Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Рейдеры: «Поймай нас, если сможешь»

Рейдерский захват бизнеса можно провести так, что комар носа не подточит. В силах правоохранительных органов обличить преступную схему. Но на это может уйти так много времени, что преступники будут освобождены от ответственности

Рейдеры: «Поймай нас, если сможешь»

Что такое рейдерство

Уголовный кодекс РФ не содержит понятий «рейдерство» и «рейдерский захват», хотя уголовная ответственность за них предусмотрена.

В теории права можно встретить следующее определение рейдерства: это противоправная деятельность, осуществляемая вопреки волеизъявлению руководства и направленная на приобретение права владения, пользования, распоряжения активами компании либо на установление контроля над компанией путем приобретения права владения, пользования, распоряжения долями участников в уставном капитале ООО или голосующими акциями АО1.

К преступлениям, связанным с недружественным поглощением предприятия, относят деяния, сопряженные с незаконным завладением активами. При этом могут использоваться такие методы, как силовой захват предприятия, внесение недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, завладение имуществом компании путем перерегистрации прав собственности на основании поддельных документов, злоупотребление в сфере банкротства, изменение процентного соотношения контрольного пакета акций путем новых эмиссий и т.п. (Приказ Генпрокуратуры России от 9 декабря 2022 г. № 746).

Ответственность за рейдерский захват

Нормы Уголовного кодекса РФ предусматривают ответственность за совершение деяний, которые могут считаться рейдерским захватом или его элементами:

  • ст. 159 УК РФ – мошенничество;
  • ст. 163 УК РФ – вымогательство;
  • ст. 170 УК РФ – регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом;
  • ст. 170.1 УК РФ – фальсификация ЕГРЮЛ, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета;
  • ст. 179 УК РФ – принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения;
  • ст. 183 УК РФ – незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну;
  • ст. 185 УК РФ – злоупотребления при эмиссии ценных бумаг;
  • ст. 185.2 УК РФ – нарушение порядка учета прав на ценные бумаги;
  • ст. 185.5 УК РФ – фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества;
  • ст. 195 УК РФ – неправомерные действия при банкротстве;
  • ст. 196 УК РФ – преднамеренное банкротство;
  • ст. 285.3 УК РФ – внесение в единые государственные реестры недостоверных сведений;
  • гл. 28 УК РФ – преступления в сфере компьютерной информации;
  • ст. 327 УК РФ – подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков и др.

Уголовный закон перекликается с законодательством об административных правонарушениях:

  • ст. 15.24.1 КоАП РФ – незаконные выдача или обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства;
  • ст. 15.17 КоАП РФ – недобросовестная эмиссия ценных бумаг;
  • ст. 15.18 КоАП РФ – незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами;
  • ст. 15.22 КоАП РФ – нарушение ведения реестра владельцев ценных бумаг;
  • ст. 15.23.1 КоАП РФ – нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний и др.

Сложности привлечения рейдеров к уголовной ответственности

Рейдерский захват всегда связан с документальным оформлением перехода права на активы предприятия от владельцев к преступникам, а значит, с созданием видимости нормальных гражданских правоотношений. В ходе разбирательства поддельные документы предоставляются суду, который признает их надлежащими доказательствами и кладет в основу судебного акта.

После этого правоохранительные органы оказываются связанными положениями ст. 90 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ). В этой статье сказано, что обстоятельства, установленные вступившим в силу судебным актом, без дополнительной проверки признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем. Действительно, если в решении суда указано, что оспариваемая сделка соответствует закону, у следователя нет оснований не доверять этому. Закон обязывает признавать такие обстоятельства без перепроверки.

Только тут вот что важно: при тщательно подготовленном рейдерском захвате документы составляются так, что на первый взгляд не содержат пороков, а потому оцениваются судами как надлежащие. Однако орган, который вправе возбудить уголовное дело, может и должен, невзирая на судебные акты, провести проверку обстоятельств, изложенных в заявлении о преступлении или ставших известными в ходе оперативно-розыскной деятельности. Ведь суду могут быть неизвестны обстоятельства, которые способны повлиять на его решение. Правоохранительные органы оперируют гораздо более значительным объемом сведений, нежели рассматриваются в рядовом судебном процессе. И именно они обязаны защищать граждан и организации от противоправных посягательств.

Но есть одна сложность. Многие преступления из приведенного выше перечня относятся к категории небольшой или средней тяжести. Например, регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом (ст. 170 УК РФ), принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ч. 1 ст. 179 УК РФ), злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ) являются преступлениями небольшой тяжести. Подделка документов с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение (ч. 4 ст. 327 УК РФ) – преступлением средней тяжести.

Привлечь виновное лицо к уголовной ответственности возможно не позднее 2 и 6 лет со дня совершения преступлений небольшой и средней тяжести соответственно. Эти сроки прерываются со вступлением в силу приговора суда (ст. 78 УК РФ).

Чтобы виновник был наказан, до истечения тех самых 2 или 6 лет события должны развиваться так: 1) проведение доследственной проверки в порядке ст. 144–145 УПК РФ; 2) возбуждение уголовного дела; 3) проведение предварительного расследования; 4) передача дела прокурору; 5) прохождение судебной стадии производства по уголовному делу (где вновь будут допрошены свидетели, назначены длительные экспертизы); 6) окончание рассмотрения дела в суде первой инстанции обвинительным приговором; 7)  получение апелляционной жалобы или представления; 8) предоставление срока на подачу возражений на них; 9) направление дела в суд апелляционной инстанции; 10) проведение судебного заседания в апелляции.

На практике рейдерский захват не так-то просто доказать. Это означает, что виновные лица с большой долей вероятности не будут привлечены к ответственности ввиду истечения сроков. Так, в 2022 г. всего пять человек осудили по ст. 179 УК РФ; двух – по ч. 1 ст. 185.5 УК РФ с назначением наказания в виде штрафа; ни одного – по ст. 170 УК РФ2.

Прежде всего защитить бизнес от рейдерских захватов призвано государство. Требуется подробный анализ применения уголовно-правовых норм, особенно на досудебной стадии производства, для устранения несовершенства в юридической технике (формулировках статей уголовного закона) и уголовной политике. Не исключено, что необходима пенализация некоторых норм или корректировка административных регламентов правоохранительных органов по учету работы, связанной с выявлением и раскрытием преступлений.

Какие правила безопасности помогут защититься от рейдеров – читайте в статье «Как не допустить рейдерского захвата бизнеса».


1 Федоров А.Ю. Методика противодействия рейдерству: практические рекомендации. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2013. Вып. 20. – 176 с.

2 «Уголовное судопроизводство: данные о назначенном наказании по статьям УК» (https://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/ug/t/14/s/17).


Фото: фотобанк Freepik/@freepik

Читайте также: