рекомендации по определению предмета доказывания по спорам о защите деловой репутации (одобрены постановлением президиума Арбитражного суда Волгоградской области от 4 октября 2021 г.). Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 27 ноября 2020 г. по делу № 2-9736/2020.

4 Апелляционное определение Московского областного суда от 10 июня 2019 г. по делу № 33-18479/2019.

5 Пункт 3 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 марта 2016 г.).

6 Определение Верховного Суда РФ от 28 марта 2023 г. № 5-КГ22-147-К2.

7 Определение Верховного Суда РФ от 26 апреля 2022 г. № 5-КГ22-28-К2.

8 Апелляционное определение Московского областного суда от 20 февраля 2019 г. по делу № 33-6180/2019.

9 Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2021 г. по делу № 88-20323/2021.

10 Решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 7 июня 2018 г. по делу № 2-870/2018.

11 Статья 208 ГК РФ. Апелляционное определение Московского городского суда от 28 июня 2021 г. по делу № 33-16987/2021. Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2011 г. № 435-О-О.

12 Статья 196 ГК РФ. Решение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 1 июля 2022 г. по делу № 2-402/2022.

13 Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. № 43.


Фото: фотобанк Freepik/@freepik

Читайте также: