
Недобросовестное автокредитование
Условные скидки, навязывание ненужных услуг, пустые обещания и бесплатное консультирование за деньги

Банк России опубликовал обзор недобросовестных практик в автокредитовании. Там даны разъяснения, как не попасться на уловки нечестных кредиторов или продавцов и куда обращаться потребителю, если его обманули.
Проблемы при покупке автомобиля и их решение
Юрист Станислав Сазонов:
Проблема: навязывают дополнительные услуги при покупке автомобиля в кредит («АВТОУверенность», обучающие материалы и проч.).
Что делать. Обратитесь в несколько банков с заявкой на автокредит. Не исключено, что вам одобрят энную сумму без добавочных условий.
Если уже подписали договор на дополнительные услуги, от него можно отказаться. И лучше это сделать побыстрее (см. инструкцию).
Проблема: после получения автокредита предлагают подписать заявление о переводе денег на фирму-однодневку под видом продажи дополнительных услуг.
Что делать. Проверьте назначение платежа, кому и куда отправляете средства. Сумма должна быть полностью перечислена компании-продавцу, указанной в договоре купли-продажи автомобиля.
Когда предлагают оформить перевод на пару сотен тысяч на некие ИП или ООО, не подписывайте такие документы.
Если отправили деньги не туда, быстро вернуть их уже не получится. Пошлите уведомление об отказе от договора и подайте иск в суд. Не тяните, поскольку подобные фирмы создаются только для сбора денег с покупателей и нередко банкротятся в течение года.
Проблема: дают скидку за покупку автомобиля в кредит, при досрочном погашении которого требуют вернуть скидочную сумму.
Эту схему используют автосалоны, банки тут ни при чем.
Что делать. Покупатель вправе досрочно погасить кредит и сумму скидки возвращать не обязан.
Если автосалон потребует сумму скидки в судебном порядке, не беспокойтесь: с 2023 года суды продавцам отказывают (дело № 2-339/2024).
Проблема: морочат устными обещаниями.
Часто покупателям предлагают кабальный кредитный договор с неподъемным ежемесячным платежом. В автосалоне человека успокоят: «Не переживайте, через 2–3 месяца будет рефинансирование, ставка и платеж станут меньше». Покупатель подписывает договор, но рефинансирование банк не делает.
Что делать. Проверяйте, чтобы устные общения были отражены в договоре.
Проблема: берут деньги за услуги, которые должны быть бесплатными.
Например, банк требует плату за выпуск карты или информирование о видах страхования. Это все равно, как если бы продавец в магазине требовал заплатить за то, что принес на примерку несколько платьев.
Что делать. Проверяйте, за что именно платите. Если что-то смущает, обратитесь в другой банк или наймите юриста, который проанализирует документы до подписания.
Адвокат Елена Дьякова:
Проблема: не принимают отказ от независимой гарантии.
Что делать. Вы вправе отказаться от независимой гарантии и потребовать деньги назад. Для этого надо обратиться в автосалон с соответствующим требованием.
Если в автосалоне ответят, что не вернут деньги, поскольку договор уже исполнен или независимая гарантия была безотзывная, то придется обращаться в суд.
Проблема: навязывают добровольное страхование (КАСКО, страхование жизни и проч.).
Что делать. Вы вправе отказаться от приобретенных вместе с кредитом страховых услуг в течение 30 дней и потребовать деньги обратно (ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ).
Если же хотите застраховаться, то необязательно покупать страховку у компании, которую предлагает банк или автосалон.
Проблема: нарушают право на отказ от дополнительных услуг и возврат денег.
Что делать. Обратитесь с жалобой в Банк России, Роспотребнадзор или к финансовому уполномоченному. Также вы можете подать иск в суд.
Чем поможет финансовый уполномоченный и как ему направить жалобу – читайте в материале «Спор с финансовой организацией? Обратитесь к финансовому уполномоченному. Он защитит ваши права бесплатно».
Для читателей, которые не хотят пропускать юридические советы, у нас есть телеграм-канал @agexpert и сообщество «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!