Внимание: незаконный перевод пенсионных накоплений граждан

Служба финансового уполномоченного сообщает, что с 11 декабря 2023 года по новым правилам решаются споры о неправомерных переводах пенсионных накоплений граждан в негосударственные пенсионные фонды

Внимание: незаконный перевод пенсионных накоплений граждан

Что делать, если пенсионные накопления переведены незаконно?

Перевод пенсионных накоплений считается незаконным, когда средства перешли из Социального фонда России (СФР) в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или из одного НПФ в другой, хотя потребитель не подавал соответствующее заявление и договор об обязательном пенсионном страховании не подписывал.

Это распространенное правонарушение, в результате которого НПФ выплачивает своему агенту комиссионное вознаграждение за нового клиента и получает в управление пенсионные накопления последнего.

С 11 декабря 2023 года финансовый уполномоченный рассматривает требования к НПФ о возврате пенсионных накоплений предыдущему страховщику (СФР или НПФ) в связи с тем, что договор об обязательном пенсионном страховании потребитель не заключал.

Если вы выявили неправомерный перевод средств до установления вам накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты пенсионных накоплений, обратитесь в службу финансового уполномоченного.

Как обратиться за помощью к финансовому уполномоченному?

Служба финансового уполномоченного создана государством для бесплатной защиты прав потребителей финансовых услуг. Обращения рассматриваются без визита потребителей.

Такой порядок урегулирования споров финансовых организаций и их клиентов является обязательным по закону1, т.е. потребитель должен обратиться к уполномоченному до подачи иска в суд. Финансовые организации обязаны исполнять решения уполномоченного.

Читайте также
Спор с финансовой организацией?
Обратитесь к финансовому уполномоченному. Он защитит ваши права бесплатно
30 октября 2023 Советы

Шаг 1. Направьте в НПФ заявление о восстановлении нарушенного права.

В заявлении нужно изложить требование о возврате предыдущему страховщику пенсионных накоплений в связи с тем, что вы не заключали договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ – нынешним страховщиком.

НПФ должен ответить вам:

  • в течение 20 рабочих дней, если вы направили электронное заявление по стандартной форме2 и со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней;
  • в течение 40 календарных дней в иных случаях.

Шаг 2. Направьте обращение финансовому уполномоченному.

Это необходимо сделать, если вы не получили от НПФ ответ в установленный срок или не согласны с его решением, если вам не удалось заключить с фондом соглашение о возврате пенсионных накоплений предыдущему страховщику.

Обращение можно направить:

  • в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного или на портале госуслуг;
  • на бумажном носителе по адресу: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., д. 3, АНО «СОДФУ».

Шаг 3. Получите решение финансового уполномоченного.

Решение по вашему обращению также будет передано в НПФ. Фонд обязан исполнить его не позднее срока, установленного в решении.

Если финансовый уполномоченный обязал НПФ вернуть пенсионные накопления, фонд должен передать предыдущему страховщику:

  • пенсионные накопления и иные суммы, связанные с их инвестированием;
  • проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений.

С подробной информацией можно ознакомиться на сайте финансового уполномоченного.

Советы адвокатов о защите прав удобно отслеживать в нашем телеграм-канале @agexpert и сообществе «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!


1 Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

2 Приложение № 4 к Положению о стандартных формах заявления о восстановлении нарушенного права, направляемого потребителем финансовых услуг в финансовую организацию в электронной форме.