Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

В театр – с адвокатом

Представьте, что вы попали на спектакль о жизни обывателей в злачном месте: обман, кражи и грабежи, попытка разговорить жену плеткой, убийство из ревности и самоубийство из-за несчастной любви... Но ведь мало услышать об этом от актеров. С комментариями адвокатов куда интереснее

В театр – с адвокатом

«Полудетективная история злачного места, – прочитала я на сайте Малого театра описание к спектаклю “На бойком месте” и тут же решила: – Надо идти».

Это был тот случай, когда смотришь на сцену и каждые пять минут задаешься вопросом: «Любопытно, а что бы сказал юрист?» Поэтому на следующий день я попросила адвокатов представить, что они тоже были в театре.

За минуту до спектакля

Прозвенел третий звонок, и мягкий, низкий мужской голос окутал зрителей предупреждениями: пользоваться аудио- и видеоаппаратурой в зале запрещено... соблюдайте правила пожарной безопасности.

Спектакль еще не начался, а вопросы уже есть. Интересно, зрители знают, что будет, если той самой аппаратурой воспользоваться? И что это за правила пожарной безопасности? Понятно, что песни под гитару у несанкционированного костра в буфете театра – не лучшая идея. Но ведь это не всё? С такими вопросами я отправилась к юристу Светлане Осиповой.

Светлана Осипова, партнер Osipov Legal:

Съемка в зрительном зале

Спектакль является интеллектуальной собственностью. Поэтому администрация театра имеет право запретить его съемку и попросить, чтобы вы стерли фото и видео. Если решите распространить незаконно отснятые материалы в интернете или подзаработать на них, правообладатель сможет через суд обязать вас их удалить и потребовать компенсацию (статьи 1250–1252 Гражданского кодекса РФ).

Пожарная безопасность в театре

Зрители должны соблюдать требования пожарной безопасности: немедленно уведомить пожарную охрану о возгорании, оказать посильное содействие в спасении людей, имущества и тушении пожара. Также посетители обязаны выполнять требования должностных лиц государственного пожарного надзора.

За нарушение требований пожарной безопасности гражданину могут вынести предупреждение или назначить штраф в размере от 5 тысяч до 15 тысяч рублей. Если из-за этого нарушения возник пожар и причинен вред имуществу или здоровью человека, штраф будет больше – от 40 тысяч до 50 тысяч рублей (статья 20.4 Кодекса об административных правонарушениях).

Грабеж в театре и жизни

Пьеса А.Н. Островского «На бойком месте» основана на реальных событиях и наблюдениях драматурга. Впервые она была опубликована в 1865 г. С этого же года столичные и провинциальные театры начали ставить ее на своих подмостках. Комедия дает большой простор для правовых оценок.

Преступления на сцене

Действие происходит на постоялом дворе под названием «На бойком месте». Содержит его Вукол Бессудный – крепкий старик лет под 60 с преступными наклонностями.

Уголовный промысел Бессудного на сцене обсуждают приказчик купца и ямщик.

Приказчик: Хозяин здешний на руку не чист?

Ямщик: Да поговаривают.

Приказчик: А что?

Ямщик: Будто опаивает чем-то, потом оберет да со двора в шею. Мне, говорит, с тобой с пьяным не возиться.

Ямщик не соврал. Умолчал только о том, что накануне Бессудный вручил ему деньги за обман. Ямщик пообещал сказать купцу, что придется задержаться на постоялом дворе, поскольку без починки тарантаса ехать нельзя. За вознаграждение обещание свое он охотно выполнил.

Когда ночью Бессудный отправляется на грабеж, к его жене Евгении наведывается любовник Павлин Миловидов:

Евгения: А за что же ты мужа-то моего вором зовешь?

Миловидов: А куда ж он ночью уехал?

Евгения: Да, чай, в казенном лесу дровец порубить.

Миловидов: Ну все ж таки воровать.

Евгения: Да нешто это воровство! Уж это, кого ни возьми из соседей, у всех такое заведение.

Преступления в прошлом и настоящем

Валерия Геворкян, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы:

Диалог Евгении и Миловидова красноречиво передает, как во времена создания пьесы обыватели воспринимали «рубку дровец в казенном лесу» – уж точно не как воровство. Между тем Лесной устав предусматривал штрафы за незаконные порубки. Если самовольный порубщик не мог внести денежное взыскание, его наказывали как за кражу. Та же участь была уготована тем, кто попадался на лесонарушении в четвертый раз. В наше время за незаконную рубку лесных насаждений могут назначить штраф или лишить свободы (статья 260 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ)).

Вукол Бессудный промышляет грабежами. Уголовная ответственность за это преступление берет истоки в Древней Руси: в сборнике правовых норм Русская Правда говорилось о наказаниях за кражу и разбой. Позже ответственность за грабеж закрепили в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Это первый уголовный кодекс в истории России, утвержденный императором Николаем I. В нем грабеж определили как открытое хищение чужого имущества, в том числе с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевшего. До современного законодательства эта норма дожила почти в первозданном виде (статья 161 УК РФ).

В том же Уложении ввели понятие «преступление, учиненное несколькими лицами». Так было нормативно закреплено распределение ролей – не театральных, а в совершении преступления.

Вукол Бессудный – главный виновный, он же зачинщик. Действия ямщика, получившего вознаграждение за обман купца, тянут на пособничество по предварительному согласию.

Роль Евгении, супруги Бессудного, тоже не выглядит безобидной в свете этой нормы:

«Сверх сего, из прикосновения к делу и преступлению признаются:

- попустителями: те, которые имев власть или возможность предупредить преступление, с намерением или по крайней мере заведомо допустили содеяние оного;

- укрывателями: те, которые не имев никакого участия в самом содеянии преступления, только по совершении уже оного заведомо участвовали в сокрытии или истреблении следов его, или же в сокрытии самих преступников, или также заведомо взяли к себе или приняли на сбережение, или же передали или продали другим похищенные или отнятые у кого-либо или же иным противозаконным образом добытые вещи».

Евгения знает о преступном промысле супруга. И если предположить, что награбленное Бессудный привозит на хранение домой, то она имеет отношение к утаиванию чужого имущества.

В дореволюционной России не наказывали за «опаивание» людей, чем успешно занимается Бессудный. И современный Уголовный кодекс РФ не предусматривает ответственность за такое обращение с совершеннолетними (оговорюсь: за «опаивание» несовершеннолетних ответственность ввели – статья 151 УК РФ). Зато в нынешнем законодательстве в перечне отягчающих обстоятельств упоминается «совершение преступления в отношении... беззащитного или беспомощного лица», к коему можно отнести и «опоенного» (статья 63 УК РФ).

Домашнее насилие и убийство из ревности

Артур Большаков, управляющий партнер адвокатского бюро «Большаков, Челышева и партнеры»:

В театре. Вукол Бессудный поселяет на своем постоялом дворе сестру – честную и гордую девушку Анну. Там она влюбляется в Павлина Миловидова, помещика средней руки лет 30. Но их счастью мешает Евгения, молодая жена Бессудного, которую Анна открыто презирает за кокетливое обхождение с постояльцами. Нашептав Миловидову, что у Анны есть любовник, она добивается его расположения.

В жизни. У меня эта сцена породила ассоциации с одним из самых известных дел дореволюционного адвоката Ф.Н. Плевако. Он принял на себя защиту Прасковьи Качки. Молодая девушка выстрелом из револьвера убила возлюбленного, после того как он стал встречаться с другой.

Вот блистательная концовка этой речи: «Раскройте ваши объятия, я отдаю ее вам. Делайте, что совесть вам укажет. Если ваше отеческое чувство возмущено грехом детища, сожмите гневно объятия, пусть с криком отчаяния сокрушится это слабое создание и исчезнет. Но если ваше сердце подскажет вам, что в ней, изломанной другими, искалеченной без собственной вины, нет места тому злу, орудием которого она была; если ваше сердце поверит ей, что она, веруя в Бога и совесть, мучениями и слезами омыла грех бессилия и помраченной болезнью воли, воскресите ее, и пусть ваш приговор будет новым рождением ее на лучшую, страданиями умудренную жизнь!..»

Присяжные признали, что подсудимая действовала в состоянии умоисступления.

Фраза из этой речи высечена на надгробном памятнике Ф.Н. Плевако: «Не с ненавистью, а с любовью судите, если хотите правды».

Кстати, сейчас снимают сериал о Ф.Н. Плевако. Насколько мне известно, в первой из десяти серий рассказывается именно об этом деле.

В театре. Анна догадывается о связи Евгении и Миловидова и намекает на нее брату. Бессудный хватает в руки плетку и бросается к Евгении: «Шалишь, лукавишь. Дай срок, я тебя допрошу по-своему, ты у меня не так заговоришь». Евгения – Анне: «Век ты моей погибели хотела. Вот радуйся теперь, коли тебе муж больше верит».

В жизни. Здесь приходят на ум сразу несколько статей современного Уголовного кодекса РФ. Поведение Бессудного напоминает о принуждении к даче показаний (статья 302 УК РФ), об угрозах убийством или причинением вреда здоровью (статья 119 УК РФ), о самоуправстве с применением насилия или с угрозой его применения (часть 2 статьи 330 УК РФ).

Впрочем, принуждение к даче показаний является уголовно наказуемым, только если исходит от сотрудников правоохранительных органов, с их ведома или молчаливого согласия после возбуждения уголовного дела.

Добиться уголовного преследования за угрозы убийством весьма сложно. Часто правоприменители рассуждают так: «Мало ли что в сердцах не скажешь». Они исходят из того, что должны быть реальные основания опасаться осуществления угрозы.

Поэтому, если бы Бессудный допросил неверную жену «по-своему» – без вмешательства силовых структур и с плеткой, его действия в наше время могли бы квалифицировать как самоуправство с применением насилия.

В театре. Чтобы уберечься от гнева Бессудного, Евгения уговаривает Миловидова притвориться влюбленным в Анну. И боится она мужа неспроста.

Позже Бессудный расскажет Миловидову притчу:

«Был у меня приятель, мужик богатый, человек нраву крутого. Только стал он за женой замечать, что дело неладно. Вот он раз из дому и собрался будто в город, а сам задворками и воротился, заглянул в окно, а жена-то с парнем... Парню-то он дал уйти; выждал поры да времени, затопил овин, будто хлеб сушить, да пошел туда с той – с женой-то, с подлой-то, да живую ее, шельму, и зажарил».

На вопрос, судили ли его за это, Бессудный ответит: «Да кто ж видел? Кто докажет? Сгорела, да и все тут. Он потом на Афон молиться ушел. А по-моему, так и судить-то не за что: моя жена, я в ней и властен».

В жизни. В Древней Греции закон позволял мужу, который застал дома жену с любовником, убить осквернителя домашнего очага. В интернете легко найти речь, составленную адвокатом Лисием по делу об убийстве Эратосфена. Подсудимого оправдали. В современных условиях такое убийство может быть квалифицировано как совершенное в состоянии аффекта (статья 107 УК РФ).

В фильме «Защитник Ария» адвокат С.Л. Ария рассказывает, как защищал человека, которого обвиняли в убийстве жены. Обвиняемый утверждал, что совершил преступление из-за ревности. Но свидетели говорили, что поводов жена не давала. Поэтому мужчину обвинили в убийстве из хулиганских побуждений. В те времена за это могли лишить свободы на 15 лет и даже приговорить к смертной казни. За убийство из ревности полагалось менее строгое наказание – до 10 лет без свободы.

С.Л. Ария сказал суду следующее: «Отелло задушил Дездемону из ревности. Более того, это классический пример убийства из ревности. Между тем Шекспир на всем протяжении пьесы демонстрирует, что она ничем не была грешна перед своим супругом. Означает ли это, что мы можем сказать о том, что Отелло задушил Дездемону из хулиганских побуждений?»

Судья изменил квалификацию. А потом сказал адвокату: «Ну ты даешь». Это была высшая похвала в устах того судьи.

Душегубство: убийство или самоубийство

Ирина Кострыкина, адвокат Адвокатской конторы «Тюлькин и партнеры»:

На сцене театра полыхает пожар человеческих страстей. Перед зрителями разворачивается подлинная драма, которую питает желание главных героев добиться своих целей любой ценой. Они не задумываются ни о последствиях, ни о том, как их поступки отразятся на жизни других людей.

Наглядный пример – сюжетная линия об обмане Анны. Случайно узнав, что Миловидов не испытывает к ней чувств, а только «играет в любовь», Анна в порыве отчаяния хочет сжечь дом: «Не снесет сердце! Вся душа-то у меня чернеет, как черная ночь. Самоё себя мне страшно! Зажгу... Зажгу дом».

Выражаясь юридическим языком, у Анны возник умысел на совершение преступления, которое предусмотрено статьей 167 УК РФ, – умышленное уничтожение имущества.

Более того, Анна хочет не просто причинить обидчикам имущественные убытки, но и лишить их жизни, а заодно и себя: «Пусть сгорят оба, и я с ними...»

Хорошо, что она вовремя одумалась: «Вот и жаль! Зачем мне его [Миловидова] жаль стало? Что за глупое сердце девичье!» Анна совершила предусмотренный статьей 31 УК РФ добровольный отказ от преступления, который исключает привлечение к уголовной ответственности.

Но только события пьесы происходят в XIX в. Тогда действовали иные законы. Пожары на Руси были тяжким бедствием. Поэтому, например, в Соборном уложении, принятом в 1649 г. царем Алексеем Михайловичем Романовым, умышленное уничтожение чужого имущества путем поджога приравнивалось по общественной опасности к таким преступлениям, как разбой и убийство. Виновники подлежали немедленной смертной казни через повешение, отсечение головы, четвертование или сожжение.

Дальше разочарованная в любви Анна пытается совершить самоубийство: «Для всех-то завтра солнце взойдет, свежий ветерок подует, загорятся кресты на церквах, заскрипят ворота по деревням, погонят стадо... а мне темно, темно, темно будет…»

Сегодня могут наказать за доведение до самоубийства (статья 110 УК РФ). Однако возлюбленного Анны вряд ли получилось бы привлечь к ответственности, ведь ни угроз, ни жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства не было.

Кстати, в период правления Рюриковичей действовала «Запись о душегубстве» (1456–1462 гг.), которая предусматривала наказание за душегубство. Под ним понималось не только убийство, но и самоубийство («от своих рук утеряется»). Свод законов Российской империи 1882 г. устанавливал ответственность для покушавшихся на самоубийство, как для убийц, – каторжная ссылка. А в Уголовном уложении 1903 г. это деяние уже не считалось преступлением. Ответственность предусмотрели лишь за доведение до самоубийства и способствование ему.

Хорошо, что у истории Анны счастливый конец – вместо яда она выпила снотворное. «Какое тут душегубство! Ничего не бывало… – объясняет “обморок” Анны ее брат. – Точно, что она лишнее хватила, да от этого не умрешь. Проспит часа два, да дня три голова проболит».

Да и Миловидов прозрел и даже решил жениться на Анне: «Уж я ее от вас к себе домой возьму. Пусть уж дома очнется, барыней!»

Реплики из зала

На сцене уже которую минуту вспыхивают страсти. Вот и он, кульминационный диалог Анны и Миловидова. Затаив дыхание, зрители вслушиваются в каждое слово. И тут из зала на подмостки рушится просьба к актерам: «Не слышно! Можно погромче?» По партеру покатились смешки. Актеры выдержали паузу в несколько секунд и продолжили. А я зафиксировала на бумажке еще один вопрос: а что закон говорит о правилах поведения в театре?

Светлана Осипова, партнер Osipov Legal:

В театре действуют общие правила поведения в общественных местах, например:

  • нельзя курить табак и потреблять никотинсодержащую продукцию; за нарушение запрета придется заплатить штраф в размере от 500 до 1500 рублей (статья 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ, статья 6.24 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ));
  • нельзя распивать алкогольные напитки за пределами театрального буфета; за нарушение запрета предусмотрен штраф в размере от 500 до 1500 рублей (пункт 7 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, статья 20.20 КоАП РФ);
  • нельзя нарушать общественный порядок – ругаться и оскорблять людей, вредить чужому имуществу; такое поведение расценивается как мелкое хулиганство и грозит штрафом в размере от 500 до 1000 рублей или арестом на 15 суток (статья 20.1 КоАП РФ).

Также посетители должны помнить о правилах поведения, которые разработали в театре. Например, нужно соблюдать дресс-код (тренировочная одежда и обувь больше подойдет для зала спортивного, чем театрального); занять свое место до последнего звонка; отложить разговоры, пищу и напитки до антракта. Нельзя использовать мобильные устройства во время представления. И невежливо бежать первым в гардероб, не поблагодарив артистов аплодисментами.

Конечно, за нарушение театрального этикета вас не оштрафуют и не арестуют. Но будьте готовы к замечаниям сотрудников театра и осуждающим взглядам посетителей. На спектакль мы идем за новыми впечатлениями. Стоит ли портить удовольствие себе и окружающим? Куда лучше соблюдать простые правила этикета, уважать других зрителей и актеров, правда?


Фото: фотобанк Freepik/@freepik

Читайте также: