Как вернуть лодку продавцу?

Лодки могут быть как простым товаром, так и технически сложным. Простую лодку можно вернуть в течение 14 дней после покупки. А если вы нашли в ней любой недостаток – даже спустя две недели. А вот лодку с двигателем придется возвращать как катер или яхту. Без дефектов ее обратно не примут. А если после покупки лодки прошло 15 дней, вам нужно будет разобраться, что такое существенный недостаток

Как вернуть лодку продавцу?

Мы опубликовали целое пособие по возврату автомобиля в салон, но решили на этом не останавливаться. Кроме машин, люди часто пытаются вернуть снегоходы, мотоциклы и лодки. Поэтому я подготовил для вас три статьи. В них кратко переданы общие условия возврата таких товаров.

Итак, я вам расскажу:

  • как вернуть снегоход из-за нарушения сроков устранения недостатков;
  • как вернуть мотоцикл в связи с невозможностью его использовать больше месяца из-за неоднократных ремонтов;
  • как вернуть лодку с существенными недостатками и без них.

У лодок есть интересная особенность: они могут быть как простым товаром, так и технически сложным. Зависит это от того, установлен в лодке двигатель внутреннего сгорания (электродвигатель) или нет (п. 5 Перечня технически сложных товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924). Это важно, поскольку правила возврата простых товаров и технически сложных различаются.

Возврат лодки без двигателя внутреннего сгорания (электродвигателя)

Допустим, у вас простая лодка. Такие не относятся к товарам, которые не подлежат возврату и обмену. Значит, если лодка вам не подошла, можно ее вернуть в течение 14 дней (ст. 25 Закона о защите прав потребителей).

А теперь представим, что вы еще и недостатки в лодке нашли. Причем появились они не по вашей вине (т.е. дело не в том, что вы нечаянно проткнули лодку, например). В таком случае даже не нужно думать, насколько эти недостатки существенны. Можете смело возвращать лодку продавцу.

Возврат лодки с двигателем, катера или яхты

Правила возврата лодки с двигателем внутреннего сгорания (электродвигателем), как катера или яхты, урегулированы ст. 18 Закона о защите прав потребителей:

  • если в течение 15 дней с момента покупки вы нашли любой недостаток (подчеркиваю: любой!), то можно вернуть лодку и потребовать возврата денег;
  • если 15 дней прошли, и вдруг с лодкой что-то случилось, то ее получится лишь отремонтировать. А отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата денег можно будет, только если возникнет одно из трех обстоятельств:

Существенный недостаток лодки, катера или яхты

Определение этого понятия надежно спрятано в Законе о защите прав потребителей. О существенном недостатке говорится в ст. 18 этого закона. А вот само определение содержится во введении к закону, потому его не все находят.

Закон описывает существенный недостаток через перечисление его видов:

  • неустранимый недостаток;
  • недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени;
  • недостаток, выявленный неоднократно;
  • недостаток, который проявляется вновь после его устранения.

Чтобы было проще понять, что все это значит, рассмотрим каждый вид отдельно.

Неустранимый недостаток

Такой недостаток не может быть ликвидирован посредством проведения мероприятий с целью приведения лодки в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом. Примерами неустранимого недостатка могут быть нарушение геометрии корпуса лодки или некачественная окраска.

Второй пример поясню. Тут то же, что и с машинами. Вот смотрите: из-за некачественной окраски появилась коррозия. Но покраска кузова в салоне или мастерской, способная устранить коррозию, будет отличаться от заводской. Поэтому такой недостаток считается неустранимым. Встречаются дефекты окраски, исправить которые можно только очисткой кузова до голого металла. Скажем, если нарушили состав, очередность, технологию или условия нанесения слоев покрытия, перепутали полярность электродов при обработке кузова и вместо упрочнения покрытия получили обратный эффект.

Недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени

В законе написано, что таким недостатком признается тот, расходы на устранение которого приближены к стоимости товара, превышают ее или выгоду, которая могла быть получена потребителем от его использования.

Несоразмерность расходов на устранение недостатков технически сложного товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены или иных его свойств1. Поэтому конкретные цифры в данном случае назвать проблематично. Я использую методическое руководство для экспертов и судей «Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации». К лодке, катеру и яхте оно вполне применимо.

В руководстве этом указаны такие цифры:

4.1.2. Несоразмерность расходов по устранению недостатка: расходы по устранению недостатка превышают 20% от рыночной стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования либо превышают 14% от рыночной стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды.

4.1.3. Несоразмерность времени по устранению недостатков устанавливается в 10% от срока гарантии.

4.2. Расходы по устранению недостатка узла или агрегата включают в себя стоимость запасных частей, расходных материалов и стоимость ремонтных работ, определяемые затратами времени на их производство.

5.3. Неоднократно выявляющийся производственный недостаток деталей и узлов АТС: суммарные расходы по устранению неоднократно выявляющихся недостатков превышают 10% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или превышают 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, либо время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии.

5.4. Производственный недостаток, проявляющийся вновь после его устранения: суммарные расходы по устранению недостатка, проявляющегося вновь после его устранения, превышают 10% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или превышают 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, либо время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии.

А вот что касается сроков, объективно необходимых для устранения недостатка, то при доказывании можно обратиться к п. 3.13 Руководящего документа «Положение о гарантийном обслуживании легковых автомобилей и мототехники. РД 37.009.025-92». В нем указано, что сроки выполнения работ гарантийного ремонта устанавливаются в зависимости от трудоемкости и вида гарантийного ремонта, но не более 10 рабочих дней.

Недостаток, выявленный неоднократно, или недостаток, который проявляется вновь

  • Недостаток, выявленный неоднократно, подразумевает обнаружение разных поломок. То есть это не повторное проявление одного и того же дефекта, а разные недостатки. Причем каждый из них в отдельности делает товар не соответствующим образцу или описанию (при продаже товара по образцу или описанию), предусмотренным законом требованиям или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям). При этом каждый из таких недостатков приводит к невозможности или недопустимости использования товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется или о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора.
  • Недостаток, который проявляется вновь, – это недостаток, повторно проявляющийся после его устранения. Причем должен быть выявлен недостаток именно той детали, которая была отремонтирована.

Важно не путать неоднократный недостаток и недостаток, который возник вновь после устранения. Если неправильно сформулируете в иске основание возврата товара, то проиграете.

Если все еще не до конца понятно, что такое существенный недостаток и чем один его вид отличается от другого, почитайте статью «Купил новый автомобиль в салоне, а он сломался через 15 дней». Там я привел больше примеров. Они помогут вам во всем разобраться.


1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Читайте также: