Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Почти все ИП обязаны применять онлайн-кассы с июля 2021 г.

Если предприниматель не попал в перечень исключений и контрольно-кассовой техникой не обзавелся, придется уплатить штраф. А при повторном нарушении могут и деятельность приостановить. Потому следует разобраться: кому без ККТ теперь не обойтись и как ее зарегистрировать, за что назначат штраф и как его избежать или уменьшить

Почти все ИП обязаны применять онлайн-кассы с июля 2021 г.

Применение ККТ с 1 июля 2021 г.

С 1 июля 2021 г. большинству индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, необходимо осуществлять торговую деятельность, выполнять работы и оказывать услуги гражданам с применением контрольно-кассовой техники (далее – ККТ)1.

Исключение сделали для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (ПСН) и осуществляющих определенные виды деятельности. Эти предприниматели вправе выдавать (направлять) покупателю (клиенту) документ, подтверждающий осуществление расчета между ИП и покупателем (клиентом), содержащий наименование документа, его порядковый номер и установленные законом реквизиты.

К видам деятельности, которые можно осуществлять без применения ККТ, относятся:

  • ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;
  • стирка, химическая чистка и крашение текстильных и меховых изделий;
  • услуги в области фотографии;
  • сдача в аренду (наем) собственных или арендованных жилых помещений, а также сдача в аренду собственных или арендованных нежилых помещений (включая выставочные залы, складские помещения), земельных участков;
  • изготовление изделий народных художественных промыслов;
  • услуги по переработке продуктов сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства для приготовления продуктов питания для людей и корма для животных, а также производство различных продуктов промежуточного потребления, которые не являются пищевыми продуктами;
  • деятельность, специализированная в области дизайна, услуги художественного оформления;
  • услуги экскурсионные туристические;
  • переработка и консервирование фруктов и овощей;
  • производство молочной продукции и др.

Таких видов деятельности много, и установлены они п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ).

Не обязаны применять ККТ и ИП, осуществляющие виды деятельности и оказывающие услуги, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами; сдача в аренду (наем) жилых помещений и т.д.).

Также продолжают работать без применения контрольно-кассовой техники ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне таких местностей, который утвержден органом государственной власти субъекта РФ. Они вправе не применять ККТ при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего осуществление расчета между ИП и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер и установленные законом реквизиты (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Могут обойтись без онлайн-касс ИП, применяющие налог на профессиональный доход (п. 2.2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ); ИП, производящие исключительно безналичные расчеты (кроме ЭСП) с организациями и другими предпринимателями (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Регистрация ККТ

На территории РФ может использоваться только та контрольно-кассовая техника, которая включена в реестр ККТ (п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). При приобретении кассового аппарата необходимо обратить на это внимание.

Зарегистрировать ККТ несложно: индивидуальный предприниматель заполняет заявление и подает его в налоговый орган. После этого он получает регистрационный номер ККТ. Далее он формирует отчет о регистрации ККТ и направляет его в налоговый орган, который затем выдает ему карточку регистрации ККТ.

Заявление о регистрации ККТ

Заявление2 о регистрации контрольно-кассовой техники индивидуальный предприниматель подает на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет ККТ. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ (ч. 1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Порядок заполнения заявления определен в Приложении № 5 к Приказу ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/484@.

Заявление можно заполнить машинописным способом или от руки. Подать его можно нарочно лично или через представителя, направив по почте либо через сайт ФНС России. Заявление заполняется и подается в отношении каждого аппарата ККТ.

Заявление в электронном виде заполняется в кабинете ККТ, который размещен в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС России3. Такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 10 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Регистрационный номер ККТ

Регистрационный номер ККТ налоговый орган выдает (направляет) налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня после получения заявления о регистрации ККТ (п. 3 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

  • Номер отобразится в кабинете ККТ, если заявление подавалось через него;
  • номер будет направлен по почте, если заявление подавалось через почту;
  • номер будет выдан заявителю лично в налоговом органе, если заявление подавалось нарочно в бумажном виде.

Отчет о регистрации ККТ

После получения регистрационного номера ККТ предприниматель обязан сформировать отчет о регистрации ККТ. Это следует сделать не позднее чем на следующий день после получения регистрационного номера. Для формирования отчета необходимо записать в фискальный накопитель следующие сведения (п. 3 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • регистрационный номер ККТ;
  • Ф.И.О. ИП-пользователя;
  • данные о ККТ, фискальном накопителе и иные необходимые сведения.

После этого сведения из отчета следует направить в налоговый орган через кабинет ККТ, оператора фискальных данных или передать в бумажном виде (п. 3 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Карточка о регистрации ККТ

В течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации ККТ налоговый орган выдает карточку регистрации ККТ (п. 7, 11 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Карточка выдается (направляется) по утвержденной форме4.

Если заявление о регистрации ККТ подавалось в электронном виде, то карточка о регистрации ККТ направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через кабинет ККТ или через оператора фискальных данных.

Карточку о регистрации ККТ можно получить и в бумажном виде по письменному заявлению, составленному в произвольной форме (п. 11, 12 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). В этом случае карточка будет выдана или направлена по почте в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления налоговым органом (п. 1, 4 Порядка, приведенного в Приложении № 10 к Приказу ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/484@).

Ответственность за правонарушения в области применения ККТ

Административная ответственность в виде штрафа грозит за следующие правонарушения:

  • неприменение ККТ;
  • применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения;
  • ненаправление (невыдача) покупателю (клиенту) кассового чека.

Назначение административного наказания не освобождает от обязанности, за неисполнение которой оно было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, составляет один год. Этот срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня его обнаружения проверяющим органом (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Под длящимся правонарушением следует понимать длительное систематическое нарушение, которое не прекращается в момент его совершения5.

Нужно учитывать, что обращения и сообщения граждан в налоговые органы о нарушении предпринимателями требований Закона о применении ККТ будут использоваться налоговыми органами при проведении контрольных мероприятий6.

Читайте также
Об использовании контрольно-кассовой техники в онлайн-торговле
Какие требования законодательства о применении ККТ должен соблюдать продавец и что будет за их нарушение?
26 октября 2020 Советы

Штрафы за неприменение ККТ (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ)

Работа без кассового аппарата в установленных законодательством РФ случаях влечет наложение штрафа на ИП в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 тыс. руб.

За повторное такое нарушение, если сумма расчетов без применения ККТ составила 1 млн руб. и более (в том числе в совокупности), грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Штрафы за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ)

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, сроков и условий перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет для ИП предупреждение или штраф в размере от 1500 руб. до 3000 руб.

Отсутствие в чеке номенклатуры товара (услуги) также влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.

Штрафы за невыдачу клиенту кассового чека или БСО (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ)

Невыдача покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности либо ненаправление этих документов в электронной форме покупателю (клиенту) по его требованию влечет наложение на ИП штрафа в размере 2 тыс. руб.

Можно уменьшить штраф, а можно его и избежать

Что сделать, чтобы не пришлось платить штраф?

Чтобы избежать штрафа при неприменении ККТ, применении ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применении ККТ с нарушением порядка регистрации, при ненаправлении (невыдаче) покупателю (клиенту) кассового чека, необходимо (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ):

  • добровольно исполнить соответствующую обязанность до вынесения постановления об административном правонарушении;
  • в течение 3 рабочих дней с момента исполнения обязанности заявить в налоговый орган через кабинет ККТ о совершенном правонарушении (подп. 7 п. 1, п. 2, подп. 11 п. 9 Приложения к Приказу ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/483@).

При этом одновременно должны быть соблюдены следующие условия:

  • на момент получения заявления налоговый орган не знал о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы подтверждают факт правонарушения.

Для исправления нарушений, как правило, нужно пробить чеки коррекции. В чеке коррекции должно быть достаточно сведений, позволяющих идентифицировать расчет, в отношении которого применяется корректировка, например в форме указания фискального признака документа, ранее некорректно сформированного с применением ККТ (в том числе с применением иной единицы ККТ)7. Чек коррекции в отношении расчета, произведенного без применения ККТ, помимо обязательных реквизитов чека коррекции должен содержать реквизиты, соответствующие расчету, который был произведен без ККТ: дату, наименование товара, работы или услуги, адрес расчета и другие реквизиты, предусмотренные Приказом ФНС России от 14 сентября 2020 г. № ЕД-7-20/662@8.

Что сделать, чтобы платить пришлось меньше?

Штраф за вышеуказанные правонарушения можно уменьшить до одной трети от его минимального размера (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ). Для этого должны соблюдаться следующие условия (ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ, подп. 8 п. 1, п. 2, подп. 12 п. 9 Приложения к Приказу ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/483@):

  • правонарушение выявлено налоговым органом в ходе автоматизированной проверки;
  • правонарушение добровольно устранено налогоплательщиком до вынесения постановления об административном нарушении;
  • факт совершения правонарушения признан через кабинет ККТ до вынесения постановления об административном нарушении.

Для исправления нарушений, как правило, также нужно будет пробить чеки коррекции.


1 Статья 2 Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации”».

2 Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/484@ «Об утверждении форм заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, а также порядка заполнения форм указанных документов и порядка направления и получения указанных документов на бумажном носителе».

3 Пункт 4 Приложения к Приказу ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/483@; п. 9 Порядка ведения кабинета ККТ, утвержденного Приказом ФНС России от 21 марта 2017 г. № ММВ-7-20/232@.

4 Приказ ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/484@.

5 Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

6 Письмо ФНС России от 1 июня 2020 г. № АБ-3-20/4178@.

7 Письмо ФНС России от 23 марта 2021 г. № АБ-4-20/3755@.

8 Там же.

Читайте также: