Предприниматель или потребитель: как не ошибиться при обращении в суд?
В суде покупателю-предпринимателю выгоднее быть потребителем. А доказать, что товар куплен не для ведения предпринимательской деятельности, помогут несколько сильных аргументов. С ними споры с продавцами и до суда получится не доводить
В редакцию «АГ» с вопросом обратился индивидуальный предприниматель: продавец утверждает, что купленный мобильный телефон он использовал для звонков клиентам, а значит, не является потребителем и не может рассчитывать на ремонт или возврат денег за товар. Мужчина спрашивает, вправе ли он в суде ссылаться на Закон о защите прав потребителей.
С подобными вопросами я сталкиваюсь постоянно. Начнем с главного: товар сломан, так какая разница, предприниматель обращается в суд или потребитель? Разница есть: статус потребителя в такой ситуации гораздо удобнее и выгоднее.
Почему в споре с продавцом потребителем быть выгоднее, чем предпринимателем?
1. Потребитель может обратиться в суд по своему месту жительства.
Поездка в суд для потребителя не будет проблемой. Например, если вы живете во Владивостоке, а продавец – в Москве, то пусть он и думает, как добираться до суда в вашем городе. Вам достаточно подать иск в свой мировой или районный суд и ждать (ст. 17 Закона о защите прав потребителей, ч. 7 ст. 29 ГПК РФ).
Предприниматель же по общему правилу должен обращаться в суд по месту нахождения ответчика (ст. 35 АПК РФ). Если продавец находится в другом городе, вам придется тратить деньги на дорогу и гостиницу. Можно участвовать в судебном заседании, используя видео-конференц-связь, но это неудобно – все зависает и тормозит. Да и судье проще воспринимать рядом стоящего человека с «живыми» документами в руках, чем маленькую картинку в телевизоре с пропадающим звуком.
2. Потребителю не придется платить государственную пошлину.
Потребитель не платит госпошлину, если иск не превышает 1 млн руб. Это прямо указано в п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей.
А предприниматель обязан уплатить пошлину. Причем судиться по предпринимательским вопросам можно только в арбитражных судах, а там размер госпошлины больше, чем в районных.
3. У потребителя больше возможностей.
Например, неисправный товар потребитель может вернуть, даже если истек гарантийный срок, но не истек срок службы (п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей). Для предпринимателей такая возможность законом не предусмотрена.
Кстати, на мой взгляд, это существенная недоработка Гражданского кодекса, которую следует устранить. Как-то ко мне обращались люди, которые купили Cadillac Escalade и оформили его на ООО. После истечения гарантийного срока сломался двигатель, а ремонт его сопоставим со стоимостью автомобиля. И все – раз машина на ООО, покупателям никто ничего не должен.
Кроме того, потребитель может подать в суд как на продавца, так и на изготовителя товара. Это важно, ведь продавец может просто-напросто обанкротиться и исчезнуть. А вот предприниматель вправе предъявить претензии только продавцу.
4. Повышенная ответственность продавца перед потребителем.
За неудовлетворение требования потребителя о возврате денег за товар начисляется неустойка – 1% стоимости товара в день. Причем эта неустойка не ограничена по размеру.
В случае неудовлетворения требования потребителя о возврате денег за некачественную работу (услугу) или в связи с нарушением сроков выполнения работ (оказания услуг) взыскивается неустойка в размере 3% стоимости работы (услуги). Правда, размер этой неустойки ограничен стоимостью работы (услуги).
Сверх этого взыскивается штраф – 50% суммы присужденного.
Поэтому судитесь как потребитель, если уж такая необходимость возникла.
Как предпринимателю доказать, что он потребитель?
Прежде всего разберемся, кто такой потребитель. Определение дано в преамбуле к Закону о защите прав потребителей: потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Отсюда следует, что:
- потребитель – это всегда гражданин. Точно не организация. Значит, если ваш товар был оформлен на ООО, ПАО или другое юридическое лицо, даже некоммерческое, вы не потребитель и на вас Закон о защите прав потребителей не распространяется;
- главное – доказать, что товар вы купили для использования в личных целях.
Что поможет доказать приобретение товара для личных нужд?
1. Ваш статус во время покупки.
Если вы физическое лицо, оспаривать тот факт, что вы потребитель, никто не будет. А вот если вы ИП, могут возникнуть вопросы. Доказать, что вы купили товар не для ведения предпринимательской деятельности, позволят:
- форма оплаты. Если вы оплатили покупку наличными или с использованием карты, а не платежным поручением с расчетного счета ИП, то можно смело настаивать на том, что покупка личная;
- соотношение назначения товара и деятельности по ОКВЭД из ЕГРИП. Допустим, вы купили мобильный телефон. При этом у вас точка по продажам мобильных, и в выписке из ЕГРИП указана розничная торговля телефонами. В таком случае может возникнуть спор. Если же, по данным ЕГРИП, вы занимаетесь строительными работами, то увязать использование телефона с этой деятельностью не получится.
2. Текст договора.
Гражданский кодекс четко разграничивает договоры розничной купли-продажи и поставки. Формально только по договору поставки можно купить товар для осуществления предпринимательской деятельности. Если ваш договор не назван договором поставки, нужно на это ссылаться.
3. Именно ответчик должен доказать, что товар использовался для ведения предпринимательской деятельности. На это надо давить, если по первому и второму пунктам все сходится.
И тут вам точно пригодятся два убедительных аргумента.
- Аргумент № 1. В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указано: гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, вправе обратиться в суд общей юрисдикции за защитой по сделкам, заключенным им с продавцом (исполнителем) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.
- Аргумент № 2. В ст. 2 Гражданского кодекса дано определение предпринимательской деятельности: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом.
В этой статье указан важный признак предпринимательской деятельности – систематичность. Почему это важно? Вы можете настаивать на том, что ответчик должен доказать не только факт осуществления вами предпринимательской деятельности, но и ведение ее систематически, регулярно.
Подумайте, реально ли доказать, что вы использовали товар в предпринимательской деятельности? Где ответчик может добыть эту информацию? Вернемся к примеру с мобильным телефоном, который, по словам продавца, использовался не для личных целей. В такой ситуации ответчик должен как минимум законно записать ваши разговоры, доказать, что их содержание связано с предпринимательской деятельностью, – в общем, абсурд.
***
Пока остановимся, чтобы не перегружать статью. Это будет первая часть. Во второй части расскажу о реальных возвратах автобусов и спецтехники по Закону о защите прав потребителей, несмотря на то, что такие товары считаются исключительно коммерческими.
Следующая статья станет очередной в нашей рубрике «Как вернуть деньги за что угодно». Здесь я объясняю, как добиться возврата денежных средств за любой купленный товар или оплаченную услугу. Присылайте свои вопросы (на почту «АГ» – onoprienko@advgazeta.ru, можно на мою – 9078078@mail.ru) – и получите в ответ статью с работающими рекомендациями.
Полезные советы вы найдете и на моем ютуб-канале. Например, там доступна инструкция по отправке телеграммы с вызовом дилера на экспертизу или с претензией.
А чтобы узнать, как вернуть машину продавцу (это может быть очень выгодно) и, главное, не упустить такую возможность, ознакомьтесь с «Пособием по возврату автомобиля в салон» на сайте «АГ».
Еще вам может пригодиться моя книга-консультация «Защита прав потребителей» – ее я сделал бесплатной, чтобы каждый мог получить помощь в неравном бою с недобросовестными коммерсантами. А в книге «Спаси свой бизнес!» я рассказал, как уберечь свое дело от 6 основных угроз.