Как вернуть деньги за отмененную дважды поездку?

Туристы запланировали путешествие на 2020 г., потом из-за пандемии перенесли его на 2021-й, но оно так и не состоялось, а туроператор молчит. Что делать?

Как вернуть деньги за отмененную дважды поездку?

«Я заключил договор ‎о реализации турпродукта с турагентом “Слетать.ру” в декабре 2019 г. Поездку в Турцию в июне 2020 г. должен был организовать туроператор “Пегас”. Тур я оплатил полностью. Из-за пандемии поездка сорвалась. Туроператор предложил перенести ее на июнь 2021 г., и я согласился. Но в июне вылеты в Турцию отменили, я с семьей отдыхать так и не полетел. Отправил турагенту претензию на возврат денежных средств и аннулирование договора. Через 10 дней турагент дал ответ: мою претензию они направили туроператору, и как только он ответит, они мне сообщат. Прошло более 10 дней. Сколько еще нужно ждать? И в какой срок туроператор должен вернуть деньги?»

Замена тура

Правительство РФ утвердило Положение об особенностях исполнения, изменения и расторжения договоров ‎о реализации турпродукта, заключенных туроператорами и турагентствами до e31 марта 2020 г. (Постановление от 20 июля 2020 г. № 1073).

Туроператор обязан организовать оплаченную поездку или предоставить равнозначный тур не позднее 31 декабря 2021 г. Тур считается равнозначным, если совпадают: программа пребывания, маршрут, условия путешествия и проживания, категория гостиницы, питание, услуги перевозки и дополнительный сервис.

Доплату за равнозначный тур с туриста требовать запрещено.

В случае если решено было заменить тур равнозначным, то до 22 сентября 2020 г. туроператор или турагент должен был направить туристам уведомления о замене. Если уведомление направлено не было, деньги должны были вернуть до 31 декабря 2020 г. (об этом мы писали в статье «Если до 22 сентября туроператор не выслал туристу уведомление о возможной замене аннулированного тура...»)

Возврат денег за путевку

Право отказаться от туристической путевки закреплено в Гражданском кодексе РФ, а также в законах «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О защите прав потребителей».

Утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1073 правила возврата денег за путевки действуют только для туров, которые проданы туроператором или турагентом, должны быть исполнены в 2020 или 2021 г., и при этом договор заключен до 31 марта 2020 г. включительно.

Исходя из этих правил, если турист не согласен с заменой тура, он может расторгнуть договор. Вернуть деньги туроператор должен до 31 декабря 2021 г.

Для некоторых туристов, оплативших туры, сократили сроки возврата денежных средств. В течение 90 календарных дней деньги вернут при одном из условий:

  • заказчик тура достиг возраста 65 лет;
  • после 23 июля 2020 г. турист оказался в трудной жизненной ситуации (инвалидность, болезнь дольше двух месяцев подряд, потеря работы).

Отказ от путевки должен быть четко мотивирован и изложен в письменном виде. Передать его нужно туроператору (фирме, формирующей турпродукт) или турагенту (посреднику) – в зависимости от того, где тур приобретался. Претензии подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты их получения. Если за это время ответ от турфирмы не поступил (или получен отказ, или согласие вернуть деньги, но сумма выплаты неудовлетворительная), придется обращаться в суд.

А теперь вернемся к вопросу читателя «АГ», не улетевшего с семьей в Турцию. Ответ на него пригодится и тем, кто попал в похожую ситуацию...

Если туроператор несвоевременно направил уведомление о переносе поездки, оплаченной в 2019 г., то денежные средства должны были вернуть до 31 декабря 2020 г. Но раз возврат не произошел, то сейчас этот срок составляет 10 дней со дня предъявления требования туристом (ст. 31 Закона «О защите прав потребителей»).

Если о переносе поездки уведомили своевременно, то срок возврата денежных средств – до 31 декабря 2021 г. Однако это не лишает туриста права раньше обратиться в суд с иском о расторжении договора об оказании туристических услуг и взыскании денежных средств. Сделать это можно, если ответ на претензию в течение 10 дней так и не поступил или если возник спор из-за суммы, подлежащей возврату (читайте об этом в статье «Как вернуть деньги за путевку во время пандемии не через год, а сразу?»).

(В материале «У туристов остались вопросы о возврате денег за путевки во время пандемии» вы найдете ответы на вопросы о том, почему туроператор требует доплату за равнозначный тур или отказывается вернуть деньги за услуги, которые не были оказаны; почему 65-летнему туристу придется ждать возврата уплаченных сумм до конца года, как остальным, и т.д.).

Читайте также: