Внимание: незаконный перевод пенсионных накоплений граждан
Служба финансового уполномоченного сообщает, что с 11 декабря 2023 года по новым правилам решаются споры о неправомерных переводах пенсионных накоплений граждан в негосударственные пенсионные фонды
Что делать, если пенсионные накопления переведены незаконно?
Перевод пенсионных накоплений считается незаконным, когда средства перешли из Социального фонда России (СФР) в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или из одного НПФ в другой, хотя потребитель не подавал соответствующее заявление и договор об обязательном пенсионном страховании не подписывал.
Это распространенное правонарушение, в результате которого НПФ выплачивает своему агенту комиссионное вознаграждение за нового клиента и получает в управление пенсионные накопления последнего.
С 11 декабря 2023 года финансовый уполномоченный рассматривает требования к НПФ о возврате пенсионных накоплений предыдущему страховщику (СФР или НПФ) в связи с тем, что договор об обязательном пенсионном страховании потребитель не заключал.
Если вы выявили неправомерный перевод средств до установления вам накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты пенсионных накоплений, обратитесь в службу финансового уполномоченного.
Как обратиться за помощью к финансовому уполномоченному?
Служба финансового уполномоченного создана государством для бесплатной защиты прав потребителей финансовых услуг. Обращения рассматриваются без визита потребителей.
Такой порядок урегулирования споров финансовых организаций и их клиентов является обязательным по закону1, т.е. потребитель должен обратиться к уполномоченному до подачи иска в суд. Финансовые организации обязаны исполнять решения уполномоченного.
Шаг 1. Направьте в НПФ заявление о восстановлении нарушенного права.
В заявлении нужно изложить требование о возврате предыдущему страховщику пенсионных накоплений в связи с тем, что вы не заключали договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ – нынешним страховщиком.
НПФ должен ответить вам:
- в течение 20 рабочих дней, если вы направили электронное заявление по стандартной форме2 и со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней;
- в течение 40 календарных дней в иных случаях.
Шаг 2. Направьте обращение финансовому уполномоченному.
Это необходимо сделать, если вы не получили от НПФ ответ в установленный срок или не согласны с его решением, если вам не удалось заключить с фондом соглашение о возврате пенсионных накоплений предыдущему страховщику.
Обращение можно направить:
- в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного или на портале госуслуг;
- на бумажном носителе по адресу: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., д. 3, АНО «СОДФУ».
Шаг 3. Получите решение финансового уполномоченного.
Решение по вашему обращению также будет передано в НПФ. Фонд обязан исполнить его не позднее срока, установленного в решении.
Если финансовый уполномоченный обязал НПФ вернуть пенсионные накопления, фонд должен передать предыдущему страховщику:
- пенсионные накопления и иные суммы, связанные с их инвестированием;
- проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений.
С подробной информацией можно ознакомиться на сайте финансового уполномоченного.
Советы адвокатов о защите прав удобно отслеживать в нашем телеграм-канале @agexpert и сообществе «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!
1 Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
2 Приложение № 4 к Положению о стандартных формах заявления о восстановлении нарушенного права, направляемого потребителем финансовых услуг в финансовую организацию в электронной форме.