Обзор изменений законодательства для предпринимателей в 2019–2020 гг.

Поправки призваны адаптировать предпринимателей к реалиям экономики и снизить бюрократические барьеры, мешающие взаимодействию бизнеса и власти

Обзор изменений законодательства для предпринимателей в 2019–2020 гг.

Рост НДС

Наиболее существенным изменением стало повышение налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 г. Ставка была установлена в размере 20%. При этом льготные ставки 0% и 10% остались неизменными1.

Увеличение налоговой нагрузки связано с необходимостью исполнения бюджетных обязательств. По экспертным оценкам, повышение ставки налога привело к пополнению федерального бюджета. Однако результаты опроса, проведенного среди предпринимателей аудиторской компанией PwC и аналитическим центром НАФИ, показали, что маржинальность бизнеса существенно снизилась, и вести его становится все труднее.

Сегодня в Государственной Думе звучат призывы как повысить НДС до 22%, так и снизить его до 15%. С последней инициативой выступили депутаты «Справедливой России». По их мнению, кратковременное снижение поступлений в бюджет приведет к росту доходов граждан и подъему экономики. Можно предположить, что снижение НДС хотя бы до прежних 18% позволит малому и среднему бизнесу развиваться более активно.


1 Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Поправки о применении ККТ: усиление контроля за недобропорядочными предпринимателями повысит доверие к бизнесу

С 1 июля 2019 г. перестала действовать норма2, освобождающая предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники и оформления бланков строгой отчетности:

  • при осуществлении расчетов в безналичном порядке с физическими лицами (для определенных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей);
  • при предоставлении займов;
  • иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;
  • при сдаче в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих индивидуальным предпринимателям на праве собственности.

Использование ККТ закреплено Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В нем же предусмотрены изъятия и послабления в зависимости от применяемых режимов налогообложения и способов реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. В этой связи в закон были внесены изменения. 7 июня 2019 г. они вступили в силу. Поправками были детализированы условия применения онлайн-касс и определены случаи, при которых фискальный порядок может осуществляться предоставлением покупателю для считывания QR-кода. Также прекращено действие положений, замораживающих ответственность предпринимателей и компаний за осуществление расчетов без применения онлайн-касс при организации пассажирских перевозок и расчетах за жилищно-коммунальные услуги3.

Теми же поправками предусмотрено, что 1 февраля 2020 г. при торговле через автоматы можно будет не выдавать покупателю бумажный чек и не отсылать ему электронный чек, если на дисплее автомата отображается для считывания QR-код.

В целом изменения законодательства направлены на поэтапное повышение доступности кассовых расчетов с применением контрольно-кассовой техники и мобильных устройств.


2 Пункт 4 ст. 4 Федерального закона от 3 июля 2018 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 Федеральный закон от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации”».

Маркировка товара как средство защиты от недобросовестных конкурентов

Для совершенствования торгового оборота в границах торгово-экономического союза и контроля контрафактной продукции были внесены изменения в Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке4. С 1 марта 2019 г. обязательная маркировка предусмотрена для табачной продукции. С 1 декабря 2019 г. обязательной маркировке средствами идентификации подлежат духи и туалетная вода, шины и покрышки, предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной и композиционной кожи, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное, обувные товары, фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.

Проект этот запущен в соответствии с Законом об основах государственного регулирования торговой деятельности и является пилотным. Эксперимент проводится с целью реализации Единой национальной системы «Честный ЗНАК» в рамках государственно-частного партнерства при содействии оператора проекта – Центра развития перспективных технологий.

Нововведения позволят максимально расширить доступность информации о товаре. И инициатива эта крайне значима. Сегодня на рынке наблюдается множество контрафактной продукции: одежда, продукты питания, медикаменты, стройматериалы и т.д. В первую очередь от этого страдают потребители. Но немалый урон такая продукция наносит и владельцам бизнеса. Во-первых, это сказывается на репутации производителей и торговых точек. Во-вторых, продажа контрафактных изделий часто сопряжена с финансовыми утечками из компании. Например, преступники, являясь сотрудниками легальной фирмы-производителя, могут указывать в документации, что для хранения производимой продукции требуется бОльшая складская площадь, нежели нужна на самом деле. На дополнительном месте они размещают контрафактные изделия. В итоге собственники бизнеса оплачивают хранение и сбыт неучтенных товаров, даже не подозревая о том5.


4 Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р (ред. от 8 ноября 2019 г.) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

5 В публикации «Форензик: как выявить корпоративное мошенничество в компании» можно прочитать о том, каким бывает мошенничество в компаниях и какие индикаторы на него укажут, как форензик-специалисты осуществляют корпоративную разведку и проводят расследования, чтобы обезопасить бизнес. О предотвращении инцидентов корпоративного мошенничества и коррупционных правонарушений для устранения рисков утечки денежных средств и привлечения к ответственности читайте в публикациях «Комплаенс – это безопасность бизнеса», «Почему предприниматели готовы отдавать 4 млн в год за работу комплаенс-специалиста», «Минтруд: Бороться с коррупцией обязана каждая компания».

Нулевая налоговая ставка для ИП

В 2020 г., как и в текущем, впервые зарегистрированные налогоплательщики для осуществления деятельности в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания вправе будут применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов6.

Такое налоговое послабление является одной из мер, направленных на развитие предпринимательской деятельности. Оно не исключает возможности применения специальных налоговых режимов, надзорных каникул и других мер поддержки.


6 Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Суммы страховых взносов ИП станут больше

Законом предусмотрено увеличение суммы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей за себя на пенсионное и медицинское страхование7. Базы исчисления страховых взносов предпринимателей ежегодно индексируются с учетом роста средней заработной платы для обеспечения устойчивых источников социальных выплат гражданам.

В 2020 г. взносы ИП на обязательное пенсионное страхование составят 40 874 руб. в год. Если годовой доход предпринимателя превысит 300 тыс. руб., необходимо будет заплатить дополнительно 1% от суммы превышения. Взносы на обязательное медицинское страхование составят 8426 руб.


7 Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С работодателя принудительно взыщут невыплаченную работнику зарплату

Государственной инспекции труда разрешено самостоятельно принимать решения о принудительном исполнении работодателем обязанности по перечислению работнику зарплаты и других выплат8. Принудительное исполнение таких решений может осуществляться судебными приставами. Такие меры направлены на упрощение порядка взыскания средств с недобросовестных работодателей.


8 Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 393-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику».

Налогоплательщикам дадут возможность стать добросовестнее

Одним из наиболее объемных законодательных актов текущего года стал Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Поправки были приняты для совершенствования налогового контроля, упорядочения документооборота в налоговой сфере, улучшения условий для самостоятельного добросовестного исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов, расширения гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.

В 2020 г. для предпринимателей могут быть актуальны следующие нововведения:

  • после согласования номера телефона налоговому органу будет разрешено направлять СМС о задолженности по налогам и сборам;
  • предусмотрено обязательство организаций и предпринимателей сообщать налоговому органу сведения о транспортных средствах и земельных участках, в отношении которых он не прислал сообщение об исчисленной сумме транспортного или земельного налога в предыдущем налоговом периоде;
  • установлены правила определения дохода, полученного от иностранной дочерней компании при распределении ее прибыли после налогообложения;
  • для предпринимателей, находящихся на патентной системе налогообложения и применяющих единый налог на вмененный доход, с 1 января 2020 г. будет установлен запрет на реализацию лекарств, одежды и обуви (подробнее об этом читайте в публикации «Как будем платить налоги в 2020 году?»);
  • добавлена статья, регулирующая уплату торгового сбора, т.е. внесение платежа в бюджет за объекты, которые используются в торговле. В настоящее время торговый сбор применяется только в Москве.

Отметим, что обсуждаемые в СМИ положения об исключении необходимости предоставления с 2020 г. деклараций по УСН для предпринимателей, которые используют ККТ, передающую сведения в ФНС в режиме онлайн, являются проектируемыми.

Установлены дополнительные меры ответственности операторов, работающих с персональными данными граждан

При сборе персональных данных оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории России9.

С 2 декабря 2019 г. вступил в силу закон, который предусматривает наложение административного штрафа за нарушение требования о локализации персональных данных. Для граждан он составит от 30 до 50 тыс. руб., для должностных лиц – от 100 до 200 тыс. руб., для предпринимателей и юридических лиц – от 1 до 6 млн руб. Повторное совершение данного правонарушения повлечет применение повышенных штрафных санкций. Гражданин должен будет уплатить штраф в размере от 50 до 100 тыс. руб., должностное лицо – от 500 до 800 тыс. руб., предприниматель и юрлицо – от 6 до 18 млн руб. 10

По мнению авторов закона, неисполнение обязанности по локализации баз с персональными данными создает угрозу безопасности граждан, функционирования критической информационной инфраструктуры, препятствует борьбе с терроризмом и экстремизмом, а ранее принятые меры оказались недостаточно эффективными11.


9 Часть 5 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

10 Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 405-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

11 О выборе стратегии выполнения законодательных требований к обработке персональных данных и об оценке рисков их применения читайте в публикации «Как оператору исполнить обязанность по размещению баз с персональными данными на территории РФ». О проверках юрлиц и ИП, а также о подготовке к ним рассказано в материале «Операторов обработки персональных данных начнут проверять по новым правилам». О принятии эффективных мер при нарушении конфиденциальности данных клиентов компании с целью снизить их отток и уменьшить размеры возмещаемого ущерба и санкций вы узнаете, ознакомившись с публикацией «Как реагировать на утечку персональных данных клиентов»).

Социальное предпринимательство получит поддержку государства

26 июля 2019 г. вступил в силу закон, который посвящен поддержке социальных предприятий, организованных в форме малого и среднего бизнеса. На нее смогут рассчитывать компании, которые соответствуют одному из установленных критериев: предприятие обеспечивает рабочими местами инвалидов, выпускников детских домов, матерей-одиночек, многодетных родителей, пенсионеров и предпенсионеров и т.п.; реализует продукцию, произведенную ими или для них; осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и решение социальных проблем общества12.

Производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, ориентированных на социально уязвимых группы граждан, станет одной из приоритетных областей.


12 Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в части закрепления понятий “социальное предпринимательство”, “социальное предприятие”».

Малые и средние предприятия – получатели господдержки будут сведены в единый реестр

Сейчас организации, в которых субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить поддержку (субсидирование, льготное кредитование, налоговые послабления и т.д.), ведут собственные реестры ее получателей. Принятый в текущем году закон предполагает формирование единого реестра, который будет размещаться на официальном сайте ФНС России. Также определены организации, которые будут предоставлять такие сведения налоговой службе13.

Напомним, что приоритетными для государства являются следующие направления предпринимательской деятельности: жилищно-коммунальные и транспортные услуги, деятельность в сфере науки и техники, переработка древесины, изготовление продуктов питания, производство лекарств и иная социально ориентированная деятельность14.


13 Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки».

14 О реализации национального проекта, предусматривающего поддержку малого и среднего бизнеса, читайте в публикации «Господдержка – предпринимателям».


Читайте также: