Как вернуть мотоцикл в салон?

Можно требовать возврата денег за мотоцикл, если из-за устранения поломок его нельзя было использовать более 30 дней, пока длился гарантийный срок. Но помните: вернуть мотоцикл получится, только если все эти 30 дней он находился у дилера

Как вернуть мотоцикл в салон?

Мы опубликовали целое пособие по возврату автомобиля в салон, но решили на этом не останавливаться. Кроме машин, люди часто пытаются вернуть мотоциклы, снегоходы и лодки. Поэтому я подготовил для вас три статьи. В них кратко переданы общие условия возврата этих товаров и рассмотрена судебная практика по каждому из оснований для возврата.

Итак, я вам расскажу:

  • как вернуть мотоцикл в связи с невозможностью его использовать больше месяца из-за неоднократных ремонтов;
  • как вернуть снегоход из-за нарушения сроков устранения недостатков;
  • как вернуть лодку с существенными недостатками и без них.

Когда мотоцикл получится вернуть, а когда – нет?

Мотоцикл, как и любой другой товар, можно вернуть. Но при определенных условиях.

Мотоцикл надлежащего качества, т.е. исправный, нельзя поменять или вернуть в течение 14 дней (ст. 25 Закона о защите прав потребителей, Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463). Вернуть можно только мотоцикл с недостатками. Этот процесс урегулирован ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

Поскольку мотоцикл – это технически сложный товар (Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924), то порядок его возврата следующий:

  • если в течение 15 дней с момента покупки вы нашли любой недостаток (подчеркиваю: любой!), то можно вернуть мотоцикл и потребовать возврата денег;
  • если 15 дней прошли, и вдруг с мотоциклом что-то случилось, то по общему правилу его можно только ремонтировать.

По истечении 15 дней после покупки расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги можно лишь в трех случаях.

1. Выявлен существенный недостаток, а именно:

  • неустранимый недостаток;
  • недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени (из моей практики: замена двигателя, поставку которого из США нужно было ждать несколько месяцев);
  • недостатки, выявленные неоднократно (т.е. два и больше разных недостатков);
  • недостаток, который проявляется вновь после его устранения (из моей практики: сломалась деталь двигателя – отремонтировали, но через месяц она опять сломалась).

2. Нарушены сроки ремонта – на него дается максимум 45 дней.

3. Невозможно было использовать мотоцикл в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более 30 дней из-за неоднократного устранения его недостатков. (Сложно? Не беспокойтесь – ниже я все объясню.)

В этих случаях нужно составить претензию на возврат товара. Если после ее получения салон откажет, можно обращаться в суд.

Как вернуть мотоцикл, если на нем нельзя было ездить больше месяца?

Возврат товара из-за невозможности его использовать более 30 дней, пока действовал гарантийный срок, обычно вызывает много вопросов. Попробуем в этом разобраться.

1. Устранялись не менее двух разных недостатков, например в двигателе и руле. То есть тут важна неоднократность. Не путайте ее с повторяемостью, когда проявляется один и тот же недостаток, например в двигателе и опять в двигателе. Второй вариант для возврата товара по этому основанию не подойдет.

2. Срок ремонта должен превышать 30 дней. То есть возврат товара возможен начиная с 31-го дня.

3. Товаром невозможно было пользоваться.

Третий пункт означает, что товар находился в ремонтной зоне у дилера. Если мотоцикл не едет, но остается у вас, доказать, что вы не могли его использовать, будет очень сложно. Именно поэтому нередко дилеры диагностируют поломку, но мотоцикл не забирают. Говорят: «Вы ждите. Как запчасть доставят ¬– мы позвоним». Если поломка не мешает езде, то 30-дневный срок не начинает течь. А истекает он постепенно, если оставить мотоцикл у дилера и оформить акт приемки-сдачи.

Теперь рассмотрим судебную практику. Сразу оговорюсь: в ней будут указаны автомобили, так как их возвращают чаще. Но это не должно вас смущать, поскольку правила возврата машины и мотоцикла одинаковые.

4 правила возврата товара, выработанные судебной практикой

Здесь речь пойдет об основании для возврата мотоцикла, которое мы обсудили выше. Посмотрим на него еще раз: невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более 30 дней из-за неоднократного устранения недостатков.

Правило № 1. Чтобы вернуть мотоцикл, нужно набрать эти 30 дней в любой период действия гарантии.

Пусть вас не сбивает с толку формулировка «в течение каждого года гарантийного срока». Суды сначала тоже путались и думали, что дни нужно насобирать по частям обязательно в каждом году. Но вышестоящие суды разъяснили, что это не так. Если набрали 30 дней за гарантийный срок, можно возвращать мотоцикл – хоть в первый год, хоть в последний.

Пункт 2 Определения Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. № 2418-О:

«Правовое регулирование... о том, что право на отказ потребителя от исполнения договора купли-продажи в отношении технически сложного товара предоставляется при невозможности использовать технически сложный товар вследствие неоднократного устранения его различных недостатков в течение более 30 дней каждого года гарантийного срока, т.е. в любом году такого срока, не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы...»

Определение Верховного Суда РФ от 21 июня 2016 г. № 16-КГ16-19:

«Статьей 18 Закона о защите прав потребителей в качестве основания для отказа от исполнения договора купли-продажи технически сложного товара предусмотрена невозможность его использования в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Право на отказ от исполнения договора купли-продажи в отношении технически сложного товара по смыслу приведенной нормы предоставляется при невозможности использования технически сложного товара вследствие неоднократного устранения его различных недостатков в течение более 30 дней каждого года гарантийного срока, т.е. в любом году такого срока.

Выводы судебной коллегии о том, что для возникновения у истца права на отказ от исполнения договора купли-продажи автомобиль должен побывать в ремонте во всех годах гарантийного срока в течение более чем 30 дней в каждом из них, а нахождение транспортного средства на ремонте в течение указанного срока только в первом году гарантии основанием для расторжения договора не является, основаны на ошибочном толковании закона».

Определение Верховного Суда РФ от 16 декабря 2014 г. № 34-КГ14-10:

«Судом неправильно применены положения абзаца 11 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Расторжение договора купли-продажи по указанному основанию возможно при наличии совокупности следующих обстоятельств: невозможности в течение хотя бы одного года гарантии пользоваться автомобилем более чем 30 дней».

Правило № 2. Невозможность использовать мотоцикл более 30 дней – это не только срок от сдачи его в ремонт до выдачи вам. Сроки доставки мотоцикла в сервис и проезда за ним также являются периодами, в течение которых вы не могли использовать его из-за устранения недостатков. Можете включать в 30-дневный срок и другие периоды, если готовы доказывать, что в это время пользоваться мотоциклом было нельзя. Бывает же такое: мотоцикл умышленно не взяли в ремонт, чтобы не выдавать документы с датами. Заказали запчасть и попросили подождать. А владелец тем временем не мог на нем ездить.

Определение Верховного Суда РФ от 16 декабря 2014 г. № 34-КГ14-10:

«Суд при расчете 30-дневного срока, предусмотренного абзацем 11 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, исходил только из времени нахождения автомобиля в ремонте, в то время как указанная норма предусматривает необходимость определения периода, когда отсутствовала возможность использовать товар.

Суд не учел положения п. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, согласно которому доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем.

По смыслу приведенных норм срок доставки автомобиля в сервис и срок проезда покупателя в сервис за автомобилем являются периодом времени, в течение которого покупатель не мог использовать товар вследствие устранения его недостатков».

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 9 июня 2015 г. по делу № 33-7701/2015:

«При расчете 30-дневного срока, предусмотренного абзацем 11 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, следует исходить не только из времени нахождения товара в ремонте, но также учитывать время, когда у потребителя отсутствовала возможность использовать товар».

Правило № 3. Если набралось 30 дней – неважно, существенные ли недостатки устранялись во время ремонтов или нет.

Например, вам два раза по 10 дней чинили глушитель и фару, один раз в течение 11 дней устраняли неполадки в стереосистеме. Поломки вроде некритичные. Но пока шел ремонт, вы не пользовались мотоциклом. Так и набралось более 30 дней. А это безусловное основание для возврата мотоцикла.

Апелляционное определение Московского городского суда от 6 сентября 2017 г. по делу № 33-26471/2017:

«Исходя из положений абзаца 11 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, невозможность использования технически сложного товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней является самостоятельным основанием для отказа покупателя от исполнения договора купли-продажи и требования возврата уплаченной суммы независимо от наличия или отсутствия в товаре существенного недостатка».

Правило № 4. Даже если мотоцикл отремонтировали и вы его приняли, это не лишает вас права на возврат товара, раз его нельзя было использовать более 30 дней.

Подтверждением и тут служит судебная практика.

Апелляционное определение Магаданского областного суда от 22 мая 2018 г. по делу № 33-347/2018:

«Доводы апелляционной жалобы о недопустимости предъявления потребителем требований о возврате уплаченной за товар суммы после удовлетворения его требований о ремонте основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

В соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ, данными в п. 38 Постановления от 28 июня 2012 г. № 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей”, потребителю принадлежит право выбора вида требований, которые в соответствии со ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей могут быть предъявлены продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом.

При этом потребитель вправе требовать замены технически сложного товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в ст. 4 Закона о защите прав потребителей. Но при условии, что такие требования были предъявлены в течение 15 дней со дня передачи товара потребителю.

По истечении этого срока отказ от исполнения договора купли-продажи или требование о замене технически сложного товара могут быть удовлетворены при наличии хотя бы одного случая из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в совокупности более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Таким образом, положения ст. 18 Закона о защите прав потребителей прямо предусматривают в случае невозможности использования товара в совокупности более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения его различных недостатков вероятные последствия в виде отказа от исполнения договора купли-продажи и заявления требований о возврате уплаченной за товар суммы.

По этим же основаниям подлежит отклонению и довод жалобы об отсутствии у потребителя права отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в отношении технического сложного товара ввиду устранения недостатка товара».


Читайте также: