Как вернуть снегоход продавцу?

Вы можете требовать возврата денег за технически сложный товар, если продавец нарушил сроки гарантийного ремонта. Причем не будет иметь значения, почему товар не починили вовремя и виноват ли в этом продавец, отремонтировали ли его в итоге и какой была поломка

Как вернуть снегоход продавцу?

Мы опубликовали целое пособие по возврату автомобиля в салон, но решили на этом не останавливаться. Кроме машин, люди часто пытаются вернуть снегоходы, мотоциклы и лодки. Поэтому я подготовил для вас три статьи. В них кратко переданы общие условия возврата этих товаров и рассмотрена судебная практика по каждому из оснований для возврата.

Итак, я вам расскажу:

  • как вернуть снегоход из-за нарушения сроков устранения недостатков;
  • как вернуть мотоцикл в связи с невозможностью его использовать больше месяца из-за неоднократных ремонтов;
  • как вернуть лодку с существенными недостатками и без них.

Когда снегоход получится вернуть, а когда – нет?

Снегоход, как и любой другой товар, можно вернуть. Но при определенных условиях.

Снегоход надлежащего качества, т.е. исправный, нельзя поменять или вернуть в течение 14 дней (ст. 25 Закона о защите прав потребителей, Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463). Вернуть можно только снегоход с недостатками. Этот процесс урегулирован ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

Поскольку снегоход – это технически сложный товар (Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924), то порядок его возврата следующий:

  • если в течение 15 дней с момента покупки вы нашли любой недостаток (подчеркиваю: любой!), то можно вернуть снегоход и потребовать возврата денег;
  • если 15 дней прошли, и вдруг со снегоходом что-то случилось, то по общему правилу его можно только ремонтировать.

По истечении 15 дней после покупки расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги можно лишь в трех случаях.

1. Выявлен существенный недостаток, а именно:

  • неустранимый недостаток;
  • недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени (из моей практики: замена двигателя, поставку которого из США нужно было ждать несколько месяцев);
  • недостатки, выявленные неоднократно (т.е. два и больше разных недостатков);
  • недостаток, который проявляется вновь после его устранения (из моей практики: сломалась деталь двигателя – отремонтировали, но через месяц она опять сломалась).

2. Нарушены сроки гарантийного ремонта – на него дается максимум 45 дней.

3. Невозможно было использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более 30 дней из-за неоднократного устранения его недостатков. То есть вы вправе требовать возврата денег за снегоход, если: 1) устранялись не менее двух разных недостатков; 2) в сумме на это ушел 31 день или больше, пока действовал гарантийный срок; 3) в это время снегоходом нельзя было пользоваться. Подробнее об этом я уже рассказал на примере возврата мотоцикла. И объяснил, почему так важно, чтобы он оставался у дилера все те дни, что ушли на ремонт. Все это касается и снегоходов. Потому ищите рекомендации в статье «Как вернуть мотоцикл в салон?».

В этих трех случаях нужно составить претензию на возврат товара. Если после ее получения салон откажет, можно обращаться в суд.

5 правил возврата товара из-за нарушения сроков гарантийного ремонта, выработанных судебной практикой

Теперь рассмотрим судебную практику. Сразу оговорюсь: там будут упоминаться автомобили, так как их возвращают чаще. Но это не должно вас смущать, поскольку правила возврата машины и снегохода одинаковые.

Правило № 1. Крупногабаритный товар должны бесплатно отвезти на ремонт и вернуть покупателю в течение 45 дней.

Вы можете просто направить требование о ремонте товара продавцу или производителю и ждать. Если ваше требование получено, а реакция в течение 45 дней не последовала – снегоход можно возвращать.

Определение Верховного Суда РФ от 31 января 2017 г. № 32-КГ16-31:

«По смыслу пункта 7 статьи 18 Закона о защите прав потребителей не исключается право потребителя потребовать доставки крупногабаритного товара – автомобиля – продавцу или импортеру для его диагностики с целью последующего ремонта, в связи с чем именно на продавце (импортере) лежит риск возможного нарушения установленных Законом о защите прав потребителей сроков доставки крупногабаритного товара для устранения его недостатков».

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 15 января 2020 г. по делу № 33-572/2020:

«То обстоятельство, что потребитель не произвел самостоятельно доставку товара для проверки его качества, в силу закона не освобождает продавца от обязанности произвести проверку качества товара, поскольку в рассматриваемом случае доставка товара продавцу ООО “Ю” являлась правом истца».

Правило № 2. Если сроки гарантийного ремонта нарушены, то неважно, какой была поломка. Нарушены сроки – значит, основание для возврата товара есть.

Определение Верховного Суда РФ от 23 июня 2020 г. № 29-КГ20-3-К1:

«Нарушение продавцом сроков устранения недостатков технически сложного товара, указанных в статье 20 Закона о защите прав потребителей, является самостоятельным основанием для предъявления потребителем требований об отказе от исполнения договора купли-продажи и о возврате уплаченной за товар денежной суммы. Предъявление таких требований законом не обусловлено ни существенностью недостатков, ни невозможностью использования товара по назначению, ни установлением вины продавца в причинах нарушения сроков устранения недостатков товара».

Правило № 3. Отказ продавца починить товар при наличии в нем недостатка приравнивается к нарушению сроков гарантийного ремонта.

Иными словами, недостаток есть, сроки ремонта нарушены – и только эти два факта имеют значение. А то, что продавец этот недостаток не обнаружил при проверке качества товара, – не ваши проблемы.

Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 19 апреля 2018 г. по делу № 33-3831/2018:

«Учитывая, что установленный заключением судебных экспертов недостаток в виде очагов коррозии с максимально поврежденной задней левой дверью является производственным дефектом, о его наличии в проданном автомобиле истец заявлял ответчику как при прохождении очередного технического обслуживания, так и в претензии с требованием о его устранении, указанный недостаток не был устранен и на момент рассмотрения спора судом, вывод суда первой инстанции о нарушении ответчиком установленных Законом о защите прав потребителей сроков устранения недостатков является правильным, основанным на обстоятельствах дела (...)

У истца отсутствовала объективная возможность сдать автомобиль на гарантийный ремонт для устранения выявленного недостатка лакокрасочного покрытия, поскольку в его устранении ответчиком было отказано. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Материалами дела установлено, что указанный истцом в претензии дефект лакокрасочного покрытия задней левой двери автомобиля является производственным недостатком, а потому то обстоятельство, что имеющиеся в автомобиле истца недостатки не были установлены ответчиком при проверке качества товара на основании претензии истца по не зависящим от истца причинам, не может лишать потребителя предусмотренного законом права на своевременное устранение недостатков товара продавцом в период гарантийного срока.

Доказательств того, что указанный производственный недостаток не мог быть выявлен в ходе проверки качества товара ответчиком, суду не представлено».

Правило № 4. Срок гарантийного ремонта отсчитывается с момента получения продавцом требования о ремонте, а не со дня фактической передачи товара. Это правило следует из правила № 1 и согласуется с ним.

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 декабря 2019 г. по делу № 8Г-1842/2019:

«Закон о защите прав потребителей связывает начало течения срока устранения недостатков товара с моментом предъявления потребителем соответствующего требования, предусматривает в качестве самостоятельного основания к расторжению договора купли-продажи технически сложного товара ненадлежащего качества не только наличие существенного недостатка, но и нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара».

Правило № 5. Нарушение сроков гарантийного ремонта является безусловным основанием для возврата товара. И неважно, по какой причине товар не починили вовремя и виноват ли в этом продавец, закончили ли ремонт или нет.

Определение Верховного Суда РФ от 21 мая 2013 г. № 16-КГ13-5:

«Нарушение продавцом сроков устранения недостатков технически сложного товара, указанных в статье 20 Закона о защите прав потребителей, является самостоятельным основанием для предъявления потребителем требований об отказе от исполнения договора купли-продажи и о возврате уплаченной за товар денежной суммы. Предъявление таких требований законом не обусловлено ни существенностью недостатков, ни невозможностью использования товара по назначению, ни установлением вины продавца в причинах нарушения сроков устранения недостатков товара. Кроме того, в качестве основания для предъявления покупателем требований об отказе от исполнения договора купли-продажи и о возврате уплаченной за товар денежной суммы указанная выше норма Закона предусматривает нарушение сроков устранения недостатков, а не сроков непосредственного производства ремонтных работ».


Читайте также: