Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Операторов обработки персональных данных начнут проверять по новым правилам

Как теперь будут проводиться проверки юрлиц и индивидуальных предпринимателей и как к ним подготовиться?

Операторов обработки персональных данных начнут проверять по новым правилам

13 февраля 2019 г. Правительством РФ были приняты1 Правила организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных (далее – Правила). Они вступили в силу 23 февраля и обязательны к применению Роскомнадзором, который и должен контролировать обработку таких данных.

Если вы собираете, храните и используете персональные данные, то мы рекомендуем вам ознакомиться с нововведениями в процедуре проведения плановых и внеплановых проверок, внесенными новыми Правилами.

Кто считается оператором обработки персональных данных и кого будут проверять?

Операторами являются лица, которые обрабатывают персональные данные, т.е. совершают любые действия с ними или определяют цель и способ обработки данных и их состав (п. 2 ст. 3 Закона о персональных данных). Проверки операторов осуществляются согласно п. 1 Правил и ч. 1.1 ст. 23 Закона о персональных данных2.

В то же время из п. 6 Правил следует, что плановые проверки проводятся в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В отношении иных лиц, судя по всему, будут проводиться только внеплановые проверки.

Стоит учитывать, что на порядок осуществления таких проверок не распространяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»3 (п. 20 ч. 3.1 ст. 1 этого закона). Это означает, что правительство вправе устанавливать иной порядок организации и проведения проверок, чем тот, который определен данным законом. Принятые Правила на данный момент в целом соответствуют Закону о проверках, но в последующем они могут быть изменены. Оператору при этом необходимо будет руководствоваться именно положениями Правил, а не нормами Закона о проверках.

По каким правилам раньше проводились проверки?

Ранее проверки и иные подобные мероприятия проводились на основании Административного регламента Роскомнадзора (далее – Регламент).

Он не был изменен и не утратил силу на момент подготовки данного материала. Однако применяться Регламент будет лишь в той части, которая не противоречит Правилам, поскольку они утверждены нормативным актом более высокого уровня. Можно ожидать, что Регламент будет приведен в соответствие с Правилами в ближайшее время.

Как часто будут осуществляться проверки?

Пунктом 33 Регламента установлено, что плановые проверки проводятся один раз в три года. Данный срок указан и в п. 6 Правил.

Кроме того, определено специальное правило в отношении операторов:

  • обрабатывающих персональные данные в государственных информационных системах;
  • осуществляющих сбор биометрических или специальных категорий персональных данных;
  • осуществляющих трансграничную передачу персональных данных на территорию, на которой не обеспечивается адекватная защита прав субъектов;
  • осуществляющих обработку персональных данных по поручению иностранного лица или органа власти, которые не зарегистрированы в России.

Плановые проверки таких операторов будут проводиться один раз в два года.

Как узнать, когда будет проводиться проверка?

Сведения о проведении плановых проверок должны быть включены в ежегодный план, размещаемый Роскомнадзором на своем официальном сайте. Кроме того, о плановой проверке ведомство должно уведомить оператора не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Сообщается об этом заказным письмом или по электронной почте, если ее адрес размещен на сайте оператора.

О проведении внеплановой проверки Роскомнадзор обязан уведомить оператора любым способом не позднее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Как долго проверка будет длиться?

Пунктом 20 Регламента было установлено, что срок проведения плановых и внеплановых проверок не может превышать 20 рабочих дней и может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней. Для субъектов малого предпринимательства были определены иные сроки проведения проверок: не более 50 часов для малого предприятия и не более 15 часов для микропредприятия.

В новых Правилах сократили срок проведения внеплановых проверок. Теперь он составляет не более 10 рабочих дней и может быть продлен в исключительных случаях не более чем на 10 рабочих дней (п. 17 Правил). При этом в Правилах отсутствует указание на другие сроки проведения проверок для субъектов малого предпринимательства.

Также установлено правило исчисления сроков проведения проверок операторов, действующих на территории нескольких субъектов РФ. Они исчисляются в отношении каждого филиала, однако совокупный срок проверки не может превышать более 60 рабочих дней (п. 18 Правил).

В каких случаях возможны внеплановые проверки?

Регламентом предусмотрены следующие основания для проведения внеплановых проверок:

  • неисполнение оператором выданного Роскомнадзором предписания об устранении нарушений;
  • поступление в Роскомнадзор информации о причинении вреда жизни и здоровью граждан или возникновении угрозы причинения такого вреда вследствие ненадлежащего исполнения оператором своих обязанностей;
  • приказ руководителя Роскомнадзора или его территориального подразделения, изданный в соответствии с поручением президента, правительства или прокуратуры.

В п. 8 Правил основания для проведения внеплановых проверок несколько изменены:

  • они могут быть назначены после поступления в Роскомнадзор любых сведений о нарушении прав субъектов персональных данных, предусмотренных гл. 3 Закона о персональных данных. Например, если такой субъект сообщил об утечке информации;
  • поручения президента и правительства, а также требования прокурора являются теперь самостоятельным основанием для проведения внеплановых проверок;
  • они также могут быть назначены по решению руководителя Роскомнадзора на основании проведенных сотрудниками этого ведомства мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами (о них далее).

Как будет проходить проверка?

Проверки могут проходить в двух формах – документарной (когда Роскомнадзор проверяет предоставленные оператором документы без личной явки к нему) и выездной (когда проверка осуществляется сотрудниками Роскомнадзора по месту нахождения оператора).

Документарными могут быть только плановые проверки (п. 25 Правил). В этом случае Роскомнадзор запрашивает у оператора интересующие документы, которые он обязан представить в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Непредставление сведений является основанием для привлечения к административной ответственности (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если в документах будут выявлены ошибки или неточности, Роскомнадзор направит дополнительный запрос. Ответ на него оператор должен дать в течение трех рабочих дней. В противном случае Роскомнадзор вправе назначить выездную проверку. Она осуществляется по месту нахождения оператора и не может проводиться в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 32 Правил).

Оператор обязан обеспечить сотрудникам Роскомнадзора все условия для проведения проверки, в том числе представить запрошенные ими документы. По итогам составляется акт проверки (п. 42 Правил). В случае выявления нарушений оператору выдается предписание об их устранении. Также он может быть привлечен к административной ответственности.

Возможна проверка без взаимодействия с оператором?

Правилами регламентирована новая форма осуществления контроля – это мероприятия, которые проводятся без взаимодействия с операторами. В их рамках осуществляются:

  • проверка информации, размещенной оператором в интернете и СМИ, – например, сведений о политике обработки персональных данных;
  • анализ информации, предоставленной оператором или полученной Роскомнадзором от органов государственной власти в рамках межведомственного взаимодействия, – например, сведений, указанных оператором в уведомлении об обработке персональных данных.

Основаниями для проведения данных мероприятий являются поручения президента, правительства или руководителя Роскомнадзора, а также поступление в Роскомнадзор информации от физических или юридических лиц, из интернета или СМИ о нарушении прав субъектов персональных данных или обязательных требований. Например, причиной такой проверки могут стать размещенные в СМИ сведения о допущенной оператором утечке персональных данных.

Как подготовиться к проверке?

Следует учитывать, что Роскомнадзор в первую очередь обращает внимание на следующие моменты:

  • было ли подано в Роскомнадзор уведомление об обработке персональных данных, которое требуется для включения в реестр операторов (ст. 22 Закона о персональных данных). Необходимо представить сведения о его направлении или сослаться на одно из оснований, позволяющих обрабатывать данные без уведомления Роскомнадзора. Перечень таких оснований предусмотрен ч. 2 ст. 22 Закона о персональных данных;
  • если уведомление было подано – соответствует ли реальное положение дел данным, указанным в нем;
  • соблюдены ли требования к неавтоматизированной обработке персональных данных: кто из сотрудников работает с ними, как хранятся документы;
  • соблюдены ли требования к автоматизированной обработке данных (за исключением требований, связанных с безопасностью);
  • утверждена ли политика обработки персональных данных. Если данные собираются через сайт компании – размещены ли сведения об этой политике на сайте;
  • данные каких субъектов обрабатываются и на каком основании. Допустимые основания перечислены в ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных;
  • если обработка осуществляется на основании согласия субъекта персональных данных – соблюдены ли требования закона к такому согласию (ст. 9 Закона о персональных данных);
  • передаются ли персональные данные третьим лицам. Если да, соблюдаются ли требования закона, касающиеся передачи: наличие согласия субъекта; соответствующие условия в договоре с третьими лицами; требования, касающиеся трансграничной передачи данных;
  • обрабатываются ли специальные категории персональных данных и биометрические данные. Соблюдены ли условия для такой обработки;
  • соблюдаются ли требования о локализации персональных данных (ч. 5 ст. 18 Закона о персональных данных).

Если осуществляется внеплановая проверка в связи с поступлением в Роскомнадзор сведений о нарушениях прав субъектов персональных данных или если ведомство выявило такие нарушения в ходе проведения дистанционного контроля – рекомендуется заранее предоставить пояснения по выявленным нарушениям.

Следует учитывать, что утвержденные Правила не распространяются на контроль и надзор за обеспечением безопасности обработки персональных данных, которая осуществляется в информационных системах, установленных в соответствии со ст. 19 Закона о персональных данных. Контролируют выполнение этих требований закона ФСБ и ФСТЭК.

Что будет, если проверяющие выявят нарушения?

В этом случае оператору направляется требование об устранении нарушений, которое должно быть исполнено в течение 10 дней. Также может быть назначена внеплановая проверка.

Невыполнение предписания уполномоченного органа является основанием для привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) и наложения штрафа в размере до 500 руб. на граждан, до 2 тыс. руб. – на должностных лиц, до 20 тыс. руб. – на организации. Должностное лицо может быть также дисквалифицировано на срок до трех лет.

Кроме того, оператор может быть привлечен к административной ответственности (ст. 13.11 КоАП РФ), если в его действиях будут выявлены признаки правонарушения в сфере персональных данных. Например, если станет известно, что оператор не опубликовал сведения о политике обработки персональных данных, то он может быть привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ.

Что делать оператору, если он не согласен с результатами проверки?

Оператор может обжаловать действия проверяющих и их решения. Жалоба направляется руководителю территориального подразделения Роскомнадзора или руководителю ведомства, если нарушения допущены сотрудниками центрального подразделения. Жалоба может быть устной или письменной, в том числе в форме электронного документа, и должна быть рассмотрена должностным лицом в течение 30 дней со дня ее регистрации.

Акт проверки, составленный сотрудниками Роскомнадзора, может быть оспорен в досудебном порядке, описанном выше, либо в судебном порядке.

Привлечение оператора к административной ответственности может быть обжаловано в порядке, предусмотренном КоАП РФ.


1 Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 146 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных».

2 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

3 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Читайте также: