Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Уезжаете за границу?

Воспользуйтесь советами, которые проверили на личном опыте сотни человек. Рекомендации подойдут тем, кто переезжает по работе или из-за бизнеса, кто не подпадает под мобилизацию или получил отсрочку

Уезжаете за границу?

Я не призываю никого уезжать за границу. Однако за последние полгода люди стали чаще обращаться к нам в фирму с вопросами о переезде семьи и об открытии второго офиса за рубежом. Так мы выработали базовые рекомендации, которые я, моя команда и сотни наших клиентов проверили на своем опыте.

Что важно сделать до отъезда?

1. Подготовьте документы.

Сделайте дубликаты и копии основных документов. Дубликат – это второй экземпляр документа. Например, у вас есть свидетельство о рождении ребенка, его номер – 123. Этот документ подтверждает, что у вас родился сын. Закон позволяет получить еще одно свидетельство о рождении. И вот у вас на руках второе свидетельство, его номер – 456, и оно тоже подтверждает рождение вашего сына. Если вы потеряете первый документ, у вас останется второй. Закон не запрещает иметь два документа, три и больше под разными номерами, подтверждающих один и тот же факт.

А копия есть копия, это не оригинал. Если подлинник вы потеряете, с копией документа вас примут не везде. Поэтому лучше иметь на руках дубликаты основных документов, а не только их нотариально удостоверенные копии. Лишь дубликат на официальном бланке имеет статус подлинника.

Дубликаты документов нужны, чтобы не отдавать оригиналы в госорганы в другой стране – иногда их требуют. Об этом точно стоит задуматься, если вы планируете получать гражданство или ВНЖ за рубежом. Например, в Турции забирают свидетельство о рождении и свидетельство о заключении или расторжении брака.

На дубликатах нужно поставить апостиль – штамп, благодаря которому документы одного государства признаются в другом. Особенно это касается свидетельств о рождении (вашего и детей), свидетельства о браке или его расторжении. Апостиль можно поставить в МВД, Комитете по науке и высшей школе, Комитете по делам записи актов гражданского состояния или Минюсте.

Если вы будете трудоустраиваться, нелишними окажутся нотариально удостоверенные копии аттестатов и дипломов. Не забудьте поставить на них апостиль. Эти документы редко где забирают, да и их дубликаты в России сделать сложно. Поэтому одной-двух копий будет достаточно.

Получите справку о текущем состоянии брака. Закажите ее в загсе и там же поставьте апостиль.

Подготовьте документы для открытия счета в банке за границей. Возьмите квитанцию на оплату коммунальных услуг. На ней должны быть прописаны ваши ФИО. Во многих странах этот документ называют Utility Bill. Он поможет подтвердить, что вы живете по указанному вами адресу, так как оплачиваете коммунальные услуги.

Также в банке могут спросить об источнике происхождения денег. Поэтому на всякий случай возьмите с собой справку о доходах, договоры купли-продажи, завещание и т.п.

Сделайте второй загранпаспорт. У граждан РФ есть право на два действующих загранпаспорта. Закажите второй, даже если уедете до его получения. Пусть делается – заберете, когда будет готов.

Зачем? Чтобы не оказаться в такой ситуации: вы передали паспорт для получения визы, и тут вам срочно понадобилось уехать, но без документа никак. Или вы живете за рубежом, и загранник вам нужен часто. К тому же можно ставить штампы конфликтующих стран в разные паспорта. Можно продлить старый документ, когда на руках появится новый. И не получится так, что вы выехали за рубеж и не можете вернуться, а срок действия паспорта на исходе.

Возьмите с собой водительское удостоверение. Сделайте международное, если успеваете. И лучше подготовить дубликат документа. Например, в Турции иногда требуют сдать старое удостоверение, если учишься у местных инструкторов.

Оформите согласие родителя на выезд ребенка из России. Когда дети уезжают за границу с мамой, без оформленного у нотариуса согласия папы на их выезд из страны обойтись получится не всегда. Подробнее об этом написано в материалах «Как правильно оформить согласие родителя на выезд детей из России?» и «Переезд с ребенком за границу на ПМЖ».

2. Выберите доверенное лицо и оформите у нотариуса доверенность на распоряжение имуществом.

Доверенное лицо будет действовать от вашего имени. По вашему распоряжению сдаст квартиру внаем, купит или продаст дачу, машину. Так не придется срываться с места, если понадобится перевезти автомобиль через границу или продать недвижимость в России, потому что вам нужны деньги за рубежом.

Решите, как вы будете оплачивать коммунальные услуги. Через портал госуслуг сделать это не получится – он не работает за границей, как и другие государственные сайты. Регулировать такие вопросы можно также с помощью доверенного лица.

Представитель будет полезен, если вы сдаете квартиру внаем – он за ней присмотрит. При этом необязательно рассказывать съемщику, что вы надолго уезжаете. Пусть живет как жил, без соблазна воспользоваться вашим отсутствием. Просто поговорите с ним о его планах – вдруг он тоже решил уехать.

Можно оформить общую доверенность или ограниченную, на распоряжение каждым видом имущества – по отдельности на недвижимость, автомобиль, денежные средства на банковском счете. На всякий случай свяжитесь с банком, где у вас лежат накопления, и уточните, любая ли доверенность подойдет. Допустим, в некоторых отделениях Сбербанка есть свои бланки и тексты.

3. Обзаведитесь платежными картами.

Сделайте карты разных платежных систем – «Мир» и UnionPay. Пока их много где принимают. И не отказывайтесь от кредитных карточек – вам могут неожиданно понадобиться деньги.

4. Начните пользоваться криптовалютой.

Наверняка кто-то сейчас подумает: «Криптовалюта? Это те самые “воздушные” деньги? Понять бы, как это с бумажными долларами связано». Надеюсь, я угадал не ваши мысли. Потому что это значило бы, что вы отстали от мира лет на пять. В США, Японии и других странах люди уже платят налоги с криптовалют.

Если вы еще не успели освоить азы работы с криптовалютой, то самое время восполнить этот пробел. Это нужно хотя бы для перевода стейблкойнов. Это монеты, курс которых привязан к курсу доллара: 1 монета эквивалентна 1 доллару.

Обязательно сделайте криптокошелек и положите хотя бы немного денег на него. Так вы сможете перевезти доллары через границу любого государства. За рубежом можно будет их обналичить – получите на руки настоящие доллары или местную валюту.

5. Оформите страховку.

Страховка туриста покроет расходы, если за границей потребуются неотложная медицинская или стоматологическая помощь, лечение и покупка медикаментов. Расширенная страховка пригодится в случае солнечного ожога, срочных родов и т.д.

Оформите страховку от смертельно опасных заболеваний и дорогостоящих операций. Мы в компании делаем такие уже более трех лет, и пока люди нас только благодарили. В России эти страховки гораздо дешевле, чем в других странах. Стоят они у нас от 15 000 до 60 000 руб., а покрывают 1 млн евро.

А еще стоит помнить о рисках чрезвычайных ситуаций вроде затопления или возгорания, пока вас не будет дома. В таких случаях кроме страховки может оказаться кстати помощь доверенного лица – читайте об этом в материале «Как собственнику квартиры подготовиться к переезду?».

Если вы уже уехали за пределы страны, можно оформить страховку онлайн. Правда, она будет покрывать меньшие риски.

6. Заранее подумайте о мобильной связи.

Возьмите с собой еще один телефонный аппарат, чтобы у вас была рабочая сим-карта. В другой стране вам придется купить новую симку, но все ваши аккаунты и приложения будут привязаны к старой.

По возможности оформите старую симку в виде ESIM. Это встроенная сим-карта, которая позволяет переключаться между пятью номерами или тарифами. Как получить ESIM или превратить свою симку в ESIM – вам подскажет ваш оператор связи. Часто они выдаются только в том регионе, где изначально была выдана сим-карта.

Узнайте о роуминге у своего оператора. Подключите эту опцию, чтобы оставаться на связи первое время.

7. Сохраните бизнес.

Если вы ИП – не отказывайтесь от этого статуса. Если у вас ООО – не закрывайте компанию. Ведь это источники дохода. Подать заявку можно и удаленно. Или налоговая сама закроет бизнес, если вы долгое время будете бездействовать и не накопите долги.

Если у вас есть электронная цифровая подпись, возьмите ее с собой. Она нужна для управления счетами ИП или ООО и для работы на некоторых сайтах.

8. Подготовьтесь к диалогу на паспортном контроле при выезде за границу.

Запомните простое правило: не волнуйтесь, говорите уверенно и честно. Вас могут спросить о цели поездки, надолго ли уезжаете, когда купили билет и есть ли обратный. Если билет куплен после 21 сентября, даты объявления частичной мобилизации, то желательно назвать вескую причину отъезда. На сухопутной границе могут поинтересоваться, где вы остановитесь – вплоть до адреса и имен. Могут узнать, где учитесь или работаете, сколько денег с собой везете.

В условиях мобилизации стали задавать вопросы о службе в армии и получении повестки. Если вы не входите в число призываемых, так и говорите. Если по закону вам положена отсрочка, лучше иметь при себе подтверждающие документы.

9. Проверьте состояние здоровья.

После переезда я долго искал стоматолога, которому смог довериться. А когда нашел, было сложно объяснить свои боли. Поэтому лучше подлечиться в России.

Что важно сделать сразу после переезда в другую страну, например в Турцию?

1. Решите денежные вопросы.

Вывезти из России получится не больше 10 000 долларов. На таможне нужно заполнить декларацию. В ней вы укажете: источник происхождения денежных средств; их владельца, если средства не являются собственностью декларанта; предполагаемое использование денег; маршрут и вид транспорта, на котором осуществляется перевозка.

Вам сразу понадобятся местные деньги. В аэропорту лучше купить лишь небольшую сумму – там слишком дорого.

Если на криптокошельке есть криптодоллары, получить кэш можно будет в криптообменниках. Или используйте Р2Р (person-to-person) – «из рук в руки». Оговорка для тех, кто обладает минимальной криптограмотностью: это несложно, надо только уделить время изучению темы.

Когда откроете банковский счет, переведите деньги на него. Для открытия счета в Турции необходимы: личное присутствие, загранпаспорт, турецкий ИНН, местная сим-карта, в некоторых банках нужно сразу положить на депозит 10 000–40 000 лир. Для сравнения: в Казахстане нужно будет предъявить загранпаспорт со штампом, ИИН (аналог ИНН) и номер местной сим-карты.

Попробуйте открыть счет самостоятельно. Если не получится, обратитесь в одну из компаний, которые помогают решать подобные вопросы, – сейчас таких много.

2. Позаботьтесь о мобильной связи.

Купите местную сим-карту. Она поможет сэкономить на роуминге. И без нее не открыть банковский счет. Имейте в виду, что в Турции симка работает до 90 дней, а дальше только с видом на жительство.

Айфон в Турции заблокируют через 120 дней, если не успеете растаможить или продлить на шесть месяцев с доплатой. Блокировка происходит только при использовании турецкой сим-карты на этом девайсе. Вы лишитесь возможности пользоваться Интернетом, звонить и общаться с помощью СМС.

3. Получите местный ИНН.

Он нужен для каждого официального действия – например, чтобы открыть счет в банке или создать аккаунт на местном портале госуслуг. Турецкий ИНН можно сделать через сайт налоговой службы.

4. Получите вид на жительство.

В большинстве стран без ВНЖ можно жить всего 60–90 дней. Поэтому надо сразу озадачиться этим вопросом. Обычно проще сделать туристический ВНЖ – для этого достаточно арендовать жилье. Срок аренды должен составлять 6–12 месяцев. Столько же будет действовать ВНЖ. Потом его можно продлить, предъявив новый договор аренды.

Турецкий ВНЖ (икамет) предоставляет почти все гражданские права. Но если вы проживете в стране более 183 дней в году, то станете ее налоговым резидентом. Поэтому консультация налогового или финансового советника лишней не будет. Обратитесь в компанию, специалисты которой расскажут о налогах и помогут оформить ВНЖ.

5. Арендуйте квартиру.

Первое время можно пожить в простом отеле подальше от центра. Когда найдете квартиру, договор аренды надо подписать у нотариуса, иначе вас обманут. К тому же только с нотариально удостоверенным договором можно получить ВНЖ. Оплату фиксируйте в лирах, а не в долларах. Вас попросят внести предоплату за полгода-год, или нужно будет найти поручителя. А еще депозит и комиссия для риелтора.

Чтобы получить туристический ВНЖ, квартира должна находиться в подходящем районе. Есть много таких, где иностранец может арендовать жилье, но ВНЖ ему не дадут. В Турции эти районы периодически меняются. Риелторы не всегда это учитывают, потому тут вам скорее поможет местный консультант по миграции.

6. Будьте осторожны при аренде авто.

Чтобы не попасть на мошенников, лучше выбирать известные франшизы, например Rent a car или Sixt. Как обманывают? Дадут вам сломанный автомобиль, который накроется через 10 километров, а потом обвинят вас и заставят платить.

7. Найдите источник дохода.

Самое простое – заработок через Интернет. Там пока не нужно разрешение на работу. Для официального трудоустройства разрешение понадобится. Получите вы его, если за вас подаст заявление местный работодатель. Но это редкий случай – на каждого иностранного сотрудника надо брать пять турков.

8. Найдите русскоязычное сообщество.

Приглашаем в офис Lenar Wealth Management в Стамбуле. Или приходите на наши встречи и нетворкинговые ивенты. Так легче адаптироваться.

9. Будьте готовы к решению проблем.

Не выражайте активно свои политические взгляды. Избегайте конфликтов. Помните: подрались – сразу депортация. В Турции полиция появляется из ниоткуда.

Через русскоязычное сообщество найдите русскоговорящего адвоката, к которому можно будет обратиться за помощью в случае необходимости. Подружитесь со специалистами консалтинговых компаний, которые разбираются в миграционных вопросах.

Как продать машину, если она – в России, а вы – в Турции?

Продать или оставить автомобиль – взвесьте все за и против. Из-за высоких пошлин выгоднее привезти свое авто в Турцию, чем покупать там.

Если все-таки решили продать машину, выдайте доверенность. Доверенное лицо подпишет за вас договор купли-продажи и получит деньги.

Доверенность можно оформить у нотариуса. Она будет на турецком языке. Поставьте на нее апостиль и почтой или через знакомых отправьте в Россию. Там ее переведут у нотариуса, и она будет работать.

Важно: в Турции доверенности выдаются без срока действия. В России так нельзя, поэтому бессрочную турецкую доверенность ограничат сроком в три года. Если хотите, чтобы она действовала дольше, – укажите срок, например 10 лет.

Доверенность можно оформить и в консульстве РФ, но сейчас там очередь на три месяца вперед.

Фото: Фотобанк Freepik/vectorjuice

Читайте также: