Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Подключаемся к электричеству

Как подключить дом к электросетям? Куда обращаться, если возникли сложности?

Подключаемся к электричеству

Давайте разберемся в том, как подключить жилой дом к электросетям. Для решения задачи исходим из того, что вы – физическое лицо, а требуемая мощность – 15 кВт.

Напомним, что это вторая публикация об электроэнергетике. Прочитав первую – «Базовые знания о праве на свет», вы узнаете о том, кому мы платим за электроэнергию и кто нам как ее потребителям поможет решить возникшие проблемы.

Какими законами пользуемся и почему без них не обойтись?

Рост коммунальных тарифов и затрат на коммунальный комплекс заставляет даже самого ленивого искать в интернете ответы на вопросы: почему так, что делать и к кому обращаться, если совсем ничего не понятно? Правильнее искать ответы не на форумах, а в первоисточниках – законодательстве.

Основной документ, который пригодится желающему подключить дом к электросетям, – Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861. В нем нам будут интересны два положения:

  • правила недискриминационного доступа («ПНД»);
  • правила технологического присоединения («ПТП»).

«ПНД» – принципы нашего взаимодействия с сетевыми компаниями. Именно эти организации передают нам электроэнергию от ее производителя, и в отношениях с ними мы будем решать вопросы подключения к электрическим сетям дома, увеличения мощности, установки и эксплуатации прибора учета. Правила небольшие по объему – каждому под силу их прочитать и усвоить.

«ПТП» содержат описание конкретных ситуаций при подключении к электричеству и оформлении отношений с сетевыми компаниями.

Наиболее важные пункты этих правил мы рассмотрим ниже.

Отметим, что существуют разные категории заявителей, желающих подключиться к электричеству. Они делятся по типу – организации, предприниматели, граждане; по мощности, которую хотят получить (15 кВт, 150 кВт и т.д.); по уровню напряжения (0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ и т.д). Есть и иные критерии – по категории надежности присоединения, наличию резервных источников питания и т.д.

В зависимости от этих условий могут применяться различные пункты «ПТП». Поэтому если ваша ситуация нестандартная – например, для дома нужно более 15 кВт, а ближайшая электросеть в километре от вас либо сетевая компания говорит об отсутствии свободных мощностей, – обратитесь к юристу, специализирующемуся в сфере монополий. Либо запаситесь терпением и детально изучите «ПТП» – это поможет вам избежать временных и финансовых затрат.

Еще нам понадобится Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Статья 9.21 Кодекса предусматривает ответственность сетевой компании в случае нарушения порядка подключения.

Каков порядок присоединения к электросетям?

Представим потенциального потребителя электроэнергии. Семейный человек, решивший исполнить обязательную мужскую программу: дом – дерево – ребенок. Эту схему жизни нужно будет дополнить четвертым обстоятельством – подключиться к электросетям.

1. Сначала необходимо выяснить, к чьим сетям будем подключаться, кто их собственник. Как это сделать:

  • спросить у соседей, к сетям какой компании они подключены, с кем заключен договор; 
  • позвонить в сетевые компании своего муниципального образования; 
  • обратиться с заявлением в местную администрацию. Пункт 8 (3) «ПНД» обязывает орган местного самоуправления в течение 15 дней сообщить нам о том, кому принадлежат электросети, указанные в заявлении.

Учтите, что если в радиусе 300 м для города или 500 м для сельской местности электросетей нет, на потребителя могут возложить обязанность по созданию инфраструктуры (строительство линии электропередачи и т.п.). Дело в том, что именно указанные расстояния определены правительством для льготного подключения: плата 550 руб., все технические мероприятия до границы нашего участка выполняет сетевая компания. Закреплено это в пункте 17 «ПТП».

2. Подать в сетевую компанию заявку на присоединение. Перечень документов и форму заявки можно скачать на сайте сетевой компании.

Законодательно предусмотрена возможность подачи заявки онлайн. Но этот механизм реализован далеко не во всех сетевых компаниях. Поэтому лучше обратиться напрямую в офис.

Помним – две заявки, даже в разные сетевые компании, на один и тот же объект подавать нельзя. 

3. В течение 15 календарных дней сетевая компания обязана подготовить и направить нам технические условия и проект договора технологического присоединения.

Технические условия (техусловия, ТУ) – перечень и порядок действий потребителя и сетевой компании, итогом которых является подключение объекта к сетям. В обязанность потребителя входят подготовка места для установки счетчика, его приобретение и монтаж, иные действия в границах своего земельного участка или здания. Сетевая компания доводит кабель до границы земельного участка потребителя и осуществляет присоединение.

Стоит иметь в виду, что порой в ТУ включают действия, выполнение которых не требуется, либо те, которые должна взять на себя сетевая компания, а не потребитель, как указано в техусловиях. Например, линяя электропередачи находится в 100 м от нашего участка, но в ТУ указано, что именно мы должны протянуть кабель до границы участка. О том, что делать в таких случаях, можно прочитать ниже.

4. Исполнение техусловий. В нашей «льготной» ситуации срок осуществления техприсоединения составляет 6 месяцев. Это с учетом того, что потребитель свою часть ТУ исполнил быстро и уведомил об этом сетевую компанию.

На практике чаще приходится напоминать о себе энергетикам. После подготовки дома обязательно сообщите об этом в письме и напомните, что сроки исполнения договора подходят к концу.

Итогом будет акт об осуществлении технологического присоединения и акт допуска счетчика к расчетам. Эти документы нужны для дальнейшего заключения договора энергоснабжения, по которому мы будет оплачивать электроэнергию.

Какие могут возникнуть сложности и кто нам поможет?

С проблемами можно столкнуться на каждом из этапов присоединения к электросетям. К сожалению, подключение к электричеству за 550 руб. и 6 месяцев – это скорее приятное исключение. Зачастую сетевые компании под различными предлогами ставят дополнительные, не предусмотренные законом условия для подключения, увеличивают плату за присоединение либо затягивают сроки рассмотрения заявок.

Происходит это по различным причинам – от создания условий для коррупции до банальной бюрократии. У сетевых компаний редко бывает дефицит клиентов, так как они субъекты естественных монополий. Это значит, что им не приходится сталкиваться с конкуренцией, а где нет конкуренции – с сервисом и исполнением нормативов сложно.

Рассмотрим наиболее распространенные проблемы.

1. Нарушение срока рассмотрения заявки на выдачу техусловий. 

Срок, установленный правилами, – 15 календарных дней с момента подачи заявки. За его несоблюдение сетевая компания может быть оштрафована (статья 9.21 КоАП РФ). Заявление, написанное в свободной форме, нужно направить в региональное управление Федеральной антимонопольной службы вместе с копией заявки и документами на недвижимость.

2. Включение в технические условия излишнего объема работы либо возложение на потребителя не предусмотренных «ПТП» обязанностей.

Это повлечет увеличение затрат и срока подключения к электросетям.

Требования к техусловиям определены в пункте 25 (1) «ПТП». Их нарушение сетевой компанией также влечет ответственность, предусмотренную статьей 9.21 КоАП РФ.

В такой ситуации обращаемся в антимонопольную службу. К заявлению прилагаем заявку, техусловия, правоустанавливающие документы (выписку из реестра прав на объект недвижимости либо иной документ, на основании которого возникло право собственности на объект).

Необходимо помнить – «срок годности» техусловий не может быть менее двух лет с момента их выдачи. Уменьшение этого срока является нарушением. Кроме того, сетевые компании не имеют права навязывать нам подрядчиков для выполнения ТУ.

3. Сетевая компания требует уплатить суммы, существенно превышающие плату, установленную законом. Для рассматриваемой нами ситуации – 550 руб.

Причин может быть несколько:

  • у заявителя отсутствует право на льготу. В таком случае размер платы рассчитываться исходя из нормативов, определенных специальным органом – региональной энергетической комиссией. Если отсутствует свободная мощность и сетевой компании необходимо построить подстанцию либо поставить трансформатор, расчет платы будет производиться на основании индивидуального проекта;
  • сетевая компания нарушает законодательство, «накручивая» излишние требования к присоединению, либо неверно производит расчет платы за подключение.

В вопросах ценообразования нам следует одновременно обращаться в региональную энергетическую комиссию своего региона и антимонопольную службу.

Если сетевая компания говорит, что отсутствует свободная мощность и требуется построить подстанцию и т.п., которую должен оплатить заявитель, – проверить достоверность этих сведений поможет Ростехнадзор. В территориальный отдел этой службы необходимо направить заявление о проведении проверки достоверности сведений, представленных сетевой компанией, а также приложить к нему выданные техусловия и ответ об отсутствии свободной мощности.

4. Нарушения при исполнении договора о техприсоединении.

На этом этапе мы можем столкнуться со множеством проблем: нарушение сетевой компанией сроков подключения, невыдача документов – акта об осуществлении техприсоединения, акта опломбировки узла учета и т.п.

Ответственность за эти нарушения также предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ. Обращаться в таких случаях следует в антимонопольную службу.

Далеко не всегда приходится сталкиваться со сложностями при подключении к электричеству. Но если это произошло – не теряйте времени, обращайтесь в перечисленные органы.

Конечно, предусмотрен и судебный порядок разрешения таких споров. Однако проще и выгоднее подавать заявления в административные органы, ведь они имеют возможность и привлечь сетевую компанию к ответственности, и внести представление об устранении нарушений.

Читайте также: